Официальные российские СМИ «освятили» нынешнее празднование Дня народного единства сенсацией, которую на церковном языке вполне можно было бы назвать чудом. Патриарх Кирилл во время литургии в Успенском соборе московского Кремля заявил, что обрел «ту самую» чудотворную Казанскую икону Божией Матери, под покровительством которой народное ополчение Минина и Пожарского освобождало в 1612 году Москву от польских (и украинских?) «интервентов». День народного единства в РФ установлен в память об этих событиях и совпадает с церковным праздником в честь Казанской иконы, которой приписывали в XVII в. восстановление централизованного Московского царства после распада в годы Смутного времени.
Со слов патриарха трудно понять, идет ли речь об оригинальном чудотворном образе, который считается уничтоженным в 1904 г., или об одном из его ранних списков. «Образ датирован 1580 годом, — рассказал Кирилл, — это как раз то самое время. Мы знаем, что перед этим образом молился князь Пожарский, перед тем как начать наступление на Кремль». Явление подлинной иконы Казанской Божией Матери датируется 1579 годом. До 1904 года она хранилась в построенном на месте этого явления женском монастыре, откуда ее украла банда некоего Стояна (подлинная фамилия — Чайкин), позже приговоренного к 12 годам каторги. По версии следствия того времени, сама икона была сожжена преступниками, которых интересовали только украшавшие ее драгоценности. В ХХ в. предпринимался ряд попыток доказать, что икона уцелела и оказалась за границей — в частности, предполагалось, что она хранится в покоях папы Римского.
В 2004 г. папа Иоанн Павел II передал РПЦ Казанскую икону из своих покоев, которая сейчас находится в кафедральном соборе РПЦ в Казани. По особенностям живописи и красочному слою искусствоведы датируют ее ХVIII веком.
Представляя вновь найденную чудотворную икону, патриарх Кирилл заявил, что она «оставалась в России, ее сберегали благочестивые люди, и в какой-то момент была принесена в храм благодаря выдающемуся человеку, о котором я скажу сегодня позже, — искусствоведу, который много лет своей жизни посвятил изучению древнерусской иконописи». Во время проповеди имя этого искусствоведа патриарх так и не назвал. Говоря об обстоятельствах «обретения», Кирилл сообщил, что случайно обнаружил ее в комнате подарков своей загородной резиденции в Переделкино. В том, что чудотворная икона «явлена» именно сейчас, глава РПЦ видит залог «победы» РФ в «СВО»: «Эта святыня сохранит наш народ и в наше непростое время, и Отечество наше обережет от врагов и внешних, и внутренних… Настало время обновить наше Православие».
По мнению искусствоведов, с которым поговорила «Новая-Европа», представленный патриархом образ более всего похож на Московский список Казанской иконы, который действительно принадлежал князю Димитрию Пожарскому и хранился в Введенском храме при его московском поместье на Лубянке. В 1636 г. этот список был перенесен в Казанский собор на Красной площади, откуда его украли в 1918 г. С тех пор судьба списка неизвестна — предполагалось, что несколько раз он выставлялся на аукционах древнерусского искусства за рубежом, но экспертных подтверждений его подлинности не было. Говорить о статусе представленного Кириллом произведения можно будет только после публикации его экспертного исследования.
На протяжении всей «СВО» патриарх Кирилл усердно ищет святыню, которая наконец обеспечит «победу» ВС РФ. Еще на первой фазе военных действий он передал в войска Порт-Артурскую икону Божией Матери, затем добивался передачи РПЦ «Троицы» Рублева, мотивируя это тем, что только массовые всенародные молитвы перед святыней такого уровня обеспечат «победу». Теперь, когда реставраторам удалось поместить «Троицу» в мастерские и тем самым спасти ее от разрушений, которыми неизменно сопровождались перевозки иконы в действующие храмы, глава РПЦ связывает свои геополитические надежды с Казанской иконой.
Как предполагают источники, близкие к патриархии, Кирилл готовится инициировать «паломничество» иконы на линию фронта, под Авдеевку, — чтобы ускорить уничтожение и захват этого украинского города, который безуспешно штурмуют ВС РФ.
Опальный богослов Андрей Кураев обращает внимание на другую важную деталь, сопровождающую нынешнее «чудо». Патриархия представляет своего руководителя как «субститут Бога»: если раньше в церковной традиции подчеркивалось, что чудотворные иконы являет миру Сам Бог, то теперь официальный сайт РПЦ утверждает, что Казанскую икону «явил» лично Кирилл. Это событие продолжает образный ряд, начатый презентацией портрета Кирилла, вписанного в Святую Троицу, и городецкой фреской, на которой еще живой предстоятель Московского патриархата был изображен с нимбом среди сонма святых. Ну а кто еще, как не живой святой, может стоять во главе церкви эпохи Путина?