В Беларуси освободили 14 политзаключенных. Среди них Сергей Тихановский — оппозиционер и муж бывшей кандидатки в президенты страны Светланы Тихановской.
И его, и других политзаключенных Александр Лукашенко отпустил после встречи в Минске с Китом Келлогом — спецпредставителем Дональда Трампа по Украине. Сам Келлог объяснил происходящее давлением со стороны президента США и поблагодарил правительство Литвы за сотрудничество и помощь.
К моменту публикации материала известны имена лишь девяти освобожденных. «Новая газета Европа» кратко рассказывает, что о них известно.
Сергей Тихановский
один из лидеров белорусских протестов 2020 года
Тихановский получил известность благодаря ютуб-каналу «Страна для жизни», где он рассказывал о проблемах, с которыми сталкиваются жители Беларуси, разговаривал с местными активистами и критиковал чиновников.
Блог обрел популярность, а Сергей объявил о желании участвовать в президентских выборах, однако Центризбирком ему отказал. После этого свою кандидатуру выдвинула его жена Светлана Тихановская, которая до этого вела непубличный образ жизни и политикой не занималась. Сергей же стал главой штаба супруги.
Только получив от ЦИК свидетельство о регистрации кандидатом, Светлана сказала: «Сережа, я тебя очень сильно люблю. Я это делаю только ради тебя и людей, которые за тобой пошли, в тебя поверили».
Во время кампании-2020 Тихановская объединилась с двумя другими оппозиционными штабами, которые возглавляли Мария Колесникова и Вероника Цепкало. Их кандидаты, Виктор Бабарико и Валерий Цепкало, к тому моменту тоже не были допущены до выборов. Бабарико с июня 2020-го находится в тюрьме, Цепкало с того же лета — в эмиграции, Колесникова лишена свободы с сентября 2021-го.
По данным ЦИК Беларуси, победу на выборах одержал Александр Лукашенко, а Светлана Тихановская якобы набрала лишь около 10% голосов. Масштабные уличные протесты, на которые десятки тысяч людей выходили с требованием честных выборов и освобождения политзаключенных, завершились силовыми разгонами. За ними последовали новые репрессии, уголовные дела и вынужденная эмиграция тысяч белорусов.

Сергей Тихановский и другие белорусские политзаключенные после освобождения. Фото: Радыё Свабода — Беларусь
В декабре 2021 года Тихановского приговорили к 18 годам лишения свободы по обвинению в организации массовых беспорядков, разжигании социальной вражды, воспрепятствовании работе ЦИК и грубые нарушения общественного порядка. Хотя максимальное наказание по той статье составляло 15 лет, в совокупности вышло 18: в белорусском законодательстве сроки по тяжким и особо тяжким преступлениям складываются. Позже суд добавил политику еще полтора года колонии за «систематическое неповиновение администрации исправительного учреждения».
В июне 2022 года КГБ Беларуси включил Тихановского в список террористов. Кроме того, Лукашенко публично заявлял, что приказ о задержании оппозиционера отдал лично. «Да, я дал сигнал с Тихановским. Я что-то не так делал? Я переживал за свою страну, за которую я пока еще отвечаю. И буду отвечать всегда — в любом качестве. Я думать должен по максимуму. Почему? Потому что я не знаю, какие действия они предпримут», — говорил он.
У родных и правозащитников не было связи с Тихановским более двух лет — с марта 2023-го. Во время заключения политик находился в полной изоляции от внешнего мира, сообщала его команда. У него, по словам близких, не было «возможности видеться с семьей, обмениваться письмами и получать хотя бы слово поддержки от друзей».
Светлана Тихановская покинула Беларусь в августе 2020 года, фактически став президентом страны в изгнании. С мужем она в итоге встретилась лишь спустя пять лет разлуки — 21 июня 2025-го в Вильнюсе, куда доставили политзаключенных после освобождения.
«Сергей на свободе. Рядом со мной и детьми. Случилось то, о чем наша семья мечтала эти пять лет и ради чего мы все работали с момента его задержания. Освобождение Сергея — это шаг к освобождению всех политзаключенных и всей Беларуси. Благодарим всех за колоссальную поддержку», — написала Тихановская в своем телеграм-канале.
Наталья Дулина
бывшая доцентка Минского государственного лингвистического университета и член Координационного совета
Дулину неоднократно задерживали за участие в акциях протеста. В течение 2022-го ее четыре раза судили по политически мотивированным административным статьям: например, в феврале — за участие в антивоенной акции 27 февраля 2022-го, в июне — за «мелкое хулиганство».
Осенью того же года она поддерживала забастовку и демонстрации студентов против несправедливых выборов и насилия со стороны силовиков. Вскоре после этого, в начале октября, ее задержали.
Из университета, где Наталья преподавала, ее уволили. Коллеги пытались сохранить ее должность, но руководство вуза, по ее словам, приняло окончательное решение о расставании с преподавательницей.
В марте 2023-го судья Виктория Полещук назначила Дулиной три с половиной года лишения свободы в колонии общего режима, признав ее виновной в «организации и подготовке действий, грубо нарушающих общественный порядок» и «содействии экстремистской деятельности». Судебный процесс был закрытым.

Наталья Дулина, Галина Краснянская, Сергей Шелег и Кирилл Балахонов после освобождения. Фото: Telegram / @tsikhanouskaya
Акихиро Гаевский-Ханада
анархист
Сына сотрудницы японского посольства и белоруса задержали в августе 2020 года, позже осудив по делу анархистской организации «Революционное действие». Его признали виновным по нескольким статьям, в том числе в создании преступной организации, создании экстремистского формирования и организации массовых беспорядков. Гаевский-Ханада получил 16 лет колонии.
«Два года я был очевидцем рэкета разного масштаба, совершаемого государством. Два года я видел, как репрессивный аппарат перемалывает людей. Удержание власти неконституционным путем, тотальное подавление несогласных, обнищание народа и поддержка безумной войны… Чем это не организованная преступность, обернутая в оболочку государства?» — говорил Гаевский-Ханада в последнем слове.
Позже, при рассмотрении апелляционной жалобы, Верховный суд сократил срок на три месяца.

