Комментарий · Политика

Эмманюэль Макрон: Ще не вмерла Украïна!

Оперативные итоги визита лидеров Франции, Германии, Италии и Румынии в Киев

Юрий Сафронов , специально для «Новой газеты. Европа»
Владимир Зеленский и Эмманюэль Макрон во время встречи в Киеве, 16 июня 2022 года. Фото: Офис президента Украины

«Это исторический день в нашей (европейской) истории», и «самое важное послание визита состоит в том, что Италия хочет видеть Украину в ЕС», — сказал итальянский премьер Марио Драги на пресс-конференции в Киеве, стоя рядом с президентом Франции, канцлером Германии и примкнувшим к ним президентом Румынии. Все четверо в одинаковых синих костюмах заявили перед лицом одетого в хаки президента воюющей страны Зеленского, что согласны на «немедленное предоставление» Украине статуса кандидата на вступление в Евросоюз. Уточнили: окончательное решение будет принято на саммите ЕС 23-24 июня. Но почти нет сомнений, что оно будет положительным для Украины: иначе трем «лидерам ЕС» просто не стоило ехать в Киев именно сейчас и уж тем более делать такое заявление.

Еще буквально несколько дней назад в Елисейском дворце рассматривали два варианта визита: до или после саммита 23-24 июня. «Мы не хотим ехать просто ради того, чтобы ехать», «президент должен сделать так, чтобы поездка была полезной для Украины, для президента Зеленского», — рассказывал источник в Елисейском, отбиваясь от вопросов журналистов о том, почему Макрон с такой настойчивостью просит «не унижать Россию» и называет то, что творит Путин, «исторической ошибкой» (а не преступлением). Сегодня ясно: «полезность» нашли именно в объявлении перспективы украинской евроинтеграции. Не считать же поводом для визита предоставление Украине еще 6 французских САУ Caesar.

Макрон очень здорово получил от французской прессы за слова об «унижении России», и затем он и его команда несколько раз (в том числе на пресс-конференциях в Румынии и Молдове 14 и 15 июня) вынуждены были оправдываться за это и за макроновское предложение помочь «сохранить лицо Путину» (предложение, как рассказал в мае Зеленский, было сделано ему во время телефонного разговора).

Сам Макрон несколько скрасил имидж после сегодняшних выступлений в Украине. 

Сначала — в киевском пригороде Ирпене, куда «лидеров Европы», все еще пытающихся (в конце четвертого месяца войны) проводить «взвешенную» политику по отношению к Кремлю, отвезли посмотреть на последствия деяний российской армии, затем — в Киеве, на пресс-конференции.

В Киеве Макрон произнес сильную — с точки зрения тех, кто переживает за Украину — речь, в которой все было названо своими именами и никаких «па» в сторону Путина сделано не было. 

Макрон сказал о «военных преступлениях», о «бойне», устроенной российской армией, о том, что Украина должна победить, и о том, что только она сама должна определить условия своего.

А так как Макрон — президент страны, которая сейчас возглавляет Европейский союз (до 30 июня) — процитируем значительные куски из его выступления. 

***

— Я хочу в первую очередь поблагодарить президента Зеленского и через него — украинский народ — за то, что вы приняли нас сегодня (Лидеры Италии, Германии и Франции не были в Украине после начала войны, Макрон в последний раз приезжал 8 февраля, после завершившейся провалом «миротворческой» командировки Москва-Киев). И через наше присутствие — всех четверых — в Киеве мы выражаем братское приветствие европейских народов свободному и суверенному народу (Украины), чей героизм перед лицом вооруженной агрессии России вызывает восхищение, подпитывает уважение и требует четкой поддержки. (…)

Сегодня абсолютно ясно, что на украинской земле решается судьба безопасности всего европейского континента. Первое послание, которое я хотел вам адресовать, находясь здесь вместе с моими коллегами: Европа — на вашей стороне и останется (на вашей стороне) столько, сколько будет необходимо до победы, которая будет иметь лицо возвращения мира в свободную и независимую Украину. Лицо, противопоставленное варварству, чьи последствия мы все вместе видели сегодня утром в Ирпене.

