В конце апреля новость о «штурме» городской больницы Камышина Волгоградской области облетела социальный сети и СМИ. Диабетики пришли к Центральной городской больнице в 5 утра, чтобы занять очередь на получение талонов, необходимых для выдачи в аптеке бесплатного инсулина. Успели получить талоны, однако, только те, кто пришел к ЦГБ еще раньше — в 4 утра. На остальных талонов не хватило. «Новая-Европа» разбиралась, с какими проблемами сталкиваются пациенты из Волгоградской области — региона с одним из самых высоких уровней дефицита врачей.
«В туалет тоже никто не ходил, потому что боялись пропустить очередь»
21 апреля Камышинское издание infokam.su опубликовало видео, снятое одной из пациенток Центральной городской больницы. На нем видно, как около десятка рассерженных пенсионеров с криками заходят в кабинет главного врача. Перед этим они не смогли получить у терапевта талон на бесплатный инсулин, необходимый для больных диабетом 1 типа.
Инсулин — гормон, вырабатываемый поджелудочной железой, отвечающий за регулирование глюкозы в крови. Организм больных диабетом 1 типа не способен вырабатывать инсулин в необходимых объемах, поэтому им необходимо получать гормон инъекционно. Резкое повышение сахара в крови может привести к диабетической коме, поэтому препараты требуется принимать регулярно.
«Как вы думаете, куда идут эти люди? — спрашивает женщина на видео. — Эти люди пришли в 4 утра, и им не хватило талонов. А знаете, какие талоны? Талоны на лекарства. Четырем людям хватило талонов, а дальше отказали в талонах на диабет. У мужчины <например> супруга болеет диабетом, ей нужен инсулин. Зачем объявлять про бесплатные лекарства, если люди в таком виде <их ждут> с 5 утра. <Только> тем, кто пришел в 4, хватило. Сейчас идем разбираться к главному врачу <...> Нам бы сказали: “Копите деньги”. Мы бы копили и покупали бы <инсулин сами>».
«Нам сказали, что нас нет в программе, — поддерживает другая женщина. — Но какая может быть программа, когда мы стоим на учете по диабету? Значит, нас автоматически должны туда вносить. Месяц прождали, пока нас внесут в программу. <...> Это же не ихние личные деньги! Это по федеральному закону положено, по которому отпущены деньги».
«Я была пятой <в очереди> на инсулин. За 4 месяца я не получила ни один талон через регистратуру, — возмущается еще одна пациентка. — Постоянно приходится сюда приходить и писать жалобу, или, чтобы жалобы не было, Елена Анатольевна (терапевт. — Прим. ред.) выписывала лекарства. Сейчас время без пятнадцати девять. Человек пришел в 4 утра и сидел под больницей. А это больной человек, у него сумочка с собой, чтобы кушать вовремя. В туалет тоже никто не ходил, потому что боялись пропустить очередь».

Люди, нуждающиеся в инсулине в приемной главного врача городской поликлиники Камышина Волгоградской области. Фото: скриншот из видео / infokam.su
Благодаря тому, что видео заметили региональные и федеральные СМИ, на проблему камышан обратили внимание. Уже на следующий день департамент здравоохранения Волгоградской области заверил: «В аптеке для льготных категорий граждан, прикрепленных к ЦГБ Камышина, имеется запас различных видов инсулина. Вопрос организации записи на прием к врачу взят на личный контроль и. о. главного врача Марчишина».
И действительно, вскоре пациенты получили необходимые лекарства. «Сегодня все жалобщики получили талоны на лекарства! Но система людям непонятна... Потому что
каждый раз с нервами приходится выпрашивать, выбивать лекарства. Людям непонятно, как нужно действовать. Каждый раз страшно, что не смогут досидеть, дождаться...
А когда лежачие инсулинозависимые — так они вообще просят друзей и знакомых!» — рассказывает изданию infokam.su одна из пациенток камышинской городской больницы.
«СМИ раздули из этого какую-то новость, — поделилась в комментарии “Новой-Европа” сотрудница администрации одной из волгоградских поликлиник. — А там всего лишь люди пришли массово в больницу перед майскими праздниками, вот на них записей и не хватило. Нужно было заранее получать лекарства».
