В мае 1955 года канадское правительство выдало свидетельство о рождении и водительские права на имя Гордона Лонсдейла 1924 года рождения. Так начался путь Конона Молóдого, который стал легендой советской внешней разведки и английской контрразведки. Первые утверждали, что за шесть лет своей нелегальной деятельности Молодый сумел добыть массу военных секретов Великобритании и НАТО. Вторые преподносили арест Лонсдейла как огромный успех МИ-5, позволивший разгромить несколько агентурных сетей в Великобритании.
Конан-варвар и Конон-казак
Сейчас уже не секрет, что прототипом главного героя фильма «Мертвый сезон» с Донатасом Банионисом в главной роли стал именно Конон Молодый. Он же был и главным консультантом фильма. Но кино приоткрывает лишь маленькую часть нелегальной жизни разведчика. Впрочем, большая часть работы Молодого до сих пор находится под грифом секретности. Зато легенд вокруг него множество.
После того как в 1971 году в английском полицейском журнале была впервые названа настоящая фамилия миллионера Гордона Лонсдейла, о Кононе Молодом стали регулярно писать СМИ. Неизвестно, кто именно из иностранных журналистов выдвинул версию о том, что разведчик был назван в честь Конана-варвара, первые истории о котором Роберт Говард опубликовал в 30-х годах прошлого столетия в американском журнале Weird Tales. Согласно той версии, родители Конона Молодого были образованными людьми, а их родственница проживала в США и вполне могла посылать родным экземпляры журнала. Некоторые из этих предположений соответствовали действительности.
Родители будущего разведчика действительно были образованными людьми. Отец был ученым-физиком, мать — врач-травматолог, профессор. И их родственники действительно жили в США. Но журналист ошибся со временем. Конон Трофимович Молодый родился 17 января 1922 года. А первый рассказ о Конане-варваре «Феникс на мече» вышел в декабре 1932 года. В 1934 году Роберт Говард опубликовал рассказ «Стальной демон» о Конане — лидере казаков-разбойников, живших на реке Запорожка.

Конон Молодый, 1936 год. Фото: Wikimedia
В этом случае Говард почти угадал. Имя Конон (с древнегреческого переводится как «трудящийся») действительно было довольно популярным в казацкой среде в XIX веке. В частности, так звали деда будущего разведчика, старшину казацкого круга и участника нескольких войн Конона Молодого. В его честь и был назван второй ребенок в семье ученого-физика и талантливого врача Молодых. В 1929 году, когда Конону исполнилось семь лет, его отец скоропостижно скончался. Матери было довольно трудно заботиться о детях и работать. И тогда ее старшая сестра Анастасия, постоянно проживавшая в США, предложила забрать детей в Америку.
Партийные органы разрешили выезд только младшему Конону. Он приехал в Сан-Франциско в 1932 году, поступил в обычную среднюю школу. В 1938 году ситуация в США изменилась. В стране бушевала Великая депрессия, и содержать лишнего ребенка стало проблематично. Конон вернулся в Москву, продолжил учебу в 36-й средней школе. Аттестат о среднем образовании он получил в 1940 году, и почти сразу его призвали в армию.
Свободно разговаривавшего на английском молодого человека сразу заметили в разведотделе и послали на курсы немецкого, которым Конон Молодый овладел довольно быстро. После курсов служил на офицерской должности помощника начальника штаба разведывательного дивизиона. Но офицерское звание получил уже после начала Отечественной войны. Начальство пыталось использовать Конона только в качестве переводчика, но тот рвался в бой. Он не раз ходил за линию фронта с разведгруппами. Войну закончил старшим лейтенантом, награжденным орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Во время войны выучил еще и французский язык.
Бизнес как прикрытие
В 1946 году, после демобилизации из армии, Конон поступил в Институт внешней торговли, на юридический факультет. Но страсти к изучению языков не потерял и по собственной инициативе посещал факультет синологии, где изучал китайский язык.
После диплома Молодый остался в институте, преподавал и участвовал в создании учебника по китайскому языку. В это же время из него стали готовить разведчика-нелегала. Спецподготовка и создание легенды заняли три с лишним года.
В марте 1955 года Конон Молодый по поддельным документам прибыл в Канаду. Ему необходимо было легализоваться, после чего он должен был отправиться к месту работы в Великобританию. Легенда для Молодого была разработана в Москве. В 1927 году в Ванкувере случилось наводнение, погибли более двухсот человек, в том числе и семья Лонсдейлов. В Москве тщательно проработали версию спасения трехлетнего Гордона Лонсдейла, которого приютила пожилая пара. А когда приемные родители скончались, Гордон решил вернуть себе свое «настоящее» имя. В мае 1955 года разведчик получил настоящее свидетельство о рождении, а потом и водительские права на имя Гордона Лонсдейла, 1924 года рождения.