Эмманюэль Макрон во время пресс-конференции в Киеве. Фото: Офис президента Украины

Мы также обсудили с президентом Зеленским немедленные потребности в гуманитарной, экономической и военной сферах. (…) Франция продолжит (оказывать поддержку) — в том числе, в военной области: в частности, поставки САУ Caesar, которые позволяют украинским солдатам более эффективно защищаться от атак российской армии…

Франция с первого дня скрупулезно исполняла взятые на себя обязательства. (…) Потому что мы знаем: материалы (оружие) необходимы, и необходимы быстро. Вот почему к 12 «сезарам» — в соответствии с вашим запросом — мы в ближайшие недели отправим еще 6.

Мы также продолжим и усилим наши действия для того, чтобы военные преступления, совершенные на украинской земле, преступления, чьим свидетелем был весь мир, не остались безнаказанными. (…)

Франция очень быстро отправила на места этих боен своих специалистов (криминологов из жандармерии) для сбора доказательств. (…) И только что я объявил президенту Зеленскому о том, что в ближайшее время мы поставим мобильную лабораторию исследований ДНК, которая окажет важную помощь в выполнении этой трудной работы — борьбы с любыми формами безнаказанности.

Другие европейские страны сейчас тоже мобилизуются, чтобы обеспечить продолжение этой абсолютно необходимой работы. И мы поддерживаем усилия Международного уголовного суда, чтобы пролить свет на непросительные зверства, совершенные в Украине.

Подобию того, что происходило в самые мрачные времена нашей истории, мы противопоставим строгость и легитимность права.

Вторая тема, которую мы вместе обсудили — продовольственная безопасность. Международный продовольственный кризис, который мы переживаем — прямое следствие войны, которую ведет Россия. И (этому кризису) нет других объяснений. (…) Так что мы все вместе официально призываем из Киева Россию, постоянного члена Совета безопасности, согласиться на то, чтобы ООН организовала экспорт зерновых (из Украины). Что требует снятия блокировки украинских портов российскими моряками и предоставления всех необходимых гарантий безопасности для Украины. (…)

Мы вместе подтвердили поддержку инициативы генерального секретаря ООН, нашу готовность предоставить конкретную помощь, и, как только что сказал мой итальянский коллега (Марио Драги), для этого необходима резолюция Совбеза ООН, принятию которой противится Россия. Я надеюсь, она быстро изменит свое мнение (Макрон не уточнил, какой у него есть источник надежды — Прим. Ю.С.). Параллельно — и я благодарю президента (Румынии) Йоханниса за его работу — мы изучаем другие пути экспорта — в частности, через Дунай.

Наконец, мы вместе обсудили наше желание подтвердить действиями — помимо слов — то, что Украина является частью европейской семьи. (…)

Фото: Офис президента Украины

Через несколько дней, и процесс начнется завтра, Европейская комиссия установит рамки дискуссии. А важнейшие решения на следующей неделе (23-24 июня) в Брюсселе примет Европейский совет. Все четверо мы поддерживаем предоставление Украине немедленного статуса кандидата на вступление в Европейский союз.

Этот статус будет сопровождаться (…) дорожной картой и также будет предполагать принятие во внимание ситуации стран Западных Балкан и европейского соседства — в особенности, Молдовы.

В ближайшие дни мы займемся выстраиванием единой позиции всех 27 (стран ЕС). Но посредством нашего визита, разговора, который мы провели, и этого ясного выражения нашей позиции — мы желаем продемонстрировать сильный, быстрый, ожидаемый жест надежды и ясности Украине и ее народу. (…)

Дамы и господа, мы надеемся на мир на нашем континенте. Мы знаем, что он не еще не достигнут и знаем о битвах, которые еще предстоит провести для его достижения. И в то время, когда здесь бушует война, с ее ежедневным множеством смертей и ужасов, — как я всегда и говорил президенту Зеленскому (…), мы сделаем все, чтобы Украина смогла сама выбирать свою судьбу. Потому что именно Украине и ее руководителям, ее представителям, ее народу принадлежит право решать за себя самих. И именно этим принципом я руководствовался с начала войны, каждый раз, когда я разговаривал с вами, и каждый раз, когда я разговаривал с российским президентом.

Украина решит, когда сложатся условия для построения мира. Так же, как она решит свое политическое будущее.

И я должен сказать здесь, господин президент, что с момента вашего избрания вы не прекращали защищать мир, делать все для того, чтобы избежать войны. А вступив в мужественный бой (…), делаете все для того, чтобы разум восторжествовал по другую сторону границы.

