Сюжеты · Политика

Кто, если не Трамп? 

Обещанный арест бывшего президента США, похоже, не состоялся. Как эта ситуация повлияет на расклад сил у республиканцев накануне старта кампании 2024 года?


Несмотря на то, что Дональд Трамп официально заявил о своем намерении участвовать в президентской гонке 2024 года еще в прошлом ноябре, серьезная подготовка экс-главы Белого дома к выборам началась недавно. Не исключено, что объявленный самим Трампом и пока несостоявшийся его арест, — в связи с одним из серии выдвинутых против него обвинений, — не более чем PR-ход: вполне в стиле человека, обещавшего сделать «Америку снова великой».

Уголовные обвинения против Трампа, даже если они и будут в итоге выдвинуты, формально не воспрепятствуют его участию в президентской гонке. Тем не менее, шансы, что Трамп сможет преодолеть этап республиканских праймериз и стать единым кандидатом от партии, не так велики, как могут показаться. Наиболее консервативной части республиканцев — традиционному электорату Трампа — вполне могут приглянуться и другие кандидаты: в частности, Рон Десантис, которого пресса уже окрестила «Трампом с мозгами и без драмы». 

Есть ли шансы у республиканцев избавиться на грядущих выборах от бывшего президента, но при этом не усугубить и без того серьезный раскол в партии, — разбирался американист Максим Пастухов. Начиная с этого текста, «Новая-Европа» открывает серию публикаций, в которых будет детально отслеживать, что происходит на президентской кампании в США 2024 года. 

Исполнение обещаний Дональда Трампа о его собственном аресте, «назначенном», как якобы стало известно из раскрытой бывшим президентом утечки из офиса окружного прокурора Манхэттена, на вторник 22 марта, — явно откладывается. Трамп пытался повторить свой ход от 6 января 2021 года [день штурма Капитолия сторонниками Трампа, которые сочли подсчет голосов на выборах нечестным. — Прим. ред.] и призывал выйти своих избирателей на протест в случае задержания бывшего президента. Однако в этот раз его расчет, скорее всего, не оправдался бы. 

Нельзя сказать, что Трамп утратил популярность: большинство американцев относятся к нему скептически, но около 40% стабильно выражают поддержку в опросах.

Этих цифр должно быть достаточно для того, чтобы выиграть праймериз Республиканской партии и снова участвовать в президентской гонке на выборах 2024 года. Однако рассматривать анонсированный Трампом арест, вероятно, тоже лучше не столько как реальную угрозу задержания, сколько как начало предвыборной борьбы и PR-ход, сделанный для мобилизации сторонников, которые должны будут поддержать миллиардера в соперничестве с другими республиканскими кандидатами на праймериз. 

Сорок пятый и сорок седьмой

Несмотря на то, что до дня голосования остается еще полтора года, первые праймериз в ранних штатах пройдут уже в начале 2024. Уже опубликовано расписание, согласно которому в Нью-Йорке и Неваде праймериз назначены на 6 февраля. Но первые внутрипартийные голосования традиционно пройдут в Айове и Нью-Гэмпшире, где действует правило назначать выборы за неделю до самого раннего штата.

Традиционно кандидаты в президенты объявляют о своих намерениях участвовать в выборах и начинают подготовку к кампании к концу весны предыдущего до выборов года. И хотя пока лишь немногие кандидаты официально заявили, что будут баллотироваться, политический сезон вполне можно считать открытым. Учитывая, что все процедуры после промежуточных выборов в Конгресс завершились: прошла инаугурация новых конгрессменов и сенаторов, утверждены списки членов и руководителей комитетов. 

Гровер Кливленд. Фото: Белый дом

На сегодняшний день очевидно, что важнейшей переменной, определяющей исход республиканских праймериз, становится фактор Трампа. Судя по всему, он намерен повторить то, что единственный раз в истории удавалось сделать президенту Гроверу Кливленду. В 1884 году Кливленд выиграл президентские выборы в США, но после своего первого срока уступил Белый дом Бенджамину Харрису. В 1893 году он вновь выиграл выборы, став, таким образом 22-м и 24-м президентом США. У Трампа, соответственно, есть ненулевые шансы стать одновременно 45-м и 47-м президентом Америки. 

Дела бывшего президента

Однако всё новые сложности на этом пути у Трампа возникают буквально каждый день. Прямо сейчас в отношении бывшего президента ведется сразу несколько судебных разбирательств. 

