Сюжеты · Общество

«Война начинается дома»  

Феминистское антивоенное сопротивление и Фонд защитников прав человека стали лауреатами Аахенской премии мира. Публикуем речь победительниц

Фото: Феминистское антивоенное сопротивление

Аахенская премия мира — это гражданская инициатива, которая была учреждена в 1988 году. Каждый год премию вручают двум людям или организациям. Среди предыдущих лауреатов премии: «Солдатские матери Санкт-Петербурга» (Россия), «Женщины в черном» (Израиль), Code Pink (США), курдская правозащитница Лейла Зана и многие другие. Фонд защитников прав человека — израильская организация, которая действует с 2011 года и защищает права гражданских активисто_к, преследуемых израильским правительством за их работу.

В декларации премии говорится:

«Мы хотим почтить и сделать видимыми женщин, мужчин или группы, которые внесли свой вклад на «низовом уровне» в улучшение взаимопонимания между людьми, а также в разрушение стереотипов о врагах и в укрепление доверия. Мы хотим почтить людей независимо от идеологических, религиозных или партийно-политических критериев и независимо от их социальной или национальной принадлежности. Мы хотим почтить их, когда они принесут мир чувство справедливости, человечности, отзывчивости (в том числе и по отношению к врагам), через ненасилие, гражданское мужество, энергию, объективность и сердечность».

Участники оргкомитета премии, несмотря на пацифистскую позицию, не разделяют популярного в Германии лозунга «Frieden shaffen ohne Waffen!» («Добиться мира без оружия!»). В одном из своих интервью Дитер Шпоо, член оргкомитета премии, рассуждая о поставках оружия и отношении к этому в Германии, сказал: «Поставляя оружие Украине, мы, конечно, продлеваем войну. Но эта война была навязана стране. Если бы мы ее не продлили, Украина прекратила бы свое существование. Этого не может произойти». Бенедикт Калесс, другой член оргкомитета, согласился с ним: «Даже будучи пацифистом, я признаю право на самооборону и понимаю стремление Украины к поставкам оружия».

Фото: Феминистское антивоенное сопротивление

Участницы и активистки ФАС во время вручения премии были с закрытыми лицами из солидарности с анонимными активистками движения, находящимися сейчас в России, и из соображений безопасности. Около 20 человек вышли на сцену, а за их спинами был экран с трансляцией, на экране — российские активистки, которые не могут приехать на вручение премии. Таким образом ФАС подчеркивает, что их движение существует благодаря тем, кто остался внутри российской диктатуры и продолжает борьбу. Награду активистки посвящают российским женщинам, преследуемым за антивоенную позицию. Денежный эквивалент этой премии ФАС пожертвует одной из украинских феминистских организаций и одной из российских инициатив, помогающих политзаключенным. Речь ниже писалась коллективно, так как ФАС — движение с горизонтальной структурой. 

Фото: Феминистское антивоенное сопротивление

Речь «Феминистского антивоенного сопротивления» на церемонии вручения премии в Аахене 1 сентября

Мы благодарим комитет Аахенской премии мира за награду и за выражение неоценимой поддержки и солидарности с нашими активист_ками. Для нас большая честь получать эту награду вместе с The Human Rights Defenders Fund (Israel), которые под постоянной угрозой со стороны своего правительства борются за права активисток. 

Сегодня мы не показываем наши лица, потому что быть здесь — это не только честь, но и большая привилегия и ответственность. Большинство наших коллежанок находятся в России и не могут открывать свои лица и имена без риска оказаться в тюрьме или под пытками российских силовиков. Мы получаем эту премию, пока идет война и наше государство ежедневно бомбит Украину, пока украинская армия и мирные жители оказывают героическое сопротивление этой ничем не спровоцированной агрессии. Мы получаем эту премию, пока наши соратницы продолжают свою борьбу в России — наше движение существует благодаря их смелости и сопротивлению российскому режиму. 

Фото: Феминистское антивоенное сопротивление

«Феминистское антивоенное сопротивление» появилось 25 февраля 2022 года как реакция на российское полномасштабное вторжение в Украину. Сегодня мы — это десятки автономных ячеек и групп в России и за рубежом. Среди нас есть активистки из коренных народов, ЛГБТК+ персоны, люди с инвалидностью, люди с опытом миграции и беженства, люди, пережившие разные формы насилия и дискриминации. Мы выстраиваем сети взаимопомощи с другими антивоенными движениями и активистскими группами, чтобы объединять и политизировать больше людей, готовых вместе строить основу для будущего России, свободной от диктатуры, репрессий, милитаризма, империализма и насилия.