Акихиро Гаевский-Ханада. Фото: prisoners.spring96.org
«Революционное действие» возникло в 2005 году как часть российского анархистского движения «Автономное действие». Через пять лет белорусская ячейка отделилась и стала самостоятельной. Чаще всего белорусские активисты наносили на стены граффити и распространяли листовки, но также и организовывали марши и пикеты, перекрывали дороги и даже устраивали поджоги с помощью коктейлей Молотова.
В 2021-м поджоги налоговой инспекции в Гомеле и рекламного щита в Ивацевичах, а также брестский «Марш нетунеядцев» стали эпизодами обвинения в деле «Революционного действия». Марш предполагал протест против декрета, который обязывал трудоспособных белорусов и иностранцев, «не занятых в экономике», выплачивать государству специальный сбор. Именно в организации этого марша, по версии следствия, участвовал Гаевский-Ханада. На тот момент, в 2017 году, он учился в десятом классе.
Всего же Гаевский-Ханада и другие фигуранты дела обвинялись по десяти статьям.
Игорь Карней
журналист белорусской версии издания «Радио Свобода»
Карней освещал политические реалии в Беларуси, рассказывал о нарушениях прав человека и исследовал работу силовых структур. Он также известен как автор текстов о культурно-историческом наследии Беларуси и тревел-блогер.

Игорь Карней. Фото: Радыё Свабода — Беларусь
После обыска журналиста задержали в Минске 17 июля 2023 года. Сначала его арестовали на 10 суток предположительно за подписки «на экстремистские» каналы. Уже 22 марта 2024-го Карнея приговорили к трем годам и десяти месяцам колонии общего режима за «участие в экстремистском формировании» — таким в Беларуси с декабря 2021 года признано издание «Радио Свобода».
Журналиста также внесли в перечень граждан Беларуси, иностранных граждан и лиц без гражданства, причастных к экстремистской деятельности.
Галина Краснянская
белорусская активистка, гражданка Швеции
Краснянская вернулась из Швеции в Беларусь спустя 15 лет после переезда. Когда именно это произошло, точно неизвестно, но не ранее весны 2023 года. Дата ареста также под вопросом. В январе 2024-го суд приговорил 67-летнюю активистку к пяти годам лишения свободы. По информации «Нашей Нивы», женщину могли судить за донаты белорусским волонтерам или за помощь Украине.
Кирилл Балахонов
18-летний участник белорусского чата «Саюз Беларускага Нацыянальнага Шчыта», признанного «экстремистским формированием»

Кирилл Балахонов после освобождения. Фото: Telegram / @tsikhanouskaya
В июле 2023 года Балахонова приговорили к трем с половиной годам в колонии общего режима за участие в закрытом телеграм-чате, которое МВД Беларуси сочло «экстремистским формированием».
Всего Минский областной суд назначил от 3 до 3,5 лет колонии четверым фигурантам дела «Саюз Беларускага Нацыянальнага Шчыта». Балахонов, по версии следствия, выступал администратором «деструктивной» телеграм-группы и «с целью высказывания незаконными способами своих гражданско-политических взглядов и протеста» сохранял в ней различные материалы, в том числе признанные «экстремистскими».
Обвинение утверждало, что материалы дискредитировали власть и содержали инструкции по диверсионной деятельности, а также призывали к участию в вооруженных формированиях и распространению листовок «с лживой информацией о втягивании Беларуси» в войну и другие «экстремистские» тексты.
Сергей Шелег
менеджер фармацевтических компаний

Сергей Шелег. Фото: prisoners.spring96.org
Шелег осужден на 8,8 лет за финансирование «экстремистской» и «террористической» деятельности. Это один из самых больших сроков за донаты в Беларуси, писала «Наша Нива».
Суд вынес приговор мужчине в марте 2024-го. Что конкретно стало причиной уголовного дела, неизвестно, однако журналисты отмечали, что такие сроки дают за донаты на Вооруженные силы Украины или Полк Калиновского — добровольческий батальон, сформированный из членов тактической группы «Беларусь» с целью защиты Украины.
С 2023 года белорус работал в крупной компании «Новомедика», которая занимается оптовой торговлей фармацевтическими изделиями. Ранее был руководителем Sanofi Genzyme — это подразделения компании Sanofi, специализирующееся на разработке и производстве лекарств для лечения редких заболеваний, а также на иммунологии и неврологии. У мужчины есть несовершеннолетний сын.
Алан Ройо
эстонский бизнесмен, создатель Фонда друзей Беларуси, который помогал белорусским политзаключенным

Алан Ройо. Фото: prisoners.spring96.org
В октябре 2020 года Ройо и два белоруса, Александр Сырица и Олег Стефанович, открыли Fund of Belarus Friend (Фонд друзей Беларуси) для помощи пострадавшим от репрессий. Однако уже в конце 2021 года они остановили деятельность, а в 2022-м закрыли связанное с фондом юрлицо.
В белорусском СИЗО гражданин Эстонии оказался в январе 2024-го. В том месяце КГБ Беларуси признал фонд «экстремистским формированием».
Журналисты замечали, что у эстонца есть жена, гражданка Беларуси, и несовершеннолетний сын.
P.S.
1186 человек — столько, по данным правозащитного центра «Вясна», несправедливо находятся в белорусских тюрьмах. Эти данные актуальны на 21 июня 2025 года.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».