Сюжеты · Общество

Взрослые, а ведут себя как подмостки

Как в Эстонии из-за поста о «русофобии» поругались театралы и напряглись политики. Подоплека увольнения режиссёра Русского театра Филиппа Лося

Эдуард Филиппов, специально для «Новой газеты Европа»

Филипп Лось. Фото: Facebook

Скандал из-за публикации в Facebook, которую разместил на своей странице режиссер Русского театра в Таллине Филипп Лось, разгорелся на исходе августа. В своем посте он заявил о «тухлой облезлой русофобии», поразившей, по его мнению, эстонское общество. 

«Знаете, почему меня, русского еврея, живущего в Эстонии всего (уже?) пять лет, так оскорбляет и выбешивает вся эта бесконечная возня с санкциями против русских? Когда под бодрые здравицы о поддержке украинского оружия и победе Добра над Злом из всех щелей вдруг полезла тухлая облезлая русофобия, и никто не зажимает нос и не говорит громко: «Фу!» Удачный момент, не правда ли? Расквитаться за всё, растоптать все свободы и права граждан Российской Федерации, как будто у нас без того своих проблем маловато», — написал Филипп.

Возможно, ограничься он публикацией своего мнения, всё бы и обошлось. Но в довесок автор прицепил историю про нацистский концентрационный лагерь «Треблинка». Пафос этой отсылки состоит в том, что люди с приходом фашистской германии в Польшу до конца не могли поверить в кровожадные планы гитлеровцев, а когда поняли, к чему идет дело, было поздно сопротивляться. Связав в одном посте проблему притеснения граждан России в Эстонии и сюжет времен Холокоста, Лось создал гремучую смесь. Возможно, сам того не осознавая.

Иллюстрация к публикации Филиппа Лося в Facebook

В Facebook реакция на публикацию была скорее положительной. Соратники и просто знакомые благодарили Лося за то, что он не побоялся высказаться о реальной проблеме, и что те же самые чувства испытывают многие. В то же время часть людей отмечала, что режиссер явно перегнул палку со сравнением, потому что эстонские власти не принимали участие в истреблении евреев, поскольку страна на тот момент была оккупирована.

Ответ на публикацию со стороны театрального сообщества последовал молниеносно. Уже через два дня после поста правление Союза режиссеров и драматургов Эстонии (ELDL) приняло решение исключить Филиппа из своих рядов. Там посчитали, что заявление оскорбляет и государство Эстонию, и жертв Второй мировой войны. Как заявил председатель правления Яанус Рохумаа, «ELDL поддерживает свободу слова и смелость, но в равной степени осуждает разжигание ненависти и имперское высокомерие в то время, когда одна из империй прежних времен бездумно уничтожает жизни свободных людей».

«К успеху отношения не имеет…»

Следующей новостью стало увольнение Лося. Директор Русского театра c подтвердила эту информацию «Новой газете. Европа»: «То, о чем написал Лось в Facebook, также обсуждают на страницах эстонских СМИ многие эстонские деятели, но тон обсуждения, лексика и, главное, направление дискуссии — совсем другие. Обидные, даже оскорбительные нападки — это не конструктивный путь. И ведь не случайно увольнение состоялось через некоторое время. Это обдуманное и взвешенное решение, оно было принято с пониманием того, что на меня обрушится», — говорит Светлана.


По ее словам, актеры театра единодушно высказали свое отношение к творческому потенциалу Лося, посчитав, что тот вред, который он наносит театру своими несдержанными и агрессивными комментариями, значительно превосходит возможные достоинства от работы с режиссером.

Письмо от имени актеров отправлено в Союз театральных деятелей.

«Ни одна постановка режиссера Лося не стала явлением даже в рамках нашего театра, коммерческого успеха его спектакли тоже не имели. В принципе у Лося были также и другие задачи, которые он не очень добросовестно выполнял. К сожалению, и сейчас Лось недостоверно излагает факты», — сетует директор театра.

По ее словам, Лось считает своей заслугой увеличение аудитории театра в два раза, но данные, которые есть в открытом доступе на странице министерства культуры, этого не подтверждают. «В связи с ковидом было значительное уменьшение и аудитории, и доходов театра. Я пришла в театр в начале февраля. За последние полгода — с января по май — зрителей и вправду стало больше на 7115 человек от запланированных показателей, и наш доход от продажи билетов составил без налога на 105246 евро больше, чем запланировано в бюджете. К сожалению, к Лосю это не имеет ни малейшего отношения», — приводит цифры наша собеседница.

Светлана Янчек. Фото: veneteater.ee

На вопрос, можно ли было избежать увольнения, Светлана ответила утвердительно, но это случилось бы только в случае, если режиссер понял суть претензий к нему: «Он не идет на диалог в этом вопросе, не понимает, что будучи худруком Русского театра, нужно как минимум пользоваться цивилизованной лексикой даже на своей личной странице, и всегда учитывать интересы того государственного учреждения, которое ты, как бы себя ни позиционировал, всё равно представляешь».

«Похоже на рейдерский захват…»

Режиссер со словами директора театра не согласен. «Неприятно слушать нелестные комментарии о моем творчестве от нынешнего директора Светланы Янчек, которая получила театр с готовым репертуаром, сформированным мною в течение пяти лет; человека, который теперь радостно рапортует о достигнутых успехах и продажах, словно это ее личный успех, а не результат многолетней работы всего коллектива Русского театра», — говорит Филипп Лось.

