— С началом войны в адрес русских чаще звучат обвинения в «имперскости», об этом говорят в Грузии, в Армении, в других странах, куда россияне бежали от войны. Получается, это есть во всех нас, даже в тех, кто против войны?
— «Имперскость» — это такой же ярлык, как «русофобия», «англосаксы», «иностранный агент» или «враг народа». Это клеймо, которое ставится по произвольному выбору. Его навешивают на всех подряд. Беда в том, и это, к сожалению, бывает, что многие люди пользуются национальной трагедией, и даже не только национальной, а всемирной, чтобы избавиться от конкуренции, чтобы утвердить в очередной раз себя. В России много малоодаренных людей, иногда совсем не одаренных, иногда — смешных, пытаются доказать, что они — настоящие патриоты, а всех этих Акуниных-Быковых-Белковских-Глуховских-Улицких надо запретить.
Такая же конкуренция наблюдалась и в русском 1918 году, когда к власти пришли большевики, а футуристы решили, что это их власть. И стали отдавать всякие «приказы по армии искусств». Понадобилось вмешательство Луначарского, чтобы Маяковского несколько окоротить, а то он уже хотел упразднить Малый театр и МХАТ, тогда еще просто Художественный. Среди художников конкуренция существует всегда, это как бы онтологически присуще нашему роду занятий. Просто подло использовать для этой конкуренции политику: писать доносы, обвинять в непатриотизме и так далее.
В разряд имперскости сегодня попадают любые высказывания о том, что русская литература противостояла власти и не может отвечать за ее художества. Или попытки защитить Пушкина от расправы с его изображениями. Или утверждения, что любой национализм ведет к пещерной ксенофобии и служит признаком ограниченности. За такие утверждения меня внесли в список «Миротворца», так что я один из немногих людей, кто в России состоит в списке иноагентов, а в Украине, видите, тоже в списке врагов. Нехорошо, ребята, а вместе с тем и приятно: пока в тебя кидают камни с двух сторон, ты на правильном пути. Но я искренне полагаю, что результатом этой войны станет трезвая оценка любого национализма и его последствий, при том что моральная правота Украины в этом конфликте очевидна.
— Вам не кажется, что странно объяснять это только конкуренцией между творческими людьми? Об «имперскости» говорят люди самых разных профессий.
— Иногда это средство подавить конкурента, иногда — просто способ заткнуть собеседника. Назвать имперскостью можно всё что угодно. Я с этим термином стараюсь не связываться, и никто из употребляющих это клеймо пока не смог объяснить мне, что такое имперскость.