За последние годы Россию покинуло огромное количество людей. Большинство из нас уезжали вынужденно, рассчитывая вернуться при первой возможности. И многие уехали не только ради безопасности, но и для того, чтобы продолжать работу — политическую, журналистскую и правозащитную.
Но даже после отъезда многих активных людей Россия вовсе не «обезлюдела». Да, крупные протестные акции не проводятся, оргструктуры оппозиции, за исключением прижимаемого властями «Яблока», разгромлены. Но люди продолжают выступать против политики Кремля почти каждый день в условиях высоких рисков, отсутствия лидерства и координации. Многие зарубежные политики-политологи давно поставили на них крест. Но люди на себе и своей стране крест ставить не готовы.
В регионах продолжается гражданская активность. Это отчетливо видно, если вы действительно изучаете этот вопрос, например, читая СМИ и каналы, которые пишут про регионы. Речь не столько о протестах, связанных с войной, сколько об общем усугублении социальных проблем: люди проявляют активность вокруг местных выборов, вопросов реновации и застройки, отдельных случаев произвола и коррупции властей. Вот пример новостей одного дня 9 августа: в Махачкале жители перекрыли улицу из-за длительного отключения света, в Красноярске полиция пресекла попытку жителей собраться и записать обращение к главе региона, в Рязани десятки жителей вышли на пикет, протестуя против строительства высоток около парка.