— Некоторые признаются, что, в очередной раз наблюдая на видео похороны украинского солдата или новые бомбежки, воспринимают это уже без всяких эмоций. Как вы это объясните?
— Психика таким образом защищается от негатива. Но наше бессознательное, оно всё равно реагирует. Люди иногда спасаются тем, что стараются не смотреть эти видео, не включать новости, у всех достаточно в жизни других нагрузок, каждому надо как-то выживать. И это нормально: человек должен решать свои проблемы. У каждого из нас есть какие-то финансовые обязательства, дети, собственные родители, и сил на всё не хватит.
— Реальная история: женщина постоянно получает от родственницы, живущей в зоне боевых действий, страшные новости и видео и воспринимает это как обвинение.
— Мы всегда хотим поделиться своей болью, чтобы хоть немного снять с себя свое психологическое напряжение, а другому больно за близкого человека или стыдно, что у него условия лучше. Это как с наследством — одному дали больше, другому меньше, и у одного возникает чувство обиды, у другого — чувство вины.
— Как всё же реагировать, чтобы не обидеть человека, которому и так плохо?
— Первое правило психотерапевта — не брать на себя чужую проблему. Иначе и нам плохо, нам самим нужна психотерапия. Естественно, от таких новостей нам некомфортно, и не каждый понимает, делясь ими, что другой не обязан так же сильно переживать эту боль.