Все мы создаем мир под себя. Люди, захватившие власть в нашей стране, не умеют сотрудничать, они умеют только побеждать или проигрывать — в драке, в интриге, в войне. Соответственно, так они и строят отношения с другими субъектами. Они не понимают, что такое игра с ненулевой суммой: победитель должен получить всё.
Но современный мир стоит именно на игре с ненулевой суммой, на том, что надо договариваться, искать решения, при которых будут в максимальной степени удовлетворяться и твои интересы, и интересы другого субъекта, а неизбежные уступки будут распределяться справедливо, чтобы никто не чувствовал себя обиженным или обманутым. Так строится нормальный бизнес — в поисках выгоды для всех: и для участников технологической цепочки, и для конечного потребителя. Так строится политика на всех уровнях. В парламенте договариваются между собой лоббисты различных территорий и общественных групп — только тогда получается ситуация, которая никому, конечно, полностью не нравится, но всех более или менее устраивает. Так завершаются войны. Мирные договоры должны восприниматься как справедливые. В противном случае, как это было с Версальским договором, закладывается мина, которая рано или поздно взрывается, — она и взорвалась. Но всё это требует понимания того, что ты в этом мире не один, что есть некто Другой, с интересами которого ты должен считаться.
В силу многих причин — и специфического образования, и службы в органах, и того, как прошло детство, — у первых лиц российского государства такое понимание не сформировалось. Можно быть под властью Другого, если не получается властвовать над ним самому, но сосуществование с кем-то, от тебя не зависимым, — это что-то невообразимое.
Придя к власти, Путин по примеру большевиков начинает уничтожать независимую прессу: политическую сатиру «Кукол», телеканал НТВ, далее везде. На достижение полного контроля потребовалось время, но Путин справился.
Потом настала очередь политических институтов.