СюжетыОбщество

Конституция — не для детей

С нового учебного года обществознание в средней школе отменят, а в старшей — сократят. Разбираемся, к чему это приведет, вместе с учителями

Конституция — не для детей

Учебник по обществознанию для девятого класса. Фото: Ярослав Чингаев / Агентство «Москва»

Весной 2024 года Минпросвещения решило сократить курс обществознания в школе. С 1 сентября 2025 года его уберут из расписания 6-х и 7-х классов, а с 2026 года — и из 8-х. Преподавать предмет будут только с 9-го по 11-й классы. Разбираемся, как изменится программа, и пытаемся понять, что из этого выйдет.

Материал впервые опубликован на сайте проекта «Ветер».

Как выглядело обществознание в 6–8-х классах? 

Предмет «обществознание» в своем современном виде появился в 2000 году. Он объединяет в себе много разных наук: политологию, право, основы философии, экономики и социологии. Главным сторонником такой концепции был автор самого популярного учебника по обществознанию Леонид Боголюбов. До конца этого учебного года обществознание преподавалось с 6-го по 11-й классы.

Согласно федеральной программе предмета, которая действовала до сих пор, ученики 6-х классов изучали темы в рамках двух больших блоков: «Человек и его социальное окружение» и «Общество, в котором мы живем». В первой части были, например, такие темы: потребности человека; отношения между поколениями; особенности подросткового возраста; люди с ограниченными возможностями здоровья; право человека на образование; отношения в семье, с друзьями и сверстниками. Во второй части — положение человека в обществе; виды экономической деятельности; политическая жизнь; наша страна в начале XXI века; традиционные ценности российского народа; глобальные проблемы современности.

В седьмом классе программа усложнялась. В ней появлялись «социальные ценности и нормы»: принципы и нормы морали; добро и зло; совесть и стыд; влияние моральных норм на общество и человека.

В разделе «человек как участник правовых отношений» школьники изучали понятия правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности, проступка и преступления, прав, свобод и обязанностей. Еще одним блоком у семиклассников были «основы российского права», раздел был полностью посвящен разным законам и документам: Конституция Российской Федерации, основы гражданского права, основы семейного права, основы трудового права, виды юридической ответственности.

Программа восьмого класса в значительной степени была посвящена экономическим отношениям: ресурсы, понятие собственности, виды и формы предпринимательства, рыночное равновесие, эффективность производства, заработная плата, занятость и безработица, акции и облигации, личный финансовый план. Появлялся блок культурных тем: современная молодежная культура, роль науки, религии, искусства.

Курс на патриотизацию

В 2024 году были опубликованы новые методические рекомендации для преподавания обществознания. В них учителям советовали обратить внимание на указ Путина № 809, где перечислены «традиционные духовно-нравственные ценности», на которые нужно ориентироваться, и названы признаки «деструктивной идеологии».

«Учителю обществознания следует обратить внимание на возможности учебного предмета при актуализации вопросов противодействия деструктивной идеологии. <…>

Выполнение этого требования реализуется путем включения заданий в уроки по обществознанию, позволяющих выявлять примеры антиобщественного поведения, то есть поведения, не соответствующего принятым в российском обществе социальным нормам и ценностям», — говорится в методическом письме. Кроме того, учителю рекомендовали обращаться к списку «Наши герои», в который включены в том числе «герои Специальной военной операции».

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов представляет новый учебник по обществознанию для девятого класса. Фото: Ярослав Чингаев / Агентство «Москва»

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов представляет новый учебник по обществознанию для девятого класса. Фото: Ярослав Чингаев / Агентство «Москва»

Новая программа

Если в средней школе обществознание в принципе исчезнет как предмет, то в старшей школе с 1 сентября несколько изменится его преподавание. Так, из обновленной программы для 10–11-х классов будут исключены несколько важных тем — например, «роль средств массовой информации в политической жизни общества», «интернет в современной политической коммуникации», а также «конформизм». Пропадут упоминания мирного и военного времени: «международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени» станет просто «международной защитой прав человека». При этом условно «либеральный» лексикон всё еще остается в учебниках по обществознанию и программах. Есть и «свобода слова», и «свобода совести», но с ними соседствуют «справедливый миропорядок», «культурный суверенитет России», «фейки и дезинформация». Появится больше практических тем: кредиты, займы, денежные переводы, страховые услуги. Программа коснется нескольких довольно новых социальных феноменов: правовое регулирование искусственного интеллекта, блогерство, маркетплейсы.