«Мне кажется, это элементарная человеческая непорядочность. Когда Светлана пришла в театр руководителем, я был этому рад, так как до этого в течение нескольких лет нашего вполне дружеского общения у меня создавалось ощущение, что Светлана — энергичный и полезный для театра человек. Но, возможно, в силу своих личных тоталитарных амбиций она с момента начала своей работы стала делать всё, чтобы избавиться от художественного руководителя театра и взять власть в свои руки, хотя должность директора по Уставу театра не предполагает вмешательства в художественную политику. Это похоже на рейдерский захват», — обвиняет режиссер нынешнего руководителя.

Он собирается отстаивать свои интересы законным путем в суде, так как считает, что договор с ним расторгли неправомерно. Поделился театральный деятель и своими планами на ближайшее будущее. Он намерен остаться и работать в Эстонии и в других европейских странах: сейчас Лось уезжает в Болгарию, чтобы закончить работу над спектаклем, премьера которого запланирована на начало октября.

Судебные перспективы

Скандал вызвал противоречивую реакцию эстонских политиков. Их слова — характерный пример раскола в эстонском обществе. С одной стороны, депутат Европарламента Урма Паэт призвал немедленно лишить опального художника вида на жительство. Другой депутат Европарламента, Яна Тоом, традиционно защищающая русскоязычное меньшинство, заявила, что «в стране, где человека можно за считанные часы исключить из Союза театральных деятелей за пост в Facebook, свободы меньше, чем было накануне». 

Урма Паэт. Фото: Thierry Monasse/Getty Images

Отреагировали на событие и представители российской оппозиции. «Меня шокировала новость про увольнение художественного руководителя этого театра Филиппа Лося. И за что? За мнение в Facebook! Я юрист и понимаю, что увольнять за мнение нельзя. За нарушение закона, трудовой дисциплины, когда человек не справляется с обязанностями, — можно, а за мнение — нет. И разве это европейские ценности? Нет. Это чистый СССР», — написала эмоциональный пост оппозиционерка Любовь Соболь.

С этим мнением скорее солидарен историк, социолог, исследователь Лаборатории академической свободы Центрально-европейского университета Дмитрий Дубровский: «Думаю, что несмотря на мое несогласие с высказанной позицией режиссера, которая опровергается и работой Русского театра, и его работой, он как житель Европейского союза имеет право на свободу слова». По мнению эксперта, высказывание режиссера вполне можно отнести к политическим. Если Лось не будет восстановлен на работе, он имеет большие шансы на успех в суде, и в том числе даже в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). «Я полагаю, что речь идет о нарушении права на свободу слова. Это не оправдано ни содержанием высказывания, ни какими-то иными обстоятельствами», — подытожил Дубровский.

Журналист и музыкальный критик Артемий Троицкий, живущий в Эстонии последние восемь лет, вообще не видит в эстонском обществе проблемы, обозначенной Лосем, но считает, что увольнять только за фразы в Facebook странно. «Думаю, что этой истории предшествовала какая-то более длительная история конфликта. Но я не в курсе их сложных отношений. Филиппа и Светлану видел в жизни по одному разу, и оба произвели приятное впечатление», — говорит Троицкий. Никакой дискриминации по отношению к себе он не чувствует. «Отношение к тем русским, которые ведут себя цивилизованно, по-европейски и не выступают с пропутинскими прокламациями, совершенно нормальное», — считает Троицкий.

В мире без полутонов

Психолог, сооснователь волонтерского проекта помощи мигрантам «Let it PSY» Андрей Зайцев видит в скандале вокруг Лося яркий пример культуры отмены. «Она существовала на протяжении тысячелетий с самых ранних времен. Нам всем необходимо быть включенными в какую-то социальную историю. Таким образом формируются маленькие и большие социальные группы, внутри которых участники разделяют какие-то общепринятые правила. Так бывает и в случае с целыми странами, нациями», — объясняет эксперт.

Андрей Зайцев. Фото: Telegram

В обычной ситуации группа готова спокойно воспринимать некоторую дозу инакомыслия. Но при стрессе, когда мир делится на «плохих и хороших», реакция на появление в группе человека, не разделяющего общие взгляды, приводит к его исключению. По мнению Зайцева, у эстонцев есть некое ощущение себя, историческая память и общая позиция по поводу того, что происходит в мире. Когда кто-то неожиданно высказывается ярко, то большинство отвечает: «Всё, ты не можешь быть включенным в нашу группу, не разделяешь наши ценности, наше общее прошлое».

Сам Зайцев сейчас находится в Грузии и уверен, что подобные ситуации происходят в любой стране, где существует большая российская диаспора. «Здесь, в Грузии, есть большая общность людей, которые поддерживают Украину, переживают, злятся на Россию и даже на тех русских, кто покинул родину. Если они слышат другое мнение, то в лучшем случае попытаются тебя переубедить, а в худшем — увидеть в тебе врага», — говорит психолог.

Наш собеседник работал в рамках благотворительного проекта помощи эмигрантам «Ковчег» и каждый день сталкивался с россиянами, находившиеся в психоэмоциональном стрессе. «Люди внезапно оказались в другой стране, но не знают, как им вести себя, как высказаться. Они видят, что вокруг везде украинские флаги и надписи: «Русские, идите домой!» Это непростая ситуация, но в условиях войны, к сожалению, не все реагируют адекватно и различают полутона. Нужно быть к этому готовым», — рассказал Андрей.

Что делать в ситуации, когда любое высказанное мнение может вызвать непредсказуемую реакцию у окружающих? Высказываться важно, но делать это нужно разумно. Психолог советует, прежде всего, контролировать эмоции, не проявлять агрессии и быть готовым к тому, что твоя позиция будет воспринята превратно. «Идет война, это данность и от этого не скрыться. Учитывайте, что сейчас принимать чужое мнение, даже если оно обосновано, люди не готовы, но свое будут навязывать с удовольствием», — заключил эксперт.