Криптовалюты · Общество

Криптопротест

Россияне освоили электронные валюты в качестве помощи украинским беженцам. Рассказываем, как это работает

Анна Байдакова , специально для «Новой газеты. Европа»
Фото: Wojtek Jargilo/epa.eu
От редакции

Оригинал текста на сайте CoinDesk.com 

Редакция «Новой. Европа» благодарит коллег за возможность перевести и опубликовать этот материал.

«Для россиян отправлять деньги беженцам из Украины через банковскую систему очень небезопасно», — рассказывает Александр Шмелев, публицист и волонтер, открывший в начале марта приют для беженцев в городе Будва в Черногории.

«Одна женщина приехала к нам буквально в халате», — рассказывает он. — Она проехала 2500 км от Харькова до Будвы за 30 часов. Когда начались обстрелы, она просто села с сыном в машину и сразу поехала к нам».

Приют — это три больших дома, где живут 78 беженцев из Украины, России и Беларуси. Многие из них проводят в приюте всего несколько дней и едут в другие страны, другие остаются в Черногории и получают статус резидента.

В самом начале у Александра и его жены Светланы, известных в России активистов и просветителей, не было банковского счета в Черногории, поэтому они решили собирать пожертвования в криптовалюте.

Бюрократические проблемы разрешились в конце июня, и к этому моменту сумма пожертвований на криптокошельке «Пристанища» (так Шмелевы назвали свой проект) уже превысила 50 тысяч долларов. Американское издание CoinDesk, специализирующееся на новостях и материалах о криптовалютах, пообщалось с основателями подобных проектов о том, почему криптоденьги так важны для благотворительности в условиях войны.

Российским активистам, которые занимаются сбором денег для украинских беженцев, приходится непросто — им часто не рады в Европе, а на родине заниматься такими вещами попросту небезопасно.

После начала войны россияне оказались практически отрезаны от остального мира в финансовом смысле, ведь мировые платежные системы покинули страну из-за санкций. Криптовалюта стала самым быстрым способом помогать людям за границей.

Пример Шмелевых доказывает, что пока оформляется счет в зарубежном банке (а это может занять месяцы), криптокошелек позволяет получать деньги буквально в два клика.

А для волонтеров криптопожертвования еще и намного безопаснее, чем фиатные (официальные бумажные): россияне, живущие на родине и помогающие украинцам, подвергают себя большой опасности, ведь подобные пожертвования могут быть расценены, к примеру, как государственная измена. А отследить отправителя можно через реквизиты банковского перевода.

Дом для всех

Миллионы украинцев покинули свою страну после 24 февраля. Но и многие россияне решили, что оставаться дома невозможно и небезопасно.

Ужесточающиеся репрессии, цензура и слухи о возможной мобилизации вынудили сотни тысяч независимых журналистов, активистов и членов общественных организаций покинуть Россию и поселиться в Армении, Грузии, Турции и других странах. И куда бы они ни приехали, они встречали беженцев с другой стороны.

И те, и другие часто оказывались в одних и тех же приютах и получали помощь от одних и тех же волонтеров. Работа у последних предельно сложная: им приходится строить дома для беженцев с нуля — и без какой-либо поддержки местных властей.

«Пристанище» собирало пожертвования при помощи платежной системы Coinbase Commerce и краудфандингового сайта Heo.Finance — последний отчитался о сборе 43,5 тысяч долларов в разных криптовалютах. Еще 10 тысяч удалось собрать в ходе кампании за образование для детей беженцев в Черногории.

В общей сложности «Пристанище» собрало 53 тысячи долларов в криптовалюте по состоянию на начало июля, тогда как пожертвования в фиатных деньгах принесли 21 тысячу. Впрочем, поток пожертвований в криптовалюте немного замедлился с 26 июня — дня, когда приюту наконец удалось открыть банковский счет и запустить сбор денег на GoFundMe, говорит Александр Шмелев. Как бы то ни было, для россиян, у которых нет счета в иностранном банке, криптовалюта — единственный способ жертвовать небольшие суммы, поскольку банки берут огромные комиссии за SWIFT-переводы.

«Сначала мы думали, что будем отдельно селить россиян и украинцев, но первая же пара, которая к нам приехала, была смешанная», — рассказывает Шмелев. «В итоге мы решили отказаться от такой сегрегации, и никаких конфликтов пока не было».

