Еще в 18:00 по московскому времени спикер Пентагона Джон Кирби заявил, что флагман Черноморского флота ракетный крейсер «Москва» находится на плаву и своим ходом движется в сторону Севастополя. По всей видимости повреждения были таковы, что дойти до Севастополя при сильнейшем волнении оказалось невозможно.
Среди глубокой ночи 14 апреля было принято решение об эвакуации всего экипажа. Это беспрецедентное событие означает, что крейсер уже в час ночи находился в нескольких минутах от гибели. В короткий срок ситуация на борту стала настолько критической, что офицеры, отвечающие за безопасность и остойчивость одновременно пришли к утвержденному командиром корабля решению покинуть корабль.
Причины возникновения смертельной опасности угрожавшей кораблю и экипажу официально пока неизвестны. Очевидно, что они сработали чрезвычайно быстро.
За двое суток до гибели «Москвы» появились новости о приезде в Украину специалистов НАТО по войне на море. Вечером накануне прошли многочисленные сообщения в украинских СМИ об удачной ракетной атаке с использованием противокорабельного комплекса «Нептун» украинского производства (развитие советского комплекса Х-35).
Ближе к утру, когда на крейсере, согласно сообщению МО РФ, рвались боеприпасы, в украинских источниках началось ликование — флагман Черноморского флота РФ потоплен или получил тяжелые повреждения. По одной из версий, сначала беспилотник передал точные координаты «Москвы» и поразил противорадарной ракетой локатор комплекса ПВО С-300Ф «Форт», защищавший крейсер. Далее по ослепшему крейсеру нанесли удар с берега двумя ракетами «Нептун». Достоверность этого сценария во всех деталях нашими источниками оспаривается.
Тем не менее, исходя из характеристик самого корабля необходимо поставить важный вопрос.
Крейсер «Москва» был предназначен для борьбы с авианосными ударными группами флота США, он строился для таких задач еще в СССР. Дальность плавания 2500 морских миль, дальность стрельбы ракетами «Вулкан» — 1000 км.
Такой корабль не предназначен для демонстрации противнику военно-морской мощи у его берега. Чем ближе командир крейсера подводит его к району действия противокорабельных ракет противника, тем сильнее он сокращает их подлетное время и свой собственный ресурс времени на принятие решения. По украинской версии «Москва» находилась в 25 милях от острова Змеиный — в 140 км к югу от Одессы.
Комплекс ПВО «Форт» вполне способен защитить от дозвуковых ракет «Нептун». Если не защитил — речь идет о халатности и непрофессионализме. Если выяснится, что крейсер действительно подвергся атаке, на первое место встает вопрос об ответственности командира корабля и командующего флотом, определившего ему такое задание. Что делал крейсер у самого побережья, подвергая себя высокому риску?
Потеря флагмана по халатности и аварийному взрыву боеприпасов (версия МО РФ) или в результате ракетной атаки (версия официальных лиц Украины) в условиях рискованных действий командира в любом случае демонстрирует серьезные проблемы российского флота. Что касается версии ракетной атаки с использованием тайно привезенных на Украину противокорабельных ракет НАТО, то она представляется маловероятной. Дело в том, что ракетный крейсер «Москва» в силу своего предназначения вооружен ракетами, на борту могли быть и ядерные боеголовки. Важно быстро разобраться с этим вопросом и оповестить всех соседей по черноморскому региону.
Атака на ядерный крейсер была бы чревата для НАТО, России и всего мира тяжелыми последствиями и угрозой применения ядерного оружия. Поэтому, отчаянные действия украинских военных, не обращающих внимание на «ядерные обстоятельства» под давлением политиков, представить еще можно. А вот руководство НАТО особым авантюризмом не отличается.
Сам собой ли взорвался ракетный крейсер «Москва» или его атаковали, отвечать за это должен командир корабля и командующий флотом. При любых обстоятельствах виновный должен понести ответственность. Для государства же сейчас на первом месте скорбная необходимость: найти по возможности тела погибших на «Москве», посчитать пропавших без вести и расплатиться с семьями как положено.