На президентских выборах 2000 года в Узбекистане кандидат Абдулхафиз Джалолов ездил по стране и — внезапно — агитировал за действующего главу государства Ислама Каримова. Хотя почти все соперники Каримова, участвовавшие в выборах за двадцать семь лет его правления, были «ряжеными», откровенность Джалолова запомнилась и даже растрогала. На выходе из избирательного участка он признался, что и сам проголосовал за Каримова.
Нынешний лидер страны Шавкат Мирзиеев строит свое президентство на противопоставлении нынешнего Узбекистана «каримовскому». Даже предвыборная программа, с которой глава государства идет на внеочередные выборы, называется «Новый Узбекистан мы строим вместе с нашим народом». Но риторика об обновлении не меняет сути. Конкуренты Мирзиеева — это такие же, как и при Каримове, «ряженые», а казавшиеся в начале его президентства смелыми и даже дерзкими реформы превращаются в вялотекущие обещания, на которые не скупился и первый глава государства. И чем громче звучит лозунг о новом «мирзиеевском» Узбекистане, тем быстрее страна возвращается к своему привычному каримовскому застою.
«Обнуление» вспять
9 июля в Узбекистане пройдут президентские выборы, хотя после избрания Мирзиеева на второй срок прошло всего полтора года. Внеочередное голосование понадобилось после проведенной в апреле 2023 года конституционной реформы, «обнулившей» предыдущие сроки действующего главы государства. К «обнулению» часто прибегал и Каримов, что позволило ему оставаться у власти до самой смерти. Впрочем, адаптация под себя законодательства — не единственное, в чем Мирзиеев подражает предшественнику, пусть пропаганда и выстраивает образ президента нового формата.
Большая часть политической карьеры Мирзиеева пришлась на период правления Каримова, за это время было чему научиться. Говорят, что первый президент обратил внимание на Мирзиеева, когда тот был хокимом Джизакской области. Каримову понравилось, что молодой политик жесток и бескомпромиссен с подчиненными, как и сам президент.