18 мая во время концерта группы «ДДТ» в Уфе Юрий Шевчук обратился со сцены к зрителям. «И сейчас на Украине убивают людей. Зачем? Наши пацаны там гибнут. Зачем? Какие цели, друзья? Опять гибнет молодость России и Украины, гибнут старики, женщины и дети. Ради каких-то наполеоновских планов очередного нашего Цезаря, да? Родина, друзья, это не жопа президента, которую надо все время мусолить, целовать. Родина — это бабушка нищая, продающая на вокзале картошку», — сказал Шевчук.
После концерта, по словам продюсера Радмира Усаева, в гримерку проникли силовики и в течение часа требовали от музыканта объяснений «по факту прошедшего концерта, его направленности и высказываний Шевчука на предмет войны и России». Лидера «ДДТ» хотели задержать, но затем составили протокол «о публичной дискредитацию вооруженных сил РФ» (часть 1 статьи 20.3.3. КоАП). Шевчуку грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей, в случае повторного нарушения против него может быть открыто уголовное дело. 20 мая стало известно,что музыкант отказался давать объяснения, сославшись на 51 статью Конституции РФ. Административное производство по делу переведено из Уфы в Санкт-Петербург.
Кирилл Мартынов поговорил с Шевчуком о том, как он относится к происходящему.
— Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию и протокол против вас за речь на концерте?
— Я на основании 51-й статьи Конституции РФ не стал давать никаких показаний. Ну а что? Был прекрасный концерт. В Уфе была хорошая битва, главное. Почти три часа музыки и слов лились на уши моих земляков. Что-то попало в сердце, я этому очень рад был. Отличный концерт, мы очень серьезно к нему готовились. Был полный зал, и когда я спросил «кто против войны», все гаркнули, весь зал. Это очень важно, слышать это, что не все топят за «спецоперацию». Далеко не все, и никаких 80% поддержки ее нету, я думаю, все это брехня. Где бы мы не выступали, и говорим о мире, о войне, везде люди нас поддерживают очень серьезно. И мы их поддерживаем.
Главное [на эти концерты] приходят тысячи одиночеств, которые сидят на кухнях, многие в унынии. А тут все собираются вместе, смотрят друг на друга, и поют с нами песни о добре и мире.
Мне кажется, мы, группа «ДДТ» сейчас на своем месте. Мы должны сейчас жить в России, работать с людьми, поддерживать светлое и человеческое в нас.
— Можно оставаться в России и сохранить себя? Некоторые люди считают, что цензура такая, что невозможно слова сказать. Вот и против вас протокол составили.
— Я отвечаю так: не нужно расчетами заниматься, а нужно чувствовать и любить. И еще не должно быть ненависти в душе, односложного мышления. Из ненависти вытекает все это, страх толкает людей ненавидеть. Ну и главное, считать не нужно. Мы сейчас с вами не в банке, а мы на Родине. Родину не посчитать.
— Вы много про Чеченскую войну пели, и это были очень важные песни тогда. Что с тех пор случилось со страной, как нынешняя трагедия стала возможной?
— Отчасти наше нынешнее состояние — следствие пропаганды. Она очень сильно влияет на людей, к сожалению. Нас просто били дубинами пропаганды. Убивая в нас человечность, доброту, любовь. Как и многие, я тоже не думал, что пропаганда так серьезно влияет на общество.
— Как вы думаете, мы с этим сможем справиться? Россия сможет остаться страной, в которой мы можем жить?
— Безусловно. Мы же проходили такие исторические повороты, на таких перекрестках стояли, на таких ледяных ветрах. И Россия выжила и сохранила в себе любовь. Если бы я не был уверен в этом, я бы сейчас не пел и не давал концерты. Это тяжелейшее огромное испытание для нас всех, и это важно понимать.
— В социальных сетях сторонники Владимира Путина, пропагандисты или может быть тролли писали один вопрос: чью жопу целует Шевчук, если ему жопа президента не нравится.
— Вы им ответьте, что ничью. Жопы целовать — это не мое предназначение в этом мире. Могу им еще одно сказать: пускай целуют хорошенькие попки своих жен. Это гораздо более человечно, чем отлизывать власти и не думать своими мозгами. Важно иметь собственное мнение о мире, не навязанное, а в результате размышлений. В результате приема различной информации, чтобы не придерживаться одного «ящика», а читать интернет.
— Вы опасаетесь, что российские власти могут открыть уголовное дело против вас?
— Мы с адвокатом ждем пока, никакого уведомления в Петербург не пришло. Посмотрим, что будет. Будем рубиться, что же.