Первый этап легализации был завершен, но теперь требовалось получить загранпаспорт. По законам Канады для получения документа требуются рекомендации двух уважаемых граждан: одним стал известный бизнесмен, а вторым — популярный священник. После получения паспорта Гордон Лонсдейл выехал в США, а через некоторое время якобы для продолжения учебы в Лондонском университете переехал в Великобританию.

Конон Молодый, 1965 год. Фото: Sunday People / Mirrorpix / Vida Press
Китайский факультет Лондонского университета считается одним из лучших в мире, и там в то время училось довольно много английских и американских разведчиков и военных. Гордону Лонсдейлу приходилось прилагать массу усилий, чтобы скрывать, что он знает китайский. Университет был неплохим прикрытием, но учеба не могла длиться вечно. Из центра Молодому предложили подумать о другой легенде и обратить внимание на бизнес. Вот как сам Молодый рассказывает об этом в книге «Моя профессия — разведчик»:
«Но каким должен быть “его” бизнес? Что это — торговля? Производство товаров? Посредничество? Сфера обслуживания?
Я уже давно регулярно читал всё, что публиковалось в газетах по части коммерческой деятельности. Но ни рекламный еженедельник “Лондон адвертайзер”, питающийся в основном соблазнительными предложениями брачных бюро, ни еще полтора десятка английских газет, которые по разным причинам мне приходилось просматривать ежедневно, ничем порадовать не могли.
Решение пришло неожиданно. И газеты, в которых я регулярно просматривал колонку коммерческих предложений, тут были ни при чем. Просто обратил внимание на то, на что не мог не обратить: в милой, доброй, старой Англии по сравнению с американизированной Канадой было до смешного мало торговых автоматов!
Да, автоматы, продающие жевательную резинку, шоколад, сигареты или что-нибудь в этом же роде, были именно тем бизнесом, лучше которого даже сам бог торговли Меркурий не мог бы предложить разведчику. Можно было только пожать плечами, почему мне это раньше не пришло в голову. Всё так просто. И потом — потрясающе удобно: сам себе хозяин. Ни перед кем не отчитываюсь. Занимаюсь этими штуками, когда мне нужно…
Итак, торговый автомат. Да, это была идея! Устанавливать и обслуживать их можно в любое удобное для меня время. Если учесть, что я был вечно занят, то это давало такое преимущество, которое могло решить всё. Доходы мои фактически уходили из-под контроля налогового ведомства. Ну кому, кроме меня самого, известно, сколько шиллингов я извлек сегодня из своих автоматов! А раз нельзя установить сумму дохода, то ни у кого не вызовут недоумения и мои высокие расходы. А то, что сведения подобного рода в свое время поступят в полицию (а может быть, и в контрразведку), этого надо было ожидать. Ведь в основе работы полиции и контрразведки лежит принцип — “каждый должен иметь видимые источники существования и жить в соответствии со своими доходами”. Любое отклонение от этой железной нормы тут же привлекает внимание осведомительной сети. В нужных случаях информация этого рода передается и контрразведке. История разведки знает немало провалов, вызванных нарушением этого “принципа соответствия”».
Несмотря на то что бизнес предполагался просто как прикрытие и сокрытие денег, которые Молодый получал из Центра, дела с автоматами неожиданно пошли в гору. Теперь уже не Москва, а сам Лонсдейл мог передавать крупные суммы дружественным разведсетям. Постепенно Лонсдейл приобрел репутацию серьезного бизнесмена и стал вхож в круги лондонского истеблишмента.
Одна из «официальных» легенд про Молодого рассказывала, как однажды после возвращения в СССР Молодого как-то пригласили выступить в сочинском кинотеатре «Хроника». Лекция предполагалась закрытая, только для сотрудников КГБ, но нескольким высокопоставленным работникам Сочинского горкома на эту лекцию удалось попасть. И вот во время лекции кто-то из слушателей спросил разведчика, как он при своей основной работе может еще и бизнесом заниматься. Конон Трофимович стал подробно рассказывать о том, как он занимался бизнесом. А потом стал сравнивать собственные предприятия с советскими.
«Вот меня недавно на один московский завод пригласили, так я ужаснулся: какой же там кавардак! Прогулы, пьянство прямо в цехах. Нельзя же так! Рабочим сказал: всех бездельников я выгнал бы в первый же день, зато остальным сразу бы вдвое повысил зарплату. Так они аплодировать начали…
Тут с первого ряда поднимается секретарь Сочинского горкома и заявляет:
— Товарищ Молодый, вы, конечно, герой, но не стоит забываться. Что это вы тут мелкобуржуазные взгляды пропагандируете?
— Почему же мелкобуржуазные? — удивился Молодый. — Еще совсем недавно я был настоящим миллионером, имел шикарный коттедж в Лондоне, восемь автомобилей, снимал номера в самых дорогих отелях и снабжал деньгами все свои разведгруппы. Так что взгляды у меня не мелко, а очень даже крупнобуржуазные».

