В марте гендиректор Wintershall Dea Марио Мерен заявил, что после «интенсивных обсуждений» в совете директоров компания решила сохранить участие в существующих проектах в России, несмотря на то, что осуждает российское вторжение в Украину. В то время, как другие сырьевые компании, такие как Shell, Exxon и Eni, покинули российский рынок, Wintershall осталась в стране и продолжила добывать сырье из Уренгойского месторождения вместе с местными компаниями. На этот регион приходится около трех четвертей всей добычи газа в России.
Немецкая сырьевая компания участвует в совместном предприятии «Ачимгаз» с дочерним предприятием «Газпрома», которое поставляет газовый конденсат — сырье для производства керосина — «Газпрому», основному производителю авиакеросина в России. С 2008 года компании совместно разрабатывают гигантские месторождения газа в Уренгое и владеют по 50% акций лицензии на его добычу. Месторождение уходит на глубину до 4000 метров: «Газпром» изначально не мог бурить такие глубокие скважины, и эта работа досталась Wintershall.
Согласно расследованию, после вторжения России в Украину Wintershall Dea и ее дочерние компании перечислили в российскую казну налоговые выплаты в размере нескольких сотен миллионов евро: «Только для уплаты налога на прибыль в России могло потребоваться 320 миллионов евро за первые три квартала 2022 года». По подсчетам, основанных на открытых источниках, только за первые девять месяцев 2022 года в Россию должны были поступить более 400 миллионов евро в виде вспомогательных налогов.
За первые девять месяцев Wintershall Dea 2022 в России принесла прибыль в размере более 1,5 млрд евро до вычета процентов, налогов, амортизации и других производственных затрат. Значительная часть прибыли, которая не была заблокирована на российских счетах из-за санкций, перечисляется в казну химического концерна BASF — основного акционера Wintershall. Химической группе компаний принадлежит 72,7% акций компании. Остальными владеет инвестиционная фирма LetterOne, которая тесна связана с российскими олигархами Михаилом Фридманом и Петром Авеном, находящимися под санкциями ЕС.
Издания отмечают, что долгое время Wintershall Dea «очевидно неохотно» выступала с открытой критикой России. Еще весной нефтегазовая компания разослала пресс-релиз, в котором говорилось о «невероятных страданиях», причиненных Украине агрессивной войной России, однако в то же время руководство компании не хотело прекращать добычу газового конденсата в Сибири. А через сутки после публикации заявления
российские военные истребители сбросили бомбы на Чернигов — и они, вероятно, заправлялись авиационным топливом от «Газпрома».
Газовый конденсат, также известный как «белая нефть», является побочным продуктом добычи природного газа на Уренгойском месторождении. Он состоит из смеси жидких углеводородов, которые отделяются от сырого газа во время бурения и могут быть переработаны в пластик или топливо. Der Spiegel и ZDF смогли реконструировать маршрут, который проходит производимый компанией газовый конденсат до заводов дальнейшей переработки, используя данные о грузовых перевозках российских поездов, предоставленные некоммерческой организацией Anti-Corruption Data Collective, и внутренние документы «Газпрома».
«Wintershall поставляет [его] „Газпрому“, точно не зная, что будет с сырьем. „Газпром“ в этом отношении — черный ящик. Поэтому Wintershall не может сказать, где и насколько глубоко группа вовлечена в войну, и, очевидно, не спрашивает», — говорится в публикации.
Крупнейший нефтеперерабатывающий завод «Газпрома» расположен в Омске. Издания выяснили, что авиационное топливо доставляется из Омска на базы военно-воздушных сил (ВВС) России в Воронеже и Морозовске Ростовской области, которые находятся рядом с российско-украинской границей. По информации из базы данных Refinitiv, на эти базы было отправлено несколько миллионов тонн авиатоплива в 2022 году. В Морозовске и Воронеже дислоцируются базы российских истребителей Су-34, которые используются в войне в Украине. Их можно заметить на спутниковых снимках, сделанных компанией Maxar.
Самолеты бирюзового цвета можно заметить и на снимке из Морозовска, сделанного 2 июня. Оборудование и следы на взлетно-посадочной полосе указывают на повышенную активность.
По словам турецкого военного эксперта Арды Мевлутоглу, Су-34 являются «самыми важными самолетами в ВВС России» для нанесения ударов с воздуха, таких как по Драмтеатру в Мариуполе 16 марта и по жилому дому в Чернигове 3 марта. Он предполагает, что обстрелы производились из Морозовска или Воронежа. Две базы находятся примерно в 400 километрах друг от друга к востоку от границы с Украиной. Воронеж модернизирован к 2020 году; с тех пор там дислоцируется 47-й полк ВВС и две учебные части. На авиабазе Морозовский южнее три эскадрильи Су-34.
Спустя тринадцать дней после нападения на Чернигов «Газпром» доставил керосин из Омска на Морозовскую авиабазу. В этот же день, 16 марта 2022 года, был взорван театр в Мариуполе.
По данным Human Right Watch, там укрывались не менее 500 мирных жителей, которые написали на русском языке большими буквами перед зданием «дети», надеясь, что здание будет в безопасности от российских атак. До сих пор неясно, сколько человек погибло в результате нападения, по официальным оценкам — не менее 300 человек. Тогда правозащитная организация Amnesty International пришла к выводу, что атака, скорее всего, была совершена российскими истребителями Су-25, Су-30 или Су-34, дислоцированными на близлежащих российских базах.
«Любая компания, которая поддерживает военные преступления Путина, также виновна в этих преступлениях», — заявил экономический советник президента Украины Олег Устенко. По словам эксперта по России Яниса Клюге из Stiftung Wissenschaft und Politik, Россия может обязать любую кампанию, которая осталась в стране, помогать в войне против Украины. «Единственный способ избежать этого и, таким образом, избежать совместной ответственности за эту войну — уйти из России», — сказал он.
Теоретически возможно предъявление обвинения Wintershall Dea со стороны Международного уголовного суда (МУС), сказал изданию бывший первый прокурор МУС Луис Морено Окампо. Однако для этого, по его словам, необходимо доказать, что совместное предприятие Wintershall Dea доставляло газовый конденсат для совершения военных преступлений.