Комментарий · Политика

Украинское сафари 

Опираясь на недавнюю историю Боснии, Славой Жижек предупреждает Запад о рисках сделки с Путиным в обход Украины

Славой Жижек , словенский философ
Фото: Getty Imagies

Оригинал текста был впервые опубликован на сайте Project Syndicate. Редакция «Новой. Европа» благодарит коллег за возможность перевести и опубликовать этот материал с незначительными сокращениями.

Обычно я не пишу о культурной продукции моей родной страны, но я обязан сделать исключение для нового документального фильма словенского режиссера Мирана Зупанича «Сараевское сафари». В нем детально представлены наиболее дикие и патологические эпизоды осады боснийской столицы в 1992–1996 годах.

Хорошо известно, что с холмов, окружающих этот город, сербские снайперы беспорядочно обстреливали жителей, ходивших внизу по улицам. И известно также, что некоторых сербских союзников, в основном россиян, приглашали туда пострелять. Но теперь мы узнали, что такую возможность предоставляли не только в качестве жеста уважения, но и в качестве своеобразного туристического аттракциона для клиентов, готовых заплатить. Во время этих «сафари», организованных Боснийской сербской армией, десятки богатых иностранцев, в основном из США, Великобритании и Италии, но также и из России, платили огромные суммы за шанс пострелять по беззащитному гражданскому населению.

Кадр из документального фильма «Сараевское сафари». Фото: скрин видео

Задумайтесь о той особой форме субъектности, которую подобное сафари придает «охотнику». Жертвы были анонимными, но это была не видеоигра. Извращенное удовольствие заключалось в том, что всё это было на самом деле. В то же время богатые туристы, игравшие в «охотников» с безопасных позиций над городом, фактически исключали себя из обыденной реальности. А для их целей ставкой была жизнь или смерть.

Есть нечто извращенно честное в этом смешении реальности и шоу. Разве руководители — политики и корпоративные менеджеры — не участвуют точно так же в своеобразном сафари? 

Сидя на своих безопасных позициях в высоких кабинетах, топ-менеджеры часто разрушают жизни многих людей.

Дмитрий Медведев, бывший российский президент, сейчас занимающий пост зампредседателя Совета Безопасности РФ, недавно говорил об аналогичной логике западных политических лидеров. Отмахиваясь от предостережений США и НАТО по поводу последствий применения Россией тактического ядерного оружия, Медведев утверждал, что «безопасность Вашингтона, Лондона, Брюсселя для Североатлантического альянса гораздо важнее, чем судьба никому не нужной погибающей Украины. Поставки современного оружия — просто бизнес для западных стран. Погибать в ядерном апокалипсисе заокеанские и европейские демагоги не собираются». Медведев также заявил, что Кремль сделает всё, чтобы не допустить появления или размещения на территории «враждебных к нам соседей» ядерного оружия, поскольку это якобы создаст экзистенциальную угрозу для российского государства.

Напомню, что в июне Путин сам заявил: «Не бывает каких-то промежуточных составляющих, промежуточного состояния. Или страна является суверенной, или колонией, как бы колонии ни называть». Поскольку он явно считает Украину российской колонией, Запад не должен относиться к Украине так, будто он согласен с Путиным. Это означает, что 

надо отвергнуть идею организации западными державами урегулирования с Россией в обход Украины.

К сожалению, в этом вопросе многие западные левые играют на руку Путину. Взгляните, например, что написал Харлан Ульман из Атлантического совета: «Клемансо однажды заметил, что «война слишком важна, чтобы доверять ее генералам». А в нашем случае Украина слишком важна, чтобы доверить ее Зеленскому? США необходима [альтернативная] стратегия, способная покончить с насилием и войной».

Целый ряд левых — от Ноама Хомского до Джеффри Сакса (не говоря уже о многих апологетах России на правом фланге) — заняли аналогичную позицию. В начале они настаивали, что Украина не может выиграть войну с Россией, а теперь намекают, что она не должна выиграть, потому что из-за этого Путин окажется загнанным в угол и, следовательно, опасным.

Но если бы мы последовали совету этих «борцов за мир» и не стали поставлять оружие Украине, тогда эта страна сегодня была бы полностью оккупирована, а ее подчинение сопровождалось бы намного более жестокими зверствами, чем те, что уже были обнаружены в Буче, Изюме и многие других местах.

Более выверенную позицию заняли немецкие «Зеленые», которые выступают не только за полную поддержку Украины, но и за структурные реформы, призванные ускорить отказ от нефти и газа, что также поможет спасти человечество от катастрофического изменения климата. Тем временем остальные западные левые участвуют в сафари, отказываясь от вмешательства, которое может бросить вызов их сложившемуся образу жизни.

«Борцы за мир» утверждают, что России нужна победа или уступки, которые позволят ей «сохранить лицо». Но это логика работает в обе стороны. После ядерных угроз Медведева и Путина именно Украина и Запад больше не могут пойти на компромисс, одновременно сохранив лицо. Напомню, что, согласно предсказаниям Медведева, Запад откажется от военного ответа на российскую ядерную атаку, потому что он слишком труслив и жаден для этого.

Здесь мы вступаем в область философии, поскольку слова Путина и Медведева явно вторят гегелевской диалектике «господина и раба». Если два самосознания вступили в борьбу не на жизнь, а на смерть, в этой борьбе не может быть победителя, потому что, когда один погибнет, у победителя больше не будет рядом другого самосознания, признающего его собственное. Вся история человеческой культуры опирается на изначальный компромисс, согласно которому кто-то становится слугой, который «отводит глаза» ради того, чтобы предотвратить взаимно гарантированное уничтожение.

Медведев и Путин исходят из того, что упаднический, погрязший в гедонизме Запад отведет глаза. И тут мы возвращаемся к динамике, хорошо представленной в фильме «Сараевское сафари». Привилегированные элиты считают, будто они могут вмешиваться в реальный мир стратегическим образом, но без опасных последствий для себя лично. Однако со временем реальность догоняет каждого. И когда это происходит, нам нельзя прислушиваться к советам тех, кто озабочен лишь одним: как бы не спровоцировать «чудовище в долине».