Во-первых, остается открытым требование опубликовать налоговые декларации. Раскрытые в конце прошлого года данные за 5 лет показали, что Трамп, будучи миллиардером, почти не платил налогов, декларируя убыточность принадлежащих ему компаний, как это и утверждалось ранее в расследовании New York Times

Во-вторых, еще одно дело связано с предполагаемым давлением Трампа на администрацию штата Джорджия. После подсчета первых результатов на выборах 2020 года Трамп якобы уговаривал госсекретаря штата Брэда Раффенспергера пересчитать голоса в пользу республиканца. «Большое жюри» штата, которое несколько месяцев в закрытом режиме рассматривало все обстоятельства дела и вызывало ближайших соратников Трампа на допросы, вполне возможно, приведет к выдвижению против бывшего президента уголовных обвинений. 

Сторми Дэниэлс. Фото: Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0

И наконец, в-третьих, самое громкое дело, из-за которого Трамп и анонсировал свой арест, связано с обвинением в незаконном расходовании предвыборных средств на выплату порноактрисе Сторми Дэниэлс за молчание о якобы состоявшейся между ней и Дональдом Трампом любовной связи.

Избирательный закон запрещает совершать подобные траты из избирательного фонда, а нарушение может караться вплоть до уголовного преследования. Сам Трамп давно настаивает, что все выплаты были сделаны из его личных средств, и поэтому он не преступал закон.

Все эти обвинения, даже если какие-либо из них закончатся уголовным делом, на самом деле юридически не препятствуют Трампу баллотироваться в президенты. Однако обилие претензий может негативно отразиться на поддержке Трампа среди республиканцев, которым сначала предстоит проголосовать за него на праймериз. 

Фактор Трампа

Большинство основных кандидатов от Республиканской партии пока что не выдвинули свои кандидатуры и не объявили о готовности участвовать в президентских выборах. До конца весны политики традиционно оценивают свои перспективы, дают избирателям разные намеки, тестируют, как на них отреагирует общественное мнение. На американском политическом языке такое поведение называют словом «флирт» (flirtation). 

Однако уже сейчас вполне ясно, что Республиканская партия ставит перед собой задачу сделать всё возможное, чтобы Дональд Трамп не победил на праймериз. В 2016 году кампания Трампа была действительно хрестоматийной. Ему удалось забрать множество голосов у демократического оппонента и победить за счет виртуозно использованных политических технологий, особенно в т. н. «колеблющихся штатах». В 2020 году этот фокус провернуть Трампу уже не удалось, и тем более сложно будет повторить успех в 2024 году, с учетом звучащих в адрес бывшего президента обвинений. 

Несмотря на то, что Трамп по-прежнему ассоциирует себя с американскими консерваторами, и именно они составляют большинство сторонников Республиканской партии, его авторитет среди них сильно подорван. Тем не менее, любой выдвинувший свою кандидатуру на выборах республиканец автоматически выступает против Трампа для его ядерного электората, и их голоса на праймериз уже не получит. Это делает будущую борьбу более жесткой и бескомпромиссной. 

Уже выдвинулись

На сегодняшний день есть как минимум двое других кандидатов от республиканцев, которые уже решились бросить вызов Трампу и официально объявили о своем намерении участвовать в президентской гонке.

Во-первых, это Никки Хейли, бывшая губернаторша Южной Каролины, а также представитель США в ООН в администрации Дональда Трампа. Она сильно уступает бывшему президенту в популярности на национальном уровне. Более того, хотя в 2006 году активно обсуждалась перспектива участия в президентских выборах Кондолизы Райс, сегодня выдвижение женщины-кандидата от республиканцев встретит мощное сопротивление американских консерваторов — основной аудитории Трампа. 

В настоящее время, помимо Никки Хейли, в Республиканской партии есть несколько популярных женщин-политиков. К примеру, главой Национального комитета партии является Ронна Макдэниэл, племянница бывшего кандидата в президенты Митта Ромни, переизбранная на должность в январе 2023 года. Многие обратили внимание на Сару Хакаби Сандерс, дочку другого республиканского политика (Майка Хакаби), которая весьма жестко озвучила официальную республиканскую позицию относительно обращения президента Байдена Конгрессу в начале 2023 года. Однако никто из них, в отличие от Хейли, пока что не заявил официально о вступлении в президентскую гонку. 

