Сегодня днем Рийгикогу — эстонский парламент — одобрил закон о легализации однополых браков. «За» проголосовали 55 депутатов, 34 выступили «против». В результате Эстония стала первой страной Балтии, где разрешены такие союзы. Рассказываем, как Эстония шла к этому решению и что оно значит для ЛГБТ-сообщества в стране.
Как было раньше
Легализация однополых браков в Эстонии стала следующим шагом на пути к принятию более инклюзивного законодательства в стране. До этого, начиная с 1 января 2016 года, у ЛГБТ-жителей Эстонии была возможность заключить не брак, а гражданский союз или, другими словам, «договор о сожительстве». Эстонские ЛГБТ-активисты называли это право «минимумом» того, что должно и может делать государство в отношении однополых союзов.
Формально процедура заключения «договора о сожительстве» доступна для всех пар, но для представителей ЛГБТ-сообщества она была единственной возможностью легально зарегистрировать отношения. «Договор о сожительстве» дает чуть более ограниченные права по сравнению с браком. Так, например, зарегистрированные сожители не получают право опеки над детьми друг друга. При этом, как и в браке, у партнеров, заключивших «договор о сожительстве», есть возможность выбрать вид имущественных отношений: владеть имуществом совместно или раздельно.
Что изменилось
Согласно новому закону, однополые пары смогут пользоваться всеми привилегиями и правами, предполагаемыми браком. Возможность заключать гражданский союз также сохранится. Кроме того, однополые пары, ранее состоявшие в гражданском союзе, смогут заключить брак по упрощенной схеме.
Среди существенных изменений — право на опеку. Новый закон позволит однополым семьям, наряду с гетеросексуальными союзами, усыновлять детей и оформлять опеку над детьми партнера. Последнее возможно, если биологический родитель ребенка согласился передать опеку. В законе отмечается, что связанные с ребенком права и обязанности в первую очередь лежат на его биологических родителях.
Брак, в отличие от «договора о сожительстве», также позволит однополым парам претендовать на некоторые государственные пособия и решит вопрос с наследованием в случае смерти одного из партнеров. Даже если умерший партнер не оставил завещания, супруг будет наследовать имущество автоматически, как это сейчас происходит в гетеросексуальных браках.
Реакция
Премьер-министр Эстонии Кая Каллас заявила, что решением легализовать однополые браки государство подтверждает свою принадлежность к Северным странам и другим демократическим государствам мира. «Это решение, которое никого ничего не лишает, но многим дает нечто очень важное. Одновременно оно демонстрирует, что члены нашего общества заботятся друг о друге и уважают друг друга. Я горжусь Эстонией», — добавила Каллас.
По словам Каллас, несмотря на то, что речь идет по большей части о технических изменениях в законодательстве, решение парламента всё равно знаковое. Премьер-министр отметила, что единые права для всех — «это нечто элементарное».
Сегодняшнее решение парламента Эстонии будет иметь влияние и за пределами страны. Председательница правления латвийской ЛГБТ-организации «Мозаика» Кристине Гарина убеждена, что это важное изменение для всех стран Балтии.
Эстонский пример, по словам Гариной, покажет латвийским политикам: аргумент о том, что общество «не готово» к принятию ЛГБТ-сообщества, устарел.
«Если общество готово в Эстонии, нет причин, почему бы оно не было готово в Латвии и Литве. Теперь у нас есть хороший пример страны с похожей историей и темпераментом. Это дает надежду»,
— рассказала Гарина «Новой-Европа».
По словам лесбиянки из Эстонии Аннели Лепамаа, после принятия закона она наконец-то почувствовала, что государство принимает ее. «Мне больше не надо бороться, теперь я человек со всеми правами», — сказала она.
В твиттере тема Эстонии ожидаемо попала в тренды. Мировые политики, активисты и лидеры мнений радуются принятию прогрессивного законодательства. К поздравлениям присоединился, среди прочих, госсекретарь США Энтони Блинкен.