СюжетыОбщество

Власти США запретили Гарварду принимать иностранцев. Это коснется не только абитуриентов, но и нынешних студентов

Что они сами об этом думают? Мы поговорили с россиянами, которые учатся там

Власти США запретили Гарварду принимать иностранцев. Это коснется не только абитуриентов, но и нынешних студентов

Гарвардский университет, штат Массачусетс, США, 15 апреля 2025 года

Российские студенты в Гарварде, как и тысячи других иностранцев, оказались под угрозой депортации после резонансного решения администрации Трампа. Университету запретили принимать иностранцев, сославшись на обвинения в антисемитизме и связях с Китаем. Теперь вуз судится с правительством, а судьба студентов — в подвешенном состоянии.

Как они себя чувствуют и что происходит в вузе сейчас — в материале «Новой-Европа».

«Без иностранных студентов Гарвард перестает быть Гарвардом»

22 мая Министерство внутренней безопасности США лишило Гарвард права принимать иностранных студентов. Министр Кристи Ноэм заявила, что университет поощряет насилие, антисемитизм и сотрудничает с Коммунистической партией Китая:

— У Гарварда было много возможностей поступить правильно. Он отказался. Пусть это послужит предупреждением всем университетам и академическим учреждениям страны.

Вслед за этим вузу аннулировали сертификат, позволяющий выдавать документы для студенческих виз. Теперь все иностранцы в Гарварде — около 6800 человек из 140 стран — обязаны либо перевестись в другие вузы, либо покинуть страну. Гарвард, который считается старейшим и одним из самых престижных университетов США, отверг обвинения, назвав действия властей политическим давлением.

«Действия правительства незаконны. Мы полностью привержены сохранению способности Гарварда принимать наших иностранных студентов и ученых, которые приезжают из более чем 140 стран и неизмеримо обогащают университет — и нашу страну в целом», — говорится в заявлении Гарварда.

В Школе Кеннеди 59% студентов приезжают из других стран, в Школе общественного здравоохранения имени Т. Х. Чана — 40%, а в Гарвардской школе бизнеса — 35%. При этом, поскольку иностранные студенты не имеют права на федеральную финансовую помощь и, как правило, платят за обучение больше, они вносят непропорционально большой вклад в доходы университета. 23 мая администрация Гарварда подала иск в федеральный суд Массачусетса, заявив, что запрет нарушает Конституцию и угрожает академической свободе.

«Без своих иностранных студентов Гарвард перестает быть Гарвардом», — говорится в иске.

На следующий день окружной судья Эллисон Бэрроуз временно приостановила действие запрета, заблокировав решение администрации Трампа на время рассмотрения дела, и назначила слушания на 27 и 29 мая. Однако это лишь промежуточная мера — Белый дом уже готовит апелляцию.

Мария

Мария Кузнецова — эксперт по правам человека в России, бывший пресс-секретарь «ОВД-Инфо». Она обучается на двухгодичной магистерской программе Public Policy в Школа управления им. Джона Ф. Кеннеди. Мария — единственная студентка из России на своей программе. В разговоре с «Новой-Европа» она выразила уверенность, что точно получит диплом, потому что их выдадут раньше, чем пройдет следующее заседание суда. Также Кузнецова получила Optional Practical Training, благодаря которому у нее есть разрешение на работу в США.

«Но моя виза спонсируется Гарвардом. Если сейчас суд скажет, что Гарварду нельзя принимать иностранных студентов, это коснется не только действующих студентов, но всех тех, кто окончил вуз до трех лет назад и кто работает в США»,

— подчеркнула она.

При этом в самом Гарварде, по словам Марии, практически не объясняли, что сейчас делать студентам. Несколько знакомых студентки пересекали границу в первый день после решения администрации, их досматривали, забирали у них личные девайсы и проверяли их.

«Люди боялись, что их не пустят в страну, им не давали звонить адвокатам. Сейчас у нас неделя выпускных, и очень многие возвращаются, к ним еще приезжают семьи. Люди очень переживают. Те, кто застрял на границе, пытались звонить на все горячие линии Гарварда, но они были недоступны, перегружены. В итоге их пропустили, но Гарвард не дал никаких абсолютно детальных рекомендаций. Ссказали, чтобы мы дожидались решения и смотрели сайт для международных студентов, а они обновят информацию», — рассказала собеседница «Новой-Европа».

