Оптимистично настроенные аналитики отмечают, что это лишь первая встреча подобного уровня и старт выстраивания контактов. По словам Мишустина, стороны договорились активизировать работу механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая, который объединяет пять межправительственных комиссий на уровне вице-премьеров и более 80 отраслевых рабочих групп. Также россияне условились сверить часы с премьер-министром КНР Ли Цяном на очередной регулярной встрече глав правительств в конце 2023 года.
Пессимистично настроенные аналитики отмечают, что в ходе визита не было анонсировано крупных проектов, а китайский бизнес проигнорировал визит российской делегации. По итогам форума в СМИ, действительно, нет ни фото, ни видео, ни официальных пресс-релизов, которые могли бы продемонстрировать активную работу российского и китайского бизнеса в Китае.
Реалисты отмечают переход российско-китайских отношений в режим специальной операции: из публичного открытого доступа исчезают официальные данные о структуре товарооборота, структуре и объемах финансовых платежей, а также прямых иностранных инвестиций. В текущих оценках мы опираемся на данные, которые публично озвучивают представители правительства, таможенной службы или ЦБ РФ, а также данные Государственного таможенного управления (ГТУ) КНР.
Разница между оптимистами и пессимистами лежит в терминологии. Для одних российско-китайские отношения — это «дружба и партнерство, основывающиеся на стратегическом выборе народов двух стран». Другие отмечают, что это лишь часть экспансионистской политики КНР.
Главная цель экспансии, как ее истолковывают теоретики философии Данилевский, Тойнби и Шпенглер, — это