Поддержать независимую журналистику
«Нет дисциплины, нет системы, регламента»
Случай в камышинской больнице обнажил проблемы в здравоохранении во всем Камышине и Волгоградской области. Так, еще в начале года камышанин, болеющий диабетом, через суд добился получения инсулиновой помпы, которую по закону медицинские учреждения при показаниях должны предоставлять бесплатно. Помпа помогает больным диабетом 1 типа контролировать уровень инсулина в крови в реальном времени, а также рассчитывать необходимую дозу лекарства. Стоимость устройства, в среднем, составляет около 200 тысяч рублей.
«Моя мама имеет инвалидность, постоянно проблема с получением препаратов, — рассказывает в соцсетях женщина, выросшая в Камышине (авторская пунктуация сохранена. — Прим. ред.). — Я живу в другом городе, поэтому сестре приходится все эти квесты проходить. То за талоном стоит в очереди, то за рецептами ходит несколько раз, потом уже в аптеке нет лекарств. А когда я звонила на горячую линию Минздрава, там с удивлением и сочувствием говорили, что все должно быть, и обещали разобраться. Реакция была только когда я написала на портал Министерства, вот тогда ответы пошли. Домой терапевт приходила, правда не очень довольная. Просила маму, чтобы дочь больше не писала. Я когда приезжаю в Камышин тоже хожу в поликлинику за лекарствами для мамы. И всегда в шоке: нет дисциплины, нет системы, регламента».

Люди у автомата, выдающего талоны. Фото: infokam.su
Подобные проблемы типичны не только для Камышина. Владимир, житель Волжского — второго по величине города Волгоградской области, — жалуется, как тяжело попасть к терапевту, который выписывает рецептурные препараты. «Небольшие перебои инсулина случаются, но они бывали и раньше, — рассказал он “Новой-Европа”. — Намного сложнее стало с записью к врачам, конечно. Если раньше можно было через электронные сервисы записаться, то сейчас нужно по телефону. Попасть на прием стало гораздо сложнее». По словам мужчины, люди стараются получать лекарства заранее или покупают инсулин за свой счет.
По мнению волгоградского врача, (связанного с волгоградским движением «Дозор»), который пообщался с «Новой-Европа» на условиях анонимности, проблемы с записью вызваны нехваткой терапевтов и эндокринологов. «В областном центре знают о нехватке терапевтов и узких специалистов в поликлиниках, — говорит он. —
Медицинские учреждения поукрупняли, поэтому офтальмолог либо эпидемиолог, например, может ездить на работу в 3–4 поликлиники за неделю. В области хуже на порядок!»
Это подтверждается и официальной статистикой. Так, в марте этого года министр здравоохранения России Михаил Мурашко заявил, что для полноценного функционирования медицинской системы не хватает более 23 тысяч врачей и более 63 тысяч сотрудников из среднего медицинского персонала. Самый большой дефицит медработников в Южном федеральном округе, в который входит и Волгоградская область, — около 28%.
За годы руководства Волгоградской областью губернатором Андреем Бочаровым количество врачей в регионе сократилось более чем на 2 тысячи человек. Согласно свежим рекомендациям Минздрава, на 1500 совершеннолетних граждан должен приходиться 1 врач-терапевт. В медицинских учреждениях Волгоградской области, по сообщениям СМИ, зачастую встречаются ситуации, когда 1 участковый обслуживает до 3000 человек. А, например, в Центральной районной больнице поселка Рудня единственный хирург вынужден один принимать пациентов всего 15-тысячного района.
Еще одним качественным изменением последних лет, по мнению врача из Волгограда, является переход медицинских учреждений области на закупку самых дешевых дженериков — отечественных аналогов зарубежного инсулина. Отчасти это связано с прошлогодним уходом из страны крупнейшего мирового производителя инсулина — швейцарской фармкомпании Eli Lilly, выпускающей лекарство «Хумалог». С другой стороны, чиновники последние несколько лет сами планомерно сокращают расходы на зарубежные препараты. В 2023 году, по подсчетам аналитического центра «Headway Company», федеральные расходы на закупку импортных препаратов сократились на 65 млрд рублей. Это привело к дефициту некоторых лекарств (в том числе и инсулина), который отметили 78,5 % врачей, опрошенных профессиональным сообществом «Врачи РФ».
«Инсулин сейчас только отечественный, — подтверждает Владимир из Волжского. — Раньше был зарубежный. Насколько велика разница, мне пока судить сложно. Вроде пока ухудшений не заметил».
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».