Вторым честно заявившим о своих намерениях кандидатом от республиканцев стал предприниматель индийского происхождения Вивек Рамасвами. Сейчас бизнесмену 37 лет, он не имеет политического опыта и ни разу не участвовал в предвыборной кампании ни на каком уровне. Все эти факторы гарантируют, что Рамасвани не получит поддержку американского политического истеблишмента, что крайне важно для успешного выступления на праймериз. Подобные Рамасвами кандидаты появляются всё чаще и, несмотря на сомнительные перспективы победы, принимают активное участие в предвыборной кампании.

Согласно материалам «Форбс», Рамасвами владеет компанией Roviant Sciences, которая занимается разработкой инновационных лекарств, зачастую приобретая препараты, забытые или потерявшие популярность в фармацевтической промышленности. Возможно, его расчет — на то, что демонстрация политических амбиций и всенародная узнаваемость в случае успешного участия в праймериз позволит бизнесмену усилить позиции в фармацевтическом бизнесе или сформировать имидж «капиталиста с человеческим лицом». 

Кроме того, Рамасвами может рассчитывать, что в случае успешного участия в кампании будущий американский президент, руководствуясь «коалиционной логикой», назначит его на должность в Кабинете. Например, в 2016 году — после победы Трампа на выборах — Министерство жилищного строительства и городского развития США возглавил Бен Карсон, врач-нейрохирург, известный благодаря первой в мире успешной операции по разделению сиамских близнецов, автор нескольких книг и мотивационный спикер. Единственная причина, по которой Трамп мог бы назначить Карсона министром, — его успешное участие в праймериз 2016 года и последующая (после выбывания из гонки) поддержка кампании Трампа. 

Реальные соперники

Среди возможных кандидатов, способных составить конкуренцию Трампу, называют множество различных имен. Потенциальных оппонентов можно разделить на три категории. 

Во-первых, это бывшие сотрудники администрации Трампа. Среди таких выделяют бывшего вице-президента Майка Пенса, государственного секретаря Майка Помпео и даже Джона Болтона, бывшего помощником по национальной безопасности. 

С каждым из них Дональд Трамп находится в конфликте после их работы в администрации. С начала 2023 года каждый из них заявил о том, что примет решение о своем участии в президентской гонке в ближайшие месяцы. Участие каждого будет оказывать влияние на «фактор Трампа». Майкл Пенс, бывший вице-президент, в конце февраля в интервью NBC заявил, что «почти определился». Участие бывшего вице-президента в президентских выборах — логичное продолжение политической карьеры. Баллотирование Пенса станет ударом по перспективам Трампа, учитывая высокую должность, которую Пенс занимал в администрации бывшего президента. 

Майк Помпео заявлял, что примет решение «в течение нескольких месяцев». Джон Болтон продолжает «раздумывать» об участии. Внешняя политика, к которой Помпео и Болтон имели непосредственное отношение, как правило, не так интересует американского избирателя, тем более из консервативных кругов. Шансов на победу у этих кандидатов меньше, чем у Пенса, но вместе с тем они могут сыграть важную роль в республиканских праймериз, отобрав голоса избирателей у Трампа.

Джон Болтон и Владимир Путин. Фото: Wikimedia Commons, CC BY 4.0

Вторая группа — старые противники Трампа из республиканской партии. Например, Лиз Чейни, бывшая конгрессвумен от штата Вайоминг, дочь экс-вице-президента Ричарда Чейни. Она последовательно критиковала Трампа и была одной из 10 республиканцев, поддержавших импичмент президенту в 2020 году. Тогда импичмент был связан с телефонным разговором с президентом Украины Владимиром Зеленским. Трампа обвиняли в том, что он пытался использовать Зеленского для получения компромата против Джозефа и Хантера Байденов. 

Позднее Лиз Чейни возглавила комитет по расследованию событий 6 января 2021 года, связанных со штурмом Капитолия сторонниками Трампа. Судя по всему, резкая антитрамповская позиция стоила Чейни места в Палате Представителей: республиканка проиграла на промежуточных выборах 2022 года. 

Другой оппозиционер Трампу — губернатор штата Флорида Рон Десантис. Бывший член Палаты Представителей, а с 2018 года — губернатор штата Флорида, был союзником Трампа, однако в 2022 году стал позиционироваться едва ли не как основной конкурент бывшего президента на выборах 2024 года. Летом 2022 года, после слушаний в комитете по расследованию событий 6 января, на фоне мощного удара по имиджу Трампа, опросы общественного мнения зафиксировали стремительный рост рейтинга Десантиса. Позднее Десантис победил на выборах губернатора Флориды, а Financial Times стал называть его «Трампом с мозгами и без драмы». 