Беженец, который останавливался в «Пристанище» и недавно уехал, написал Шмелеву: «Мы живем в странное время. Близкие становятся чужими, а чужие люди становятся семьей».

Еще в «Пристанище» живут бежавшие из Беларуси — участники протестов 2020 года, уехавшие из страны под страхом репресиий, и российские журналисты, которых дома ждут обыски, уголовные дела и тюремные сроки.

«А еще — молодые парни, попадающие в России под воинский призыв», — говорит Шмелев. «Их родители часто не хотят для своих сыновей такой участи, поэтому отправляют их заграницу, а сами остаются в России».

Для тех, у кого не работают карты

Россияне, уехавшие в Европу, не могут пользоваться деньгами на своих счетах в российских банках из-за санкций Евросоюза и США. Visa и Mastercard больше не обрабатывают платежи с карт, выпущенных в России, а крупные платежные системы типа Western Union, Wise, Remitly или MoneyGram не обслуживают российских клиентов.

Организация под названием Motskhaleba Foundation (от грузинского «милосердие») начиналась как небольшая группа волонтеров с ботом в Telegram. Сейчас это команда из 30 россиян, украинцев и белорусов, которые живут в Тбилиси и готовы принять 25 украинских беженцев в доме, который они сняли за счет пожертвований. 

Организация пока не зарегистрирована официально, но уже собрала около 4900 долларов (28300 лари), сняла дом и недавно опубликовала финансовый отчёт . Большая часть средств приходит на личный банковский счет московской журналистки Юлии Кошеляевой; она переехала в Грузию этой весной.

Впрочем, она жалуется, что такой способ не оптимален: «Иногда люди из других стран спрашивают, как можно перевести деньги, и мы просим их сделать это через SWIFT-перевод. Обычно они отвечают так: «Ты что! Так ведь большая часть пожертвования уйдёт на комиссию!»

Волонтер организации организации Volunteers TBILISI. Фото: Telegram

Другая организация, которая называется Volunteers TBILISI, помогает беженцам с размещением и товарами первой необходимости. Если верить волонтерке Саше Халиповой, всего 7-10% пожертвований приходят в криптовалюте. Организация получает деньги в Tether — стейблкоине, курс которого привязан к фиатному доллару США, при помощи блокчейна Tron, позволяющего покупать эту валюту наиболее выгодно. На кошелек организации обычно приходят небольшие пожертвования каждые несколько дней — от 10 до 50 USDT (криптодолларов). Иногда падают и более крупные суммы — от 250 USDT и выше. Всего кошелек получил чуть более 60 переводов с 7 апреля, в общей сложности — 9,200 криптодолларов, согласно сайту Tronscan.

Для некоторых волонтеров это был первый опыт взаимодействия с криптовалютой, и иногда это приводило к курьезным ситуациям. К примеру, Кошеляева из Motskhaleba рассказывает, что друзья сперва предложили им использовать USDT и USDC, другой стейблкойн на блокчейне Solana. Донаторы были сильно удивлены и просили добавить более привычные варианты, так что теперь организация принимает пожертвования в биткойне и Ethereum, двух самых популярных криптовалютах.

Russians for Ukraine — волонтерская организация, которая базируется в Польше и помогает украинским беженцам, уезжающим через западную границу — рассматривает свои накопления в криптовалюте как свинью-копилку, припасенную на черный день, говорит основатель организации Георгий Нурманов. Когда-то он и сам покинул Россию, опасаясь политических репрессий.

Георгий Нурманов, основатель организации Russians for Ukraine. Фото: Facebook

Его организация арендует дом рядом с городом Пшемысль, расположенном недалеко от украинской границы. Волонтеры круглосуточно дежурят на вокзале, пешеходном погранпереходе и в местном центре для беженцев. Они помогают украинцам с билетами, находят им приют и помогают общаться с кассирами на вокзале. Дом волонтеров в деревне Медыка, что прямо на границе с Украиной, служит также складом для поставок гуманитарной помощи — и временным домом для тех, кто ее привозит.

«Меня часто спрашивали про крипту, поэтому я открыл эти кошельки», говорит Нурманов и добавляет, что пожертвования через PayPal и GoFundMe иногда застревают на пути к пользовательскому счету — аккаунт может быть заморожен, либо деньги просто идут очень долго. Сейчас Russians for Ukraine получает совсем небольшие деньги в криптовалюте.