«Я до сих пор не могу понять, кому там плохо жилось? Все получали зарплаты, пенсии, открывались сетевые магазины. Город изменился и внешне, хорошие дороги, новая плитка, декоративные насаждения, современное освещение на улицах».
«От чего «освободили» Попасную?! От стабильной, благополучной жизни? От жилья, имущества, личного транспорта, вообще от всего…»
«Любила в этом городе, наверное, то, что он родной. Знаешь почти каждый уголок, что не может не нравиться. Он уютный, чистый, очень часто проводились субботники, когда бюджетные организации выходили и убирали улицы. В парках провели работы по благоустройству, открыли новый фонтан, в одном парке сделали пляж на озере, поставили зонтики, раздевалки, мангалы».
Такими словами местные жители вспоминают Попасную, небольшой город в Луганской области, который в мае перешел под контроль самопровозглашенной «ЛНР». Бои за Попасную — 29 квадратных километров, 20 тысяч населения и даже не райцентр — велись более двух месяцев, в результате город разрушен почти полностью. На прошлой неделе глава «ЛНР» Леонид Пасечник заявил, что Попасную вряд ли будут восстанавливать после войны. «Особо смысла нет», — проронил квазиглава квазиреспублики. В ходе городских боев, по его словам, повреждено 96% зданий.
Сейчас из 20 тысяч жителей в Попасной остаются максимум 500, считают в легитимной украинской администрации города. В основном, это маломобильные граждане или те, кого в Украине за последние полгода стало принято называть «ждунами» — они ждут «русского мира» и надеются на, возможно, лучшую жизнь под крылом России.
Мы попросили жителей города рассказать, какой им запомнилась Попасная, что с ней стало после вторжения и каково это — быть родом из города, который захватывает и даже не собирается восстанавливать чужая страна.