Комментарий · Общество

«Россия — это головоломка, завернутая в тайну, завернутую в загадку»

Чем занимается признанный «нежелательным» аналитический центр Riddle

Любовь Борисенко , специально для «Новой газеты Европа»
Фото: Sefa Karacan / Anadolu Agency / Getty Images

29 ноября Генпрокуратура России признала «нежелательной» организацией созданный в Литве аналитический центр Riddle. По мнению силовиков, его деятельность «представляет угрозу основам конституционного строя и безопасности РФ».

«Новая газета Европа» поговорила с главным редактором онлайн-журнала Riddle Ольгой Ирисовой о том, чем занимался центр, почему его признали «нежелательным» и как он планирует продолжать работу.

История создания

До 2018 года команда, запустившая Riddle, работала над другим проектом — аналитическим журналом Intersection Project, но была вынуждена его закрыть. Тогда они ушли в «свободное плавание» и искали ресурсы на запуск нового проекта: собрали попечительский совет и редакционную коллегию. Так Riddle начал свою работу.

Редакционная часть во многом осуществлялась (и продолжает это делать) на основе pro bono. В центре отмечают, что «не берут деньги, которые скомпрометировали бы независимость редакционной политики». При этом создатели проекта не хотят скрывать материалы под пейволом и использовать подписку, потому что считают необходимым, чтобы все тексты оставались в свободном доступе. Сейчас читатели поддерживают сайт пожертвованиями.

Главред онлайн-журнала описывает Riddle как «аналитическую, экспертную площадку, своего рода онлайн think tank (аналитический центрприм.ред.)». Редакция выпускает материалы от экспертов из разных отраслей, они выходят сразу на русском и английском языках. В этом году также редакция запустила видео и подкасты.

«Для нас важно работать не только с уже известными экспертами по России, но и с молодыми политологами, социологами, экономистами и экспертами из других областей. Публикация экспертов, находящихся на ранних этапах карьерного развития, всегда была нашим приоритетом», — отмечает Ирисова.

Russia is a riddle

Редакция центра, предвидя вопросы о своем названии, рассказала на сайте историю его появления.

«Первого октября 1939 года Уинстон Черчилль произнес слова, которыми и сегодня можно охарактеризовать отношение многих иностранцев к России «Russia is a riddle wrapped in a mystery inside an enigma» (Россия — это головоломка, завернутая в тайну, завернутую в загадку). Но головоломку можно разрешить, тайну раскрыть, а загадку разгадать», — объясняют создатели организации.

В Riddle убеждены, что ключом к пониманию России может стать «всесторонний, глубокий и непредвзятый анализ происходящих и происходивших в ней процессов». Именно с этой целью и был создан центр.

«Нежелательность»

За последние четыре года на сайте выходили материалы о протестах в регионах, проблемах в международных отношениях и экономике, состоянии российской армии. В том числе, с начала войны в Украине эксперты Riddle писали про многие болезненные для российских властей темы.

«На Riddle выходили исследования, касающиеся состояния российской армии, провоенной дезинформации, потерь среди личного состава ВС. За это, скорее всего, нас и внесли в черный список. Но это только мое предположение, никаких разъяснений Генпрокуратура не дала», — говорит Ирисова.

Главный редактор Riddle, политический аналитик Ольга Ирисова. Фото: Riddle

При этом она отмечает, что сейчас «любая активность, затрагивающая тему войны России с Украиной, подпадает под пристальное внимание российской власти». Также, по ее словам, примечательно то, что в последнее время все чаще признают «нежелательными» аналитические и исследовательские центры. Раньше «рекордсменами» по количеству занимаемых строчек в реестре Минюста были разные фонды. Тогда «нежелательность» власти использовали для того, чтобы препятствовать финансированию деятельности организаций внутри России. Сейчас, как считает Ирисова, этот статус стал еще одним оружием для борьбы с распространением «опасной», по мнению власти, информации.

«Мы, честно сказать, не думали, что попадем сразу в список нежелательных, минуя иноагентство. «Звоночки», конечно, были — весной наш сайт заблокировали в России, околокремлевские структуры включали нас (причем иногда поименно) в свои доклады о зарубежных агентах влияния и т.д. Но все это не идет ни в какое сравнение с сегодняшними новостями», — рассказывает главред Riddle.

Важно отметить, что, после признания организации «нежелательной», ей запрещено распространять информацию и открывать филиалы в России, а действующие отделения должны быть закрыты. Также все российские счета компании блокируются. Участие в любой деятельности такой организации грозит уголовным преследованием.

Riddle сотрудничает со многими экспертами, но большинство из них, по словам Ирисовой, уже не находятся на территории России. Сейчас она вместе с коллегами и юристами пытается найти оптимальный вариант, при котором можно было бы продолжать работу центра.

«Пока никакого решения принято не было. Сейчас главное для нас — это безопасность людей, доверивших нам свои имена. Если кто-то из авторов предпочтет публично прекратить с нами сотрудничество, то мы отнесемся к этому с большим пониманием. У нас еще есть время на кризисный менеджмент, пока Минюст не обновил свой список», — отмечает Ольга.