В обозримом будущем страну нашу не ждет ничего хорошего. Если, не дай Бог, Путину удастся выиграть или хотя бы не проиграть войну, это, скорее всего, будет означать сохранение режима на неопределенно долгий срок, возможно даже выходящий за пределы физического существования самого Путина. Для страны это будет трагедия, сравнимая по своим долгосрочным последствиям с катастрофой октября 1917 года.
Но и победа Украины вовсе не гарантирует нам счастливого финала. Наоборот, весьма вероятными представляются достаточно мрачные сценарии — войны между собой частных и региональных армий, возникновение на территории современной России враждующих друг с другом и бесконечно далеких от демократии государств или череда диктатур разной степени варварства.
Однако есть ненулевой шанс на то, что постпутинский диктатор, контролирующий европейскую часть России, хоть и без некоторых отделившихся от нее частей, или даже вообще большую часть современной территории (вряд ли всю), передаст в конце концов власть гражданскому правительству, как это случалось во многих странах. И тогда встанет вопрос о восстановлении России, о строительстве на руинах, оставшихся на месте государства. Как бы ни была мала вероятность такого исхода, каким бы отдаленным он ни представлялся, мы обязаны готовиться к нему.
Но именно сегодня развивается ситуация, которая сделает восстановление невозможным: складывается образ народа и культуры России — не только режима, но и людей и страны — как неизменно агрессивных, приверженных рабству и жестокости, не желающих свободы и не умеющих пользоваться ее плодами и возможностями. Говорится, что в преступлениях современного российского государства, в его лживости, цинизме и лицемерии виновны ВСЕ россияне, в том числе и те, кто боролся с режимом, выступал против войны и даже сел за это в тюрьму.