СюжетыОбщество

Ультиматум по-армянски

Никол Пашинян обличил католикоса — тот ответил

Ультиматум по-армянски

Иллюстрация: Полина Лебедева / «Новая Газета Европа»

Обвинения премьер-министра Армении в адрес католикоса всех армян — крупнейший государственно-церковный скандал такого уровня на постсоветском пространстве. 9 июня скандал достиг апогея: Никол Пашинян заявил, что Гарегин II должен уйти.

Нецеломудрие и захламление

«Ктрич Нерсисян должен освободить патриарший престол», — написал 9 июня премьер-министр Армении Никол Пашинян, впервые назвав верховного патриарха и католикоса всех армян Гарегина II, предстоятеля Армянской апостольской церкви (ААЦ), его мирским именем. Свое требование глава армянского правительства мотивировал так: «Гарегин II нарушил обет безбрачия, добровольно взятый им на себя, и имеет ребенка. И если Гарегин II попытается опровергнуть этот факт, то я докажу это в необходимой форме. Значит, по церковным канонам, Гарегин II не мог быть епископом, архиепископом, не мог быть избран и не может оставаться католикосом».

СПРАВКА «НОВОЙ-ЕВРОПА»:

132-й предстоятель ААЦ Гарегин II родился в 1951 году в одном из сел в окрестностях Эчмиадзина — древнего духовного центра Армянской церкви недалеко от Еревана. Окончил Эчмиадзинскую духовную семинарию и остался в ней преподавателем. В 1972 году рукоположен в сан священника и по распоряжению католикоса Вазгена отправлен на Запад для получения высшего богословского образования. Учился в университетах Вены и Бонна, а затем окончил аспирантуру Московской духовной академии РПЦ. В 1980 году рукоположен в сан викарного епископа католикоса всех армян, возведен в сан архиепископа. На национально-церковном соборе ААЦ в октябре 1999 года избран верховным патриархом — католикосом всех армян. После упразднения Нагорно-Карабахской республики (Арцаха) вступил в политическую полемику с руководством Армении, упрекая его в «сдаче позиций».

Армения считается первым государством мира, где в начале IV века христианство было провозглашено государственной религией. Однако в V веке Армянская церковь не приняла учение IV Вселенского собора в Халкидоне о двух природах Иисуса Христа (божественной и человеческой). С тех пор ААЦ не имеет общения как с греческой (православной), так и с латинской (католической) церквями и относится к сообществу «дохалкидонских» церквей, куда также входят Коптская, Эритрейская, Эфиопская, Сиро-Яковитская и Маланкарская церкви. По данным справочника ЦРУ, к ААЦ принадлежит 92,5 % населения Армении.

Гарегин II. Фото: Hayk Baghdasaryan / AP / Scanpix / LETA

Гарегин II. Фото: Hayk Baghdasaryan / AP / Scanpix / LETA

Выдвигая фактический ультиматум, Пашинян назвал себя «верным чадом» ААЦ, долгом которого является забота о ее святости и канонической чистоте. «Я призываю верных чад святой Армянской апостольской церкви сплотиться вокруг призыва очистить патриархат, чтобы с христианской любовью избрать истинного служителя Бога католикосом всех армян», — завершает свое обращение премьер-министр.

Нынешний виток конфликта между главой правительства Армении и руководством ААЦ начался 29 мая, когда на заседании правительства, которое транслировал ряд армянских каналов, Пашинян заявил, что армянские храмы захламлены (премьер употребил русское слово «чулан»), в них складируются какие-то посторонние вещи, в том числе мусор. «Заходишь в храм, — поделился своими впечатлениями премьер, — и видишь какую-то напольную плитку, мешки с цементом, куски старой ржавой арматуры». Тем самым, по его словам, оскверняются святыни, и это говорит о том, что во главе церкви стоит атеист. На следующий день Пашинян и его супруга Анна разместили на своих страницах в фейсбуке обвинения в адрес Гарегина II в нарушении обета безбрачия и задались вопросом: сколько армянских епископов, которые дали Богу обет безбрачия, на самом деле имеют детей? Контекст и форма постановки вопроса как бы подсказывали ответ: большинство, включая католикоса. Одно из выражений, использованных при этом Пашиняном, может быть интерпретировано как нецензурное.

