15 августа с фасада желтого корпуса Киевского национального университета имени Тараса Шевченко убрали мемориальную доску Михаилу Булгакову. Инициатором демонтажа стала представительница общественной организации «Экспертный корпус» Татьяна Швыдченко. «Булгаков — символ русской культуры, — заявила Швыдченко, — он никогда не имел ничего общего с Украиной, наоборот, в своих произведениях он поливал грязью все украинское. Все его изображения являются атавизмами оккупационного периода, от которых срочно нужно избавиться».
Стало ли это событие резонансным?
Одновременно и да, и нет.
Шум поднялся прежде всего в русском сегменте интернета. Проправительственные СМИ (а других в России почти не осталось) с одинаковой интонацией сообщили об очередной русофобской акции украинских националистов. Прокремлевские блогеры выразили возмущение в связи с очередным фактом варварского уничтожения русской культуры в Украине. Представители оппозиционной либеральной интеллигенции, как обычно, проявили сдержанность: убирать памятники писателям, может, и нехорошо, но осуждать украинцев, ставших жертвами российской агрессии, сейчас нельзя.
В самой Украине реакция на событие оказалась не столь заметной. Отдельные голоса противников демонтажа памятной доски не слились в слаженный хор. Показательно, что промолчали и представители Литературно-мемориального дома-музея Булгакова в Киеве, и влиятельные публицисты, ранее выступавшие в защиту писателя и его произведений.