Сюжеты · Общество

«О Пономарёве никто в Дагестане не говорит»

Как телеграм-каналы снова вывели жителей северокавказских республик на «народные сходы». Теперь — антисемитские

Катя Орлова, специально для «Новой газеты Европа»

Акция протеста против мобилизации в Дагестане, сентябрь 2022 г. Фото: соцсети

На прошедших выходных сразу в нескольких республиках Северного Кавказа прошли так называемые народные сходы против «беженцев из Израиля». Информация о якобы массово прилетающих в республики евреях начала распространяться по телеграм-каналам и чатам в WhatsApp в субботу, а уже в воскресенье разъяренная толпа громила махачкалинский аэропорт в попытке найти там прилетевших из Тель-Авива пассажиров. 

«Новая газета Европа» поговорила с местными активистами о том, какую роль в попытке еврейского погрома сыграли северокавказские телеграм-каналы и действительно ли часть из этих ресурсов связана с Ильей Пономарёвым. 

29 октября впервые в истории России толпа митингующих захватила аэропорт столицы Дагестана. Протестующие пытались прорваться в самолеты, в том числе прилетевший в Махачкалу из Тель-Авива, в поисках прибывших из Израиля евреев. «Автобус остановился в один момент, нас окружили. Кидали камни, пробили стекло. Хлопали по окнам. Было очень-очень страшно», — рассказывала «Медиазоне» одна из пассажирок рейса авиакомпании Red Wings.

После нападения на махачкалинский аэропорт Следственный комитет республики возбудил уголовное дело по статье об организации массовых беспорядков, а уже в понедельник оно было передано в Главное управление СК в Москве. Как минимум десять человек — шестеро полицейских и четверо гражданских — пострадали в результате погрома. Однако до сих пор отдельное уголовное дело о нападении на представителей власти возбуждено не было. 

Утром понедельника журналист дагестанского издания «Новое дело» Идрис Юсупов стал первым, у кого прошел обыск по делу об организации беспорядков. Пока что Юсупов остался в статусе свидетеля. 

Об обысках и задержаниях администраторов телеграм-каналов, которые, вероятно, сыграли не последнюю роль в масштабе протестов и радикализме действий митингующих, на данный момент ничего не известно. 

«Почти у каждого в статусе стоит флаг Палестины»

Стихийные антисемитские выступления начались на Северном Кавказе в выходные. 

В субботу, 28 октября, в телеграм-каналах стали появляться сообщения о «беженцах из Израиля», якобы прибывающих на Северный Кавказ. В тот же день жители дагестанского Хасавюрта собрались около местного отеля «Фламинго», рядом с которым якобы заметили «лицо, схожее с гражданином Израиля» — мужчину в костюме и с длинной бородой. Республиканские полицейские разгонять собравшихся не стали, а позже даже разрешили им войти в отель, чтобы те проверили, нет ли там евреев. Как сообщил тогда телеграм-канал «ЧП Кавказ», после этого у гостиницы «Фламинго» повесили объявление, что евреям туда вход запрещен. 

Объявление у гостиницы «Фламинго». Фото: телеграм-канал «ЧП Кавказ»

Митинг против «беженцев из Израиля» в тот же день прошел и в столице Карачаево-Черкесии. Местные жители пришли к дому правительства в Черкесске с требованием поддержать Палестину и «выселить этнических евреев». 

Одновременно в Нальчике случился пожар в строящемся Еврейском религиозном национально-культурном центре. На его стене оставили надпись «смерть яхудам» (термин используется в исламе для обозначения представителей иудаизма. — Прим. ред.). 

«Я никогда раньше не сталкивался ни с какими проблемами с евреями, — рассказывает в комментарии для «Новой-Европа» правозащитник с Северного Кавказа, пожелавший сохранить анонимность. — У меня в детстве были приятели-евреи, мы обсуждали с ними и палестинский вопрос. Евреи для Дагестана — это привычно, это один из дагестанских народов (около 1,7 тыс. человек, по данным переписи населения 2010 года. — Прим. ред.). 

И как бы никто не идет сейчас громить соседей. Хотя я вижу, что антисемитизм в Дагестане возрос. Надеюсь, что не настолько сильно».