Количество часов при этом будет урезано: девятиклассники будут заниматься обществознанием раз в неделю — это 34 часа в год. Как утверждает репетитор и автор образовательного проекта «Наше общество» Дмитрий Кокориков, этого времени мало для подготовки к ОГЭ. Однако чиновники считают, что это оправданно.

«Мы [составляя новую программу] уходим от деклараций, от перегруженности содержания,

говорил во время Петербургского международного юридического форума ректор Российского государственного педагогического университета Сергей Тарасов. — Эта перегруженность размывает смысловые основы обществоведческого курса».

Поддержать независимую журналистикуexpand

Что думают учителя?

«Новая газета Европа» попросила педагогов поделиться их мнением о сокращении программы обществознания.

Михаил (имя изменено), учитель обществознания в одной из московских школ

Я не был сторонником введения обществознания в средней школе, когда это делалось в 90-е годы, и не огорчаюсь, что его убирают сейчас. Обществознание в самом базовом варианте необходимо выпускникам на этапе выхода из школы во взрослую жизнь. Если выход осуществляется в 11-м классе, оно нужно в 10–11-х, если в 9-м классе, то в 8–9-х. Хорошо преподавать можно любой предмет, вопрос в том, насколько система и ситуация в образовании позволяют это.

Мария (имя изменено), репетитор по обществознанию, бывшая учительница одной из российских школ

Обществознание как предмет однозначно нужно. Детям младше 9-го класса оно так же необходимо, как и детям старше: в 6-м классе — по сути, краткий курс психологии и социологии, в 7-м — первое введение в правовую грамотность, в 8-м — в экономическую.

Программа по обществознанию должна выглядеть так, как она выглядит сейчас, и хорошо преподавать этот предмет не просто можно, но и нужно. Но только в том случае, когда у преподавателя есть внутренняя мотивация разговаривать и как можно больше вести дискуссии с детьми на темы, которые лежали раньше в учебном плане 6–8-х классов. Темы эти дискуссионные, они рассчитаны на то, чтобы развивать в детях критическое мышление и ценностные установки.

Такие вещи нельзя зазубривать, ведь это не естественные науки, это науки гуманитарные. Обществознание может быть суперважным предметом для детей, там они могут быть услышанными, могут развивать очень важные скиллы. К сожалению, насколько я знаю, в госшколах это почти не реализуется. Это очень сильно завязано на личной мотивации и видении учителя.

Кстати, важный дисклеймер: час обществознания переносят на программу истории, и якобы внутри учебного плана по истории добавляются темы, которые раньше раскрывались в этом курсе. Тут важно сказать, что учителя истории и так зашиваются, потому что у них категорически не хватает часов, и, скорее всего, эти часы будут реализованы только на бумаге. А на деле это, скорее всего, будут те же самые уроки истории.

Главная проблема обществознания на данный момент — это ужасная догматичность предмета, незаинтересованность учителей в преподавании, общее сложившееся ощущение, что этот предмет никому не нужен.

У 7-го класса по программе была основа права, там разбирались отрасли права, было отведено, по-моему, два часа на Конституцию. Я ходила по тонкому льду и заставляла детей учить ее.

У 9-го, 10-го и 11-го классов также есть темы о свободе слова, совести и политических режимах, хотя наверняка с них уже сместился фокус. Сейчас это выглядит слегка безумно. Дети всё еще учат постулат, что Россия — демократическое государство.

