Позиционный тупик?
Нынешнее положение на фронтах в Украине в чем-то напоминает ситуацию, сложившуюся в Первой мировой войне. Ее иногда называют «позиционным тупиком». Предвоенные планы воюющих держав предполагали проведение в 1914 году стремительных наступательных стратегических операций. Однако появившиеся в войсках пулеметы и так называемая траншейная артиллерия давали обороняющемуся намного больше преимуществ, чем наступающему. Последний в массовом порядке использовал артиллерию для подавления обороны противника, а тот строил глубоко эшелонированную систему окопов, траншей и фортификаций, преодоление которой требовало колоссальных усилий и оборачивалось огромными потерями. В итоге линия фронта была стабильной.
Но к началу Второй мировой войны ситуация изменилась. Мощные средства прорыва обороны — ударные бронетанковые соединения и фронтовая авиация — предотвратили появление нового «позиционного тупика». Война приобрела маневренный характер, основой боевых действий стали рассекающие удары, окружения крупных вражеских группировок, танковые сражения и стремительные броски в тыл противника.
Русско-украинская полномасштабная война представляет собой нечто среднее между Первой и Второй мировыми войнами. Вплоть до поздней осени 2022 года она была маневренной, хотя и с особенностями. В ней сравнительно незначительную роль играла боевая авиация. У Украины ее мало, а Россия боится применять ее, поскольку Вооруженные силы Украины располагают действенной противовоздушной обороной. Главным инструментом боевых действий стали бронетехника и особенно артиллерия. Во время первой «битвы за Донбасс» весной — летом 2022 года российская армия штурмовала в лоб городские агломерации, используя тактику «огневого вала». В день расходовалось до нескольких десятков тысяч артиллерийских снарядов, в буквальном смысле слова сметавших с лица земли городские кварталы и находившиеся там опорные пункты обороны ВСУ.