Мария также указала, что Трамп ошибочно заявил, будто иностранные студенты учатся в Гарварде за счет американских денег, хотя на самом деле они не имеют доступа к американским стипендиям и чаще всего платят сами или получают финансирование от внешних источников. Исключение составляют редкие случаи магистратуры и программы PhD, где возможна частичная или полная поддержка за счет научных центров или иностранных правительств.

Кампус Гарвардского университета в Кембридже, 24 мая 2025 года. Фото: Ziyu Julian Zhu / Xinhua / Sipa / Scanpix / LETA

Кампус Гарвардского университета в Кембридже, 24 мая 2025 года. Фото: Ziyu Julian Zhu / Xinhua / Sipa / Scanpix / LETA

Иван

Иван Боганцев, бывший директор «Европейской гимназии» в Москве, учится на годовой магистратуре Education Policy and Analysis в Гарвардской высшей школе образования, посвященной управлению и реформам в образовании. Половину стоимости обучения за него покрыл родитель бывшего ученика из Европейской гимназии. По рассказам самого Ивана, примерно половина студентов на его программе — американцы, а половина — «иностранцы, многие из Индии, Пакистана, Китая, Индонезии, Мексики». Также на курсе есть две девушки из Армении и две из Азербайджана. Из России он один.

К моменту принятия решения администрацией Трампа у Боганцева оставалась примерно неделя до выпускного.

«Непонятен наш юридический статус, то есть действуют ли до сих пор визы, выданные Гарвардом. В чатах студентам советуют обзавестись юристами и не пересекать границу.

Рекомендуют лишний раз не слоняться по кампусу, чтобы не попасться на глаза агентам ICE, то есть Immigration and Customs Enforcement, которые могут запросто тебя «укатать» или даже выслать»,

— объяснял он.

Он указывает, что прием, которым воспользовалось министерство, обычно применяют для закрытия «серых» образовательные контор, которые под видом образования там выдают студенческие визы. Но никто не думал, что такой же метод будут использовать против старейшего университета в США.

В разговоре с «Новой-Европа» Иван подчеркнул, что советовали не путешествовать не только в другие страны, но и летать внутренними рейсами. Тем не менее, несколько его однокурсников въехали в США без проблем за последние дни.

После ответного иска от университета Иван решил, что диплом ему все-таки дадут. Он отметил, что последние недели студенты просто ждут финальных отметок, но уже не учатся. Само вручение дипломов должно состояться на этой неделе.

Акция протеста против ICE на Гарвард-Сквер в Кембридже, 27 марта 2025 года. Фото: Taylor Coester / EPA

Акция протеста против ICE на Гарвард-Сквер в Кембридже, 27 марта 2025 года. Фото: Taylor Coester / EPA

При этом все равно «студенты пострадают потому, что возможность остаться работать в США, которая есть у держателей виз F-1 и J-1, привязана к способности университета их продлевать и обслуживать». Боганцев указал, что если суд примет решение не пользу Гарварда, то это станет «катастрофой» для всех иностранных студентов. Некоторые из них смогут перевестись в другие вузы, но никто не гарантирует, что администрация Трампа не попытается убрать их и оттуда.

«И парадоксальность ситуации заключается в том, что даже если Гарвард выиграет все суды, урон уже нанесен. Чтобы работать, нужен работодатель, а какой работодатель будет брать сотрудника, если он «висит» на визе, которую хочет аннулировать Трамп?

Гарвард же и США пострадают от утечки мозгов, которая происходит прямо на наших глазах: многие студенты, аспиранты и выпускники переберутся в Великобританию, Европу или даже Китай. Вот тебе и Америка great again»,

заключил он.

Сам Иван собирался искать работу в США и получил разрешение на нее: ему дали годовой период Optional Practical Training, в течение которого можно легально работать. Но если суд не поддержит университет, то он не сработает.

«У меня просто нет предложения работы, поэтому я не чувствую, что я что-то очень сильно теряю сейчас. Если бы оно было, или если оно появится в ближайшие 2–3 недели, тогда да, все будет зависеть от этого решения. Я надеюсь, что какой-то здравый смысл восторжествует», — отметил собеседник «Новой-Европа».

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.