Высший церковный совет ААЦ выступил с ответным заявлением, обвинив Пашиняна и его сторонников в проведении «позорной антицерковной кампании», которая ведет к гражданскому конфликту и разрушению единства Армении. Совет убежден, что премьер-министр нарушил конституционную норму об отделении церкви от государства и действует в интересах Азербайджана. «Армянская церковь, — говорится в заявлении, — будет неуклонно продолжать свою миссию сохранения нации, противодействуя деструктивным процессам». По данным источника «Новой-Европы» в ААЦ, несмотря на то что именно церковь на протяжении многих веков является главным символом национального единства армянского населения, политически Пашиняна поддерживает более половины населения страны. На самом деле его заявления звучат не как «антицерковные», а как выражающие крайнее беспокойство разложением церковного руководства и упадком духовной жизни в ААЦ.

То есть Пашинян позиционирует себя как защитник чистоты веры, что органично сочетается с провозглашенным им курсом на сближение с ЕС и западным христианством.

Никол Пашинян. Фото: Bernd von Jutrczenka / dpa / picture-alliance / Scanpix / LETA

Никол Пашинян. Фото: Bernd von Jutrczenka / dpa / picture-alliance / Scanpix / LETA

Геополитика католикоса

Нынешний конфликт имеет скорее политический, нежели духовно-канонический подтекст. 28 мая католикос Гарегин II выступил от имени Армении в Берне на международной конференции «Религиозная свобода: сохранение армянского духовного, культурного и исторического наследия в Арцахе», организованной при участии Всемирного совета церквей. Католикос и раньше критиковал азербайджанское руководство и международное сообщество за то, что те не защитили права армян в Нагорном Карабахе. Но на сей раз, используя высокую швейцарскую трибуну, высказался особенно резко: «Азербайджан при военной поддержке Турции совершил преступление… Азербайджаном оккупированы значительные приграничные территории Республики Армения, имеющие стратегическое значение». Таким образом, католикос формирует на международном уровне «альтернативную повестку»: пока правительство Армении пытается наладить отношения с Азербайджаном и Турцией, учитывая новые «реалии на земле», занимается демаркацией границы и восстановлением трансграничной торговли, Гарегин II фактически призывает возобновить карабахский конфликт, чтобы добиться возвращения в Арцах хотя бы части армянского населения и восстановления богослужений в храмах на возвращенной Азербайджаном территории.

Пожалуй, ключевую роль в «окончательном решении карабахского вопроса» в сентябре 2023 года сыграла РФ, миротворцы которой не стали вмешиваться в военные действия, хотя тремя годами ранее именно они взяли на себя гарантии сохранения статус-кво, сложившегося после второй карабахской войны в ноябре 2020 года. Эти гарантии включали в себя неприкосновенность территорий, в том числе столицы региона Степанакерта, оставшихся под контролем самопровозглашенного армянского государства Арцах, и обеспечение движения людей и товаров по Лачинскому коридору, соединявшему Арцах с «материковой» Арменией. Однако в новых геополитических реалиях у истощенной войной в Украине России уже не хватило сил и воли, чтобы вмешиваться в карабахский конфликт и бросать вызов крупнейшему региональному игроку Турции, при полной поддержке которой Азербайджан и восстановил свою территориальную целостность, положив конец конфликту, длившемуся еще с 1980-х. Результатом этого восстановления стал массовый исход армянского населения из Арцаха и закрытие всех местных храмов, которые правительство Азербайджана планирует передать малочисленной общине «реконструкторов» древней церкви Кавказской Албании. Наследниками этой церкви считаются удины, которых в Азербайджане осталось несколько тысяч, но живая традиция Кавказско-Албанской церкви была утрачена еще в средние века, и те удины, которые не приняли ислам, постепенно влились в приходы РПЦ или ААЦ.

Патриарх Кирилл и Ильхам Алиев, Баку, 3 мая 2025 года. Фото: Олег Варов /  Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Патриарх Кирилл и Ильхам Алиев, Баку, 3 мая 2025 года. Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Кстати, буквально месяц назад, в начале мая, патриарх Кирилл (Гундяев) четко продемонстрировал, что его политические симпатии на стороне Азербайджана. 3–4 мая он нанес визит в Баку, освятил после ремонта местный кафедральный собор РПЦ, встретился с президентом страны Ильхамом Алиевым и с главой Духовного управления мусульман Кавказа шейх-уль-исламом Аллахшукюром Пашазаде. Кирилл не скупился на комплименты в адрес Азербайджана: «Что касается Вашей благословенной страны, то всегда как на крыльях летишь сюда, — признался он Алиеву. — Сейчас всё очень неплохо развивается <в отношениях России и Азербайджана. Прим. Л. Ф.>, и дай Бог, чтобы так было и дальше». Правда, основную свою миссию Кирилл провалил. «Покидая Москву, я имел возможность встретиться с Владимиром Владимировичем, — сказал далее патриарх Алиеву. — Он тоже очень тепло о Вас отозвался, сказал хорошие и правильные слова и просил передать приглашение на 80-летие Победы, с тем чтобы Вы посетили Москву… Надеемся, что Вы сможете посетить Москву в связи с этой выдающейся датой — 80-летием Победы». Алиев послушал, подарил патриарху сервиз, но в Москву не поехал, еще раз подчеркнув тем самым свою стратегическую ориентацию на Турцию. Союз беженцев из Нагорного Карабаха выразил возмущение высказываниями Кирилла в ходе визита в Азербайджан.