Один из дагестанских независимых журналистов, тоже пожелавший остаться неназванным, рассказывает, что после нового витка войны на Ближнем Востоке «ненависть к евреям в республике возросла». «Я бы не называл эту ненависть антисемитской, это больше антисионистская ненависть, то есть это ненависть к руководству Израиля», — так он описывает происходящее сейчас в Дагестане. 

«Ситуация в Палестине очень сильно влияет на настроения в республике, почти у каждого в статусе в WhatsApp стоит флаг Палестины, там же распространяется много ссылок на разные ресурсы, в том числе те, которые можно верифицировать, по которым видно, сколько женщин и детей убито [в Газе], какие больницы, мечети и храмы разрушены, — продолжает он. — Дагестанцы, многие из которых прожили много времени в режиме КТО (контртеррористической операции), [чувствительно реагируют] на передергивания, когда говорят, что [в Палестине] якобы бомбят террористов. И выступление [президента Турции Реджепа] Эрдогана в поддержку Палестины всколыхнуло здесь всех».

Обращение Сергея Меликова. Фото: скрин видео

Глава Дагестана Сергей Меликов в ответ на происходящие в республике антисемитские выступления заявил, что они организованы из-за рубежа. «Экстремистские ресурсы, администрируемые врагами России (!), далекими от Дагестана и уж тем более от ислама, распространили воинственные призывы, на которые, к сожалению, откликнулись некоторые горячие головы», — написал он в своем телеграм-канале. 

Такую же позицию транслировал и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Хорошо известно и очевидно, что вчерашние события вокруг аэропорта Махачкалы являются во многом результатом вмешательства извне, включая информационное воздействие извне. И понятно, что на фоне телевизионных кадров, которые показывают ужасы происходящего в секторе Газа — гибель детей, людей, стариков, медиков, других, — конечно же, на фоне этих кадров недоброжелателям очень легко злоупотреблять ситуацией, провоцировать ее, возбуждать людей», — цитирует его слова радио «Маяк».

Влиятельный телеграм

«Влиянием извне» и «экстремистскими ресурсами» представители власти называют в основном многочисленные телеграм-каналы, распространяющие информацию о происходящем на Северном Кавказе и конкретно в Дагестане, а также пересылаемые в WhatsApp из чата в чат сообщения. 

«Такие рассылки [работают] для мобилизации на какие-то действия. Я, например, после начала [публикации] подобного в телеграм-каналах и чатах увидел у своей одноклассницы в WhatsApp призыв не сдавать квартиру евреям», — рассказывает «Новой-Европа» активист с Северного Кавказа. 

В республике активно действуют и провластные телеграм-каналы. Например, дагестанский журналист Исрафил Исрафилов администрирует один из самых крупных каналов «Что там у дагестанцеV?». В работе таких каналов участвуют близкие к Кремлю общественники, а также сам глава республики Сергей Меликов

Однако многие из популярных телеграм-каналов анонимные, например «Утро Дагестан», «Объединенный Кавказ», «Тут Дагестан» и другие. 

«В какой-то момент разные дагестанские кланы стали создавать свои телеграм-каналы и использовать их, чтобы лить грязь друг на друга. И этот жаба-гадюкинг был интересен людям,

все с удовольствием это всё читали, конечно», — объясняет массовое появление таких ресурсов в республике северокавказский правозащитник. 

Сейчас, по его мнению, телеграм-каналы, которые читают на Северном Кавказе, делятся на три группы: оппозиционные радикально-религиозные, провластные и нейтрально освещающие новостную повестку. К первым он относит «Утро Дагестан» и канал «Горец», к провластным — канал Исрафилова, а к нейтральным — личные каналы худрука аварского театра Магомеда Бисавалиева и канал «Спросите у Расула».

Как рассказывает дагестанский журналист, арабо-израильский конфликт так или иначе освещает каждый кавказский телеграм-канал. «Эта тема очень острая для всех. Руководят каналами самые разные люди, поэтому нельзя говорить, что есть некий общий замысел в управлении или одна повестка», — объясняет он.