Пол Райан. Фото: Wikimedia Commons

Куда интереснее ситуация станет, если в президентскую гонку вступит бывший спикер Палаты Представителей, представлявший штат Висконсин в течение 20 лет, — Пол Райан. Имея безупречную историю побед на выборах (член Палаты Представителей переизбирается каждые два года), он остался непобежденным, отказавшись баллотироваться после истечения очередного срока полномочий в 2018 году. После этого он вошел в совет директоров Fox Corporation, ряда других компаний. Он представляет умеренное крыло Республиканской партии, никогда не был сторонником Трампа, а в 2023 году уже сделал ряд весьма резких антитрамповских заявлений. В частности, Райан сказал, что «поддержит кого угодно, кроме Трампа». 

Пол Райан — 1970 года рождения, что в глазах избирателей может выгодно отличать его от стареющих представителей республиканского истеблишмента. Райан представляет «колеблющийся» штат Висконсин, способный усилить поддержку республиканцев во всём северо-западном регионе США, который крайне важен для итоговых результатов голосования каждой из партий. Если кандидат сможет объединить штаты всего региона — вероятность победы на всеобщих выборах кратно возрастает.

Третья категория — прошлые соперники Трампа, участники предыдущих предвыборных кампаний. В разное время они по-разному относились к Трампу. К таким относится сенатор из Техаса Тэд Круз, сенатор из Кентукки Рэнд Пол, бывший губернатор Нью-Джерси Крис Кристи. Учитывая, что в 2020 году в республиканской партии не проводились праймериз, последняя схватка политических оппонентов была в 2016 году, в связи с чем оценить их электоральные перспективы достаточно сложно. Тем не менее, в 2016 году именно Тэл Круз оказался последним сошедшим с дистанции «традиционным» республиканцем, после чего номинацию получил Дональд Трамп

Кризис рядом?

Сложившийся сегодня расклад сил у республиканцев напоминает период кампании 2016 года. В партии снова наметился кризис лидерства. Ни один из кандидатов не способен объединить всех республиканских избирателей. Именно этим и воспользовался Дональд Трамп в 2016 году, методично расправившись с каждым из 18 оппонентов, участвовавших в праймериз.

Ронна Макдэниэл. Фото: Wikimedia Commons, CC BY-SA 2.0

7 лет назад, когда Трамп уже обратил на себя внимание и нажил себе много врагов среди республиканцев, он пригрозил, что может баллотироваться как независимый кандидат. Тогда подобная перспектива воспринималась как блеф, учитывая, что такой шаг бы лишил шансов на победу и Трампа, и любого республиканского кандидата. Стиснув зубы, республиканцы поддержали Дональда Трампа.

В определенной степени история повторяется и сегодня. 

Решающую роль в том, номинирует ли Республиканская партия Дональда Трампа в качестве кандидата или нет, играет комитет партии.

В январе прошли выборы председателя комитета, по итогам которых эту должность вновь заняла Ронна Макдэниэл, в свое время назначенная при Трампе. Комитет вряд ли откажет Трампу, но и не станет поддерживать его, тем более когда в гонку вступят другие кандидаты. В 2023 году члены Национального республиканского комитета намного более осторожно относятся к Трампу. 

Многие наблюдатели отмечают, что перспектива участия Трампа как независимого кандидата в случае, если он проиграет республиканские праймериз, сохраняется. И это сулит плохие перспективы для любого республиканца стать хозяином Белого дома в 2024 году. 

Для того чтобы обеспечить единство в Республиканской партии, Макдэниэл распорядилась: каждый участник республиканских праймериз должен был подписать обязательство поддержать победителя и не участвовать в дальнейшей президентской кампании в качестве независимого кандидата. Семь лет назад то же самое предлагал сделать ее предшественник Ринс Прибус из-за позиции Дональда Трампа. 

В ближайшее время республиканскому истеблишменту предстоит принять важное решение: делать ли ставку на выборах в 2024 году на бывшего президента Дональда Трампа или нет. С учетом всех вводных — широкой палитры альтернативных кандидатов, снижения рейтинга Трампа, в том числе среди его ядерного электората, и наконец, перспективы уголовного преследования бывшего президента, — чаша весов склоняется не в пользу Трампа. Тем не менее, риск участия Трампа в предвыборной гонке отдельно от республиканцев, — в случае, если он не подпишет обязательство, которое пытается продвинуть Ронна Макдэниэл, — грозит углублением раскола в партии, который, вероятно, перевесит все остальные риски.