Полностью автоматизированный роскошный коммунизм
Действие игры происходит в альтернативной исторической реальности, где к 1955 году массовое производство роботов позволяет СССР не только стать ведущей технологической державой, но и создать выглядящее утопическим государство, — напоминающее то, что британский журналист Аарон Бастани в своей футуристической книге называл fully automated luxury communism («полностью автоматизированный роскошный коммунизм»), только в ретроантураже.
Советская эстетика задает сеттинг игры с первых секунд: в красивейшей сцене герой плывет на катамаране по реке, проходящей через центр идиллического города, под саундтрек «Звездного лета» Аллы Пугачёвой — песни из фильма 1978 года о детстве в пионерлагере. Постепенно мы узнаем, что главный герой игры — агент советской разведки, майор Сергей Нечаев, в роли которого игрок расследует инцидент на предприятии по производству роботов в Казахской ССР: по неизвестным причинам роботы восстали против своих создателей и хозяев.
Архитектура, вывески и элементы промышленного дизайна внутри игры, вплоть до автоматов с газированной водой, очень точно воссоздают советский стиль и явно будут узнаваемыми даже для поколения геймеров, которое не застало Советский Союз, но выросло на его бывших территориях.
Именно в постсоветских странах интерес к игре наиболее высок, показывают данные Google Trends: в первую очередь, это Россия, Беларусь, Молдова, Латвия, Казахстан. Украина — на седьмом месте. В случае Украины, кажется, даже можно наложить карту интереса к Atomic Heart на типичные карты результатов выборов в стране: больше всего ностальгии по советской эстетике почувствовали в восточных и южных регионах, а особенно — в Крыму, где традиционно считались сильными и позиции пророссийских кандидатов.