Мобилизация на протест

Во время произошедших на выходных народных сходов в Дагестане, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии больше всего внимания обратили на телеграм-канал «Утро Дагестан». Именно он первым привлек внимание к гостинице «Фламинго», более того, пытался выследить ее хозяина, выложив его личные данные, и назвал его «дрянью». Согласно аналитике сервиса TGstat, телеграм-канал «Утро Дагестан» первым разместил и призывы «встречать» рейс Тель-Авив — Махачкала 29 октября. 

Вечером 29 октября Telegram даже заблокировал канал, но утром 30 октября он снова стал доступен. Позже в тот же день Павел Дуров сделал заявление, что каналы, призывающие к насилию, «будут заблокированы за нарушение правил Telegram, Google, Apple и всего цивилизованного мира». В тот же момент «Утро Дагестан» был опять заблокирован. 

Журналисты «Агентства» также обратили внимание на то, что просмотры постов у этого телеграм-канала сравнительно небольшие, и объяснили это тем, что читатели «могли делать скриншоты сообщений канала и распространять уже в таком формате через WhatsApp». Об этом же способе распространения контента рассказывают активисты с Северного Кавказа, с которыми поговорила «Новая-Европа». 

Именно через «Утро Дагестан» координировали акции протеста против мобилизации в 2022 году, вспоминает правозащитник.

В прошлом сентябре на протяжении двух дней жители и жительницы Дагестана выходили на митинги в Махачкале и Хасавюрте и даже перекрыли федеральную трассу, скандируя антивоенные лозунги и отбиваясь от силовиков. Во время акций задержали больше 100 человек, а затем возбудили 30 уголовных дел. 

Стрельба в воздух во время протеста против мобилизации в Дагестане. Фото: скрин видео

«Выбранное для протеста [против мобилизации] место было опубликовано именно в канале [«Утро Дагестан»], — объясняет он. — Туда стекались люди. Изначально это был женский протест, а потом, увидев новости, уже подтянулись другие». 

При этом правозащитник подчеркивает, что этот ресурс часто призывает к митингам и сходам, но реальную общественную реакцию удается получить, только когда «создается точка напряжения». Из списка активных телеграм-каналов в основном только «Утро Дагестан» призывает к радикальным действиям, «тогда как все остальные ресурсы просто высказываются по поводу событий в Палестине», добавляет он. 

«За короткое время [«Утро Дагестан»] стал очень популярным, — говорит дагестанский журналист. — Но в республике к нему относятся по-разному. 

Лично я отношусь к нему как к провокационному и непонятно кому принадлежащему [ресурсу]. Но кто-то ему абсолютно доверяет». 

Как минимум ранее телеграм-канал «Утро Дагестан» был связан с бывшим депутатом Госдумы от «Справедливой России», нынешним организатором оппозиционных форумов в Европе, в том числе с деколониальной повесткой, и создателем медиа «Утро февраля» Ильей Пономарёвым. 

До последних дней Илья Пономарёв сам не раз упоминал телеграм-канал «Утро Дагестана» как ресурс, к которому он имеет отношение. Согласно данным TGstat, в течение 2022 года канал его основного медиа «Утро февраля» как минимум 20 раз репостил записи из канала «Утро Дагестан». Помимо медиа Пономарёва, дагестанский телеграм-канал также репостили другие радикальные ресурсы, например «Горец» и «Фронт ислама». 

В середине августа этого года в эфире украинского телеканала FreeДом Пономарёв вновь назвал «Утро Дагестан» своим каналом. За несколько месяцев до этого, в мае, он также написал журналисту издания Sota, что является инвестором этого канала.

После того как в эти выходные канал стал публиковать радикальные призывы к еврейским погромам, Пономарёв подтвердил, что «когда-то организационно и финансово помог группе исламистов из Дагестана», но осенью 2022 года администраторы ресурса «ушли в свободное плавание».

Один из активистов с Северного Кавказа, с которым поговорила «Новая-Европа», считает, что сейчас телеграм-канал ведет дагестанец, находящийся не в России. «Я уверен в этом, потому что он слишком хорошо знает Махачкалу, это чувствуется. Он прямо очень хорошо географически ориентируется», — говорит он. 

«О том, принадлежит ли этот канал Пономарёву, в Дагестане вообще никто не говорит, потому что тут его знают только те, кто более-менее интересуется политикой. Это не тот персонаж, который может заинтересовать жителей Дагестана», — иронизирует дагестанский журналист.