В особой экономической зоне «Алабуга» в Татарстане начали подготовку к собственному производству иранских дронов Shahed. Об этом говорится в совместном расследовании издания «Протокол» и ютуб-канала «РЗВРТ».
Источник изданий обратил внимание, что «Алабуга» не закупала сами дроны Shahed, а купила право организации производства беспилотников под ключ — то есть приобрела «франшизу».
Сейчас комплектующие для Shahed полностью поставляются из Ирана — непосредственная сборка происходит уже в «Алабуге», сообщают расследователи. Они также отмечают, что в качестве конспирации в некоторых внутренних документах дроны Shahed называют «Лодками», а Иран — Беларусью.
Сперва планируется перестать завозить из Ирана корпуса, а затем и электронику, потому что GPS-модули и процессоры можно будет покупать на «Алиэкспресс».
Иран пока продолжит поставлять боевую часть дрона — самое сложное в производстве. За 2-3 года «Алабуга» планирует полное прекращение поставок комплектующих из Ирана.
Сейчас, на первом этапе сотрудничества, ангар для производства иранских дронов занимает 40 тысяч квадратных метров или примерно шесть футбольных полей. Расследователям известно о привлечении студентов, в том числе иностранных, для производства Shahed.
Кроме того, по договору, специалисты из «Алабуги» с марта проходят обучение на иранских предприятиях. Всего в Иране собираются обучить больше 200 человек.
Полноценная особая экономическая зона появилась в Елабужском районе в 2006 году. В 2021 году там открылся образовательный центр «Алабуга Политех», где, по словам одного из источников журналистов, планировалось создать «воронку Илонов Масков» из студентов.
Война в Украине, говорит собеседник расследователей, поставила жирный крест на идее всей экономической зоны в целом и на идее колледжа в частности. Помимо проблем с техническим и программным обеспечением, «Алабуга» столкнулась с финансовыми проблемами. Из нее стали уходить крупные резиденты, например, российско-американская компания «Форд Соллерс».
Во время мобилизации в сентябре 2022 года сотрудники военкоматов приходили в отдел кадров, вызывали работников «Алабуги» по фамилиям, а затем их прямо с завода отправляли в военкомат, сообщают журналисты со ссылкой на источник.
Тогда компания придумала выход из ситуации — нанимать добровольцев для отправки на фронт, которых формально зачисляли в штат на позиции младшего персонала и передвали в военкомат.
Когда этот метод перстал работать, в «Алабуге» решили взять небольшой оборонзаказ, чтобы получить положенную государством отсрочку и растянуть ее на максимально возможный период. По словам одного из источников расследователей, сначала планировалось производить бронежилеты, но за две недели придумать под это проект не получилось. В результате этим заказом стали боевые дроны.
Сначала «Алабуга» собиралась заниматься российскими беспилотниками «Орлан-10», но договориться с российскими производителями дронов не получилось. В ноябре 2022 вице-премьер Денис Мантуров «продавил» идею производства дронов для фронта на мощностях «Алабуги», пишут журналисты.
Более того, их источник утверждает, что лично видел документ, подписанный министром обороны Сергеем Шойгу, которым тот одобрил финансирование проекта закупки иранских дронов. Собеседник изданий оценивает предположительную стоимость контракта с Ираном в 115-130 миллиардов рублей.