Война — это продолжение патриархатного насилия, одно из его крайних проявлений, которое всегда паразитирует на уязвимых и незащищенных. Война — это миллионы людей, вынужденных покинуть свой дом, тысячи раненых, убитых и запытанных российскими военными украин_ок. Насильно перемещенные в Россию украин_ки живут в нечеловеческих условиях, не получая поддержки ни от кого, кроме своих родственников и волонтер_ок, и находятся под постоянным давлением со стороны российского государства. Тысячи мирных жителей Украины находятся в плену у российских военных, и об их судьбе ничего не известно. Тысячи украинских детей похищены Россией.


Мы часто повторяем: «Война начинается дома». Домашнее насилие, насилие по отношению к женщинам, детям и пожилым людям, — всё это насилие, годами поощряемое и взращиваемое российским государством.

Оно давно выплеснулось из наших домов и вырвалось за пределы государственных границ. Все виды насилия связаны — и все они должны быть прекращены. Война начинается дома, и закончиться она должна тоже дома. Ведь она питается насилием внутри нашего общества. Поэтому феминизм — неотделимая часть сопротивления войне.

В России женщины уже сейчас сталкиваются с насилием со стороны вернувшихся с войны солдат. Многие заключенные, отбывавшие срок в тюрьме за жестокие преступления, были мобилизованы и уже вернулись с войны и разгуливают на свободе, получив помилование и медали за все свои военные преступления. В России всё чаще принимаются дискриминационные законы, нарушающие права человека. В частности, делающие жизнь ЛГБТК+ людей в России невыносимой. Новый закон, запрещающий гендерно-аффирмативные процедуры и смену гендерного маркера в документах. Тысячи представительн_иц коренных народов живут по-прежнему в российской оккупации, а те из них, кто пытается бороться за свои права, сталкиваются с систематическими репрессиями. 

Мир не ограничивается прекращением огня. Мы хотим мира не только без открытого военного насилия, но и без структурного насилия.

Такой мир также требует полноценного включения в любые предпереговорные процессы и миротворчество представительн_иц уязвимых групп. Такой мир требует активной борьбы и не позволяет обманываться лишь прекращением огня. Мы называем себя «Феминистским антивоенным сопротивлением», но мы прекрасно осознаем, что «антивоенное» — это не про привилегированный пацифизм, а про признание права пострадавшей стороны на самооборону. Украинки не могут сказать «нет войне» — войне, которая уже пришла в их дом. Они не могут сказать: «Это не наша война». Они вынуждены защищаться и защищать свой дом и близких — и нередко ценой своих жизней. 

Мы хотим быть поняты правильно: «антивоенное» в нашем случае — это не бездейственное ожидание абстрактного мира, который должен наступить, когда у одной из сторон закончатся ресурсы. «Антивоенное» — это ежедневное сопротивление агрессору и его военным и имперским амбициям. Сопротивление в том числе тысяч женщин, квир-людей, активисток и феминисток. И эта награда принадлежит им. 

Фото: Феминистское антивоенное сопротивление

Пока Путин и этот режим существует в России — мира не будет. Пока люди и территории находятся в оккупации — мира не будет. Мир не может считаться миром, когда политические заключенные сидят в тюрьмах, а активистки, бежавшие из страны, не могут безопасно вернуться домой. Такой «мир» не учитывает права огромного количества людей в уязвимости. 

Мы хотим мира, но мы хотим справедливого мира, без оккупированных территорий, без рабства и пыток, тюрем и эксплуатации, без диктатур, без замалчивания насилия в любых его проявлениях.

Мы хотим посвятить эту награду российским женщинам и ЛГБТК+ людям, уголовно преследуемым за свои антивоенные действия, идентичность и взгляды, сидящим в СИЗО и тюрьмах. Активисткам, переживающим обыски и пытки, сталкивающимся с насилием за антивоенную агитацию и за помощь украинкам. Это не только активист_ки нашего движения — это тысячи историй сопротивления российскому фашизму, истории как школьниц, так и пенсионерок. Мы посвящаем эту награду Марии Пономаренко, Саше Скочиленко, Наталье Филоновой, Татьяне Савинкиной, Марине Новиковой, Виктории Петровой, Маше Москалёвой и всем, кого мы не имеем сегодня возможности назвать из соображений безопасности.

Денежный эквивалент этой премии мы пожертвуем одной из украинских феминистских организаций и одной из российских инициатив, помогающих политзаключенным. Мы выражаем поддержку и солидарность украинцам в их борьбе за свободу. Спасибо.