Открытие Парты Героя в честь участника Великой Отечественной войны Афанасия Ивановича Алешкина и его внука Афанасия Владимировича Алешкина, погибшего в ходе специальной военной операции в столичной школе №2083. Фото: Александр Авилов / Агентство «Москва»

Открытие Парты Героя в честь участника Великой Отечественной войны Афанасия Ивановича Алешкина и его внука Афанасия Владимировича Алешкина, погибшего в ходе специальной военной операции в столичной школе №2083. Фото: Александр Авилов / Агентство «Москва»

Савелий, репетитор по обществознанию 

Проблема обществознания в школе сродни лечению кариеса у онкобольного. Мы имеем дело с больной системой образования, и этот предмет — просто симптом. Как преподаватель, я не ориентировался на программу или учебники: приходилось делать то, что действительно нужно, не глядя на министерскую бюрократию.

Я часто начинал курс с фразы: «Обществознание — ужасный предмет, которого не должно быть». И это отчасти правда, потому что он собран из не связанных дисциплин, ни одна из которых не раскрывается глубоко. Он аморфный, как амеба, — неясно, за что хвататься. Но проблема не в самом предмете, а в том, что философию, политологию, социологию, экономику и право запихнули в один курс, один учебник, одного преподавателя.

Тем не менее все эти дисциплины нужны — и юристам, и экономистам, и социологам, и философам, и чиновникам. Для этого обществознание нужно несмотря на то, что в нынешнем виде оно ужасно. Его надо кардинально реформировать — вместе со всей системой школьного образования.

Кому оно нужнее? В реальности ученики 9-го класса приходят без какого-либо багажа из 6–8-го классов. Там обсуждают, «что такое добро и зло», но не дают понимания мира ни в юридическом, ни в экономическом смысле. На практике эти уроки — шутка. Всё приходится начинать с нуля.

При этом ученики, заинтересовавшиеся обществознанием до девятого класса, получают огромное преимущество в старшей школе и на олимпиадах. Но этому обычно способствуют не уроки, а талантливые преподаватели, выездные школы и олимпиады.

Если убрать обществознание из 6–8-го классов, ничего страшного не случится. Идеально было бы начинать с 8-го — он наиболее подходящий. Но текущая программа до девятого класса несерьезна и бессмысленна: она мешает, а не помогает. Там всё разжевывают настолько, что предмет становится «выходной парой». Формируется отношение: обществознание не урок, а классный час. А ведь темы вроде «Что такое форма правления» требуют сложных размышлений, которых до девятого класса просто не возникает. Пространства для вопросов нет. Как и понимания того, что такое общество и государство.

Учащиеся в новом здании Бауманской инженерной школы №1580 в районе Лефортово. Фото: Владимир Новиков, пресс-служба мэра и правительства Москвы / Агентство «Москва»

Учащиеся в новом здании Бауманской инженерной школы №1580 в районе Лефортово. Фото: Владимир Новиков, пресс-служба мэра и правительства Москвы / Агентство «Москва»

С девятого класса всё меняется: начинается плотный поток информации о современном обществе, требующий широкого кругозора. Приходится много времени тратить на то, чтобы вообще объяснить, как устроен мир. В этом возрасте на учеников валятся огромные блоки знаний, а они к ним не готовы, потому что у них нет кругозора.

В целом у меня нет глобальных претензий к программе 9–11-х классов — только частные. Но таких частных претензий к каждой теме очень много.

Обществознание можно преподавать хорошо. В идеале это должен быть диалог между учителем и учеником, сократический метод. В отличие от математики, где важна отработка навыков, в обществознании гораздо важнее дискуссия и постановка вопросов.

А пока всё сводится к зубрежке таблиц, форм правления и законов, как будто это логарифмы. Это вредно, и это нужно менять. Стоит только начать говорить с учениками о смысле этих таблиц — о том, что это абстрактные модели, — и они начинают понимать. Именно этим и должно быть обществознание.

Илья Андреев

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.