Я закончу свое выступление, просто-напросто процитировав ваш гимн, который нас обязывает, и который приобретает настолько тяжелый смысл в этих трагических условиях (произносит с акцентом): «Сье нэ вмерльа Украина!». (…)

Вы можете рассчитывать на братство Европы чтобы добиться того, что Украина останется свободной.

***

Выступавший следом канцлер Шольц сказал: «Россия должна понять, что она не имеет права добиваться того, чего она хочет: не могут быть выполнены те требования, которые она выдвигает к Украине. А Украине нужна значительная помощь — как финансовая, так и военная. И необходимо, чтобы РФ отозвала свои войска, и чтобы она согласилась на мирные переговоры». Канцлер Германии — к которому, как и к Макрону — в Киеве есть много вопросов, тоже подтвердил: свою судьбу Украина будет решать самостоятельно: «И мы можем договариваться о мире только в их (украинском) понимании».

Канцлер Германии Олаф Шольц во время пресс-конференции в Киеве. Фото: Офис президента Украины

«Мы очень хотим мира. Мы хотим, чтобы не пострадали другие города, но Украина должна обороняться, чтобы достичь мира. И мы, так или иначе, ничего не будем делать, пока не примем во внимание волю Украины. Мир должен быть установлен таким, каким его хочет видеть Украина, и он должен быть устойчивым», — сказал итальянский премьер Марио Драги.

***

Зеленский заявил, что «очень доволен» итогами встречи. «Я доволен тем, что наше единство, о котором мы очень много говорим (…) — (было подтверждено), и это и есть начало победы.Я сегодня это объединение видел за нашим столом. Я видел поддержку от каждого из лидеров», — сказал президент Украины.

***

Еще несколько дней назад источник в Елисейском рассказывал НГЕ о том, что судьба предоставления Украине «немедленного кандидатства» отнюдь не решена, и призвал не торопить события — так как «вполне возможен» вариант, при котором страна получила бы статус «потенциального кандидата (который есть у Косово и Боснии и Герцеговины).

Сегодня эти сомнения почти развеялись.

От получения статуса кандидата до вхождения в ЕС пройдет еще не один год, но по крайней мере Украина впервые в своей истории должна получить документально подтвержденную европейскую надежду.

Зеленский сказал : «Мы понимаем, что путь в Европейский Союз — это действительно путь, это не один шаг". «Но у этого пути должно быть начало. И мы готовы работать так, чтобы наше государство трансформировалось в полноправного члена Европейского Союза».

Завтра, 17 июня, ожидается официальное заключение Еврокомиссии по заявкам Украины, Грузии и Молдовы на вступление в Евросоюз.

Справка

Зеленский: «И не надо Эмманюэлю делать дипломатические па!»

В начале мая в интервью итальянскому телеканалу RAI президент Зеленский рассказал о «предложении», полученном от президента Макрона для «спасения лица» президента Путина.

Цитата: «Мы не должны искать выход для России. И господин Макрон зря это делает. Я считаю, что у него есть прекрасный опыт, что пока Россия сама не захочет, пока она не поймет, что ей это нужно, она не будет ничего искать — никакого выхода… Может, он знает что-то больше… Но я знаю, что он хотел найти те или иные результаты посредничества между нами — он не нашел. И не с нашей стороны. Он не нашел со стороны Российской Федерации. А мне предлагать вещи, связанные с уступками относительно нашего суверенитета ради того, чтобы сохранить лицо президенту Путину… Ну, смотрите, мне кажется, что это не очень корректно со стороны тех или иных лидеров. Мы не готовы сохранять что-то кому-то и терять за это наши территории. Мне кажется, что это совсем несправедливо. Это потерянное время. (…)

Гитлеру стать Гитлером позволили другие. И своя среда, которая говорила (…): мы такие великие, мы одни. (…) Слабость лидеров окружения Германии, которые ему дали эти возможности. Дали возможности думать о переделе мира… Забрать чужое и идти вперед, оккупируя территории. То же самое хотят или хотели делать все эти годы, начиная с 2014-го, с Россией. Как так найти возможности, как так найти к ним подход? (…) 24 февраля Россия показала: все равно на все ваши уступки. Если я решу забрать территории, я это сделаю. И они это делают. И не надо сейчас Эмманюэлю делать те или иные дипломатические па! (…) История этого не прощает. Только шаги вперёд! Вперед, если ты хочешь просто вернуть свое…»