В свою очередь, духовный лидер мусульман Азербайджана вскоре после встречи с Кириллом, который говорил о необыкновенной духовной близости ислама и русского православия, решил создать особый Духовный совет Западного Азербайджана, то есть Нагорного Карабаха, тех самых территорий, которые еще недавно были населены армянами. Если в конце 1980-х годов РПЦ выступила посредником между духовными лидерами Азербайджана и Армении, после чего Московский патриарх, эчмиадзинский католикос и бакинский шейх-уль-ислам неоднократно встречались на территории России и подписывали разные миротворческие декларации, то сегодня Аллахшукюр Пашазаде обвиняет ААЦ в экстремизме, разжигании ненависти и политизированности, категорически отказываясь от любых контактов с Гарегином II. Политическому и религиозному руководству Азербайджана ближе склонная к компромиссам позиция Пашиняна, чем радикально-популистская риторика иерархов ААЦ.

Пашинян победит?

Как предположил источник «Новой-Европа» в ААЦ, нынешняя активизация Пашиняна на «церковном фронте» связана не только с попытками нормализации отношений с Азербайджаном и Турцией, но и с официально заявленным выбором курса на евроинтеграцию Армении и с ведущейся в связи с этим подготовкой к закрытию российской военной базы в Гюмри. В рамках этого курса «оппозиционное» церковное руководство сильно мешает властям, и было бы удобнее иметь «карманного» патриарха, наподобие Кирилла при Путине.

Аракел Кярамян. Фото:  Армянская апостольская церковь

Аракел Кярамян. Фото: Армянская апостольская церковь

Как утверждает информированный канал «Ереванский наблюдатель», кандидатом от Пашиняна на пост католикоса всех армян является епископ Аракел Кярамян, управляющий Котайкской епархией и отец бывшего главы Следственного комитета республики Аргишти Кярамяна. По версии канала, именно отец и сын Кярамяны предоставили Пашиняну компромат на главу ААЦ и часть епископата, так что при необходимости премьер действительно сможет с документами в руках доказать выдвинутые им обвинения.

Хотя Пашинян пользуется значительной поддержкой более молодой и проевропейски настроенной части армянского общества, противников у него тоже немало — как несложно догадаться, среди более старого поколения, людей, ностальгирующих по СССР или по характерным для Кавказа коррупционно-родовым схемам, которые активно разрушает правительство Пашиняна, и среди беженцев из того же Арцаха или приграничных сел. Понятно, что оппозиция не могла не воспользоваться конфликтом Пашиняна с католикосом, чтобы активизировать свою кампанию за отставку премьера и досрочные парламентские выборы. У здания правительства начались протестные акции: 2 июня они прошли под лозунгом «Никол пересек красную черту!», а 5 июня — под лозунгом «Защитим святыни!»

Ранее Никол Пашинян уже вступал в конфронтацию с церковными кругами, хотя и не на таком высоком уровне. «Новая-Европа» подробно рассказывала о движении опального архиепископа Баграта Галстаняна, устраивавшего многотысячные марши протеста со штурмами здания правительства и пытавшегося выдвинуть себя на пост премьер-министра Армении. Но его движение, опиравшееся на консервативную и пророссийскую повестку, постепенно захлебнулось.

Если сейчас Галстаняну удастся договориться с официальным Эчмиадзином, не исключено, что движение получит второе дыхание.

Хотя не раз казалось, что кресло под Пашиняном не просто качается, а рассыпается на части, из каждого нового кризиса он выходил, лишь укрепляя свои позиции. В том геополитическом окружении, в котором Армения оказалась сегодня, европейский вектор развития выглядит для нее безальтернативным.

Баграт Галстанян на акции протеста в Ереване, 12 июня 2024 года. Фото: Karen Minasyan / AFP / Scanpix / LETA

Баграт Галстанян на акции протеста в Ереване, 12 июня 2024 года. Фото: Karen Minasyan / AFP / Scanpix / LETA

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.