Визитка Конона Молодого, 1961 год. Фото: Daily Herald / Mirrorpix / Vida Press
Партнер Лонсдейла, не подозревавший о его настоящей работе, оказался очень деятельным человеком, постоянно искавшим новые возможности для вложения денег. Молодому расширение бизнеса было ни к чему, он и так разрывался между бизнесом и разведкой. Но в одном предприятии решил поучаствовать, инвестировав деньги в «электрического сторожа» — систему сигнализации.
Идея оказалась суперуспешной, принесла фирме Лонсдейла миллионы фунтов. А в 1960 году автосигнализация получила золотую медаль на международной промышленной выставке в Брюсселе.
Этот факт породил еще одну легенду — что за успехи в бизнесе Елизавета II произвела Лонсдейла в рыцари. Но подтверждений этому нет. Ни в книге, где Молодый довольно много рассказывает о своих контактах с английскими властями, ни в британской прессе об этом нет ни слова. А подобный факт не мог пройти незамеченным журналистами, особенно после ареста Лонсдейла. Еще бы: миллионер — и вдруг шпион!
У каждой профессии свои издержки
В фильме «Мертвый сезон» рассказывалось об одной из операций Конона Молодого. Сразу после прибытия в Англию ему было приказано найти доказательства того, что в Портоне немецкие ученые разрабатывают бактериологическое оружие. Эти разработки начались еще в гитлеровской Германии. Доказательства были добыты, опубликованы, разразился скандал, и англичане полностью свернули всю работу по этому направлению.
Главным успехом Молодого стала работа в Портленде, где располагались крупнейшая военно-морская база и исследовательский центр. Там проектировались атомные подводные лодки, системы опознания «свой — чужой», средства поиска и защиты, торпеды и локаторы, минное вооружение, реакторы и многое другое.
Лонсдейлу удалось завербовать отставного моряка Гарри Хаутона, в 1951 году уже имевшего контакт с советской разведкой в Польше. Он тогда работал в английском посольстве шифровальщиком и отличался разнузданным поведением. И ему постоянно требовались деньги на спиртное и женщин. Вскоре на него вышли советские разведчики, и Хаутон согласился продавать русским информацию. Но вскоре, как раз из-за сомнительного образа жизни, его отозвали в Англию, и дальнейшего развития контакты не получили. Центр предупредил Молодого, что Хаутон жаден до денег и на этом может засыпаться, потянув за собой и резидента. Но Молодый решил рискнуть: любовница Хаутона Этель Джи работала в отделе светокопирования в исследовательском военно-морском центре. Вместе они выносили из центра секретные документы, передавали их связникам Лонсдейла супругам Крогер. Под этой фамилией в Англии жили супруги Моррис и Леонтина Коэн, американцы, которые стали работать на советскую разведку по идеологическим соображениям. Они были основными связниками Рудольфа Абеля, но после начавшейся в США «охоты на ведьм» их перебросили в Лондон и передали на связь Молодому. Коэны переснимали всё на микропленку, и уже утром документы возвращались на базу. В Москву потекли секреты флота Ее Величества и некоторые разработки НАТО.

Гарри Хаутон, 1970 год. Фото: Brian Aris / Mirrorpix / Vida Press
Но Хаутон действительно оказался не очень надежен. И Молодый постоянно находился на грани раскрытия.
«До встречи со мной у Хаутона был только один путь: он окончательно бы спился, опустился бы на самое дно. Больше того, в течение нескольких лет, когда я поддерживал с ним контакт, мне стало казаться, что Хаутон меняется к лучшему. И если бы наши встречи с ним продолжались и дальше, уверен, из Хаутона можно было бы сделать человека, как это случалось не раз и в моей практике, и в практике моих коллег.
Разведчику далеко не всегда приходится работать в белых перчатках. Я уже говорил, что зачастую он просто вынужден общаться с людьми, которые не вызывают его симпатии. Что же, у каждой профессии есть свои издержки. В моей профессии их тоже достаточно».
И всё-таки провал Молодого-Лонсдейла произошел не по вине Хаутона, хотя и не без его участия. В 1960 году в США сбежал сотрудник польской разведки Михал Голеневский. Впоследствии перебежчик прославился тем, что объявил себя прямым наследником российского престола царевичем Алексеем. По его версии, семья Романовых не была расстреляна в 1918 году, а сбежала в Польшу. Голеневский требовал передать ему так называемые «романовские счета»: деньги царской семьи, размещенные до революции в западных банках.
К этим заявлениям на Западе относились скептически, а вот о работе в Министерстве безопасности Польши выспрашивали дотошно. Голеневский в одной из бесед с сотрудниками ЦРУ сообщил, что из Англии через Польшу проходили какие-то радиошифровки. А также вспомнил, что советская разведка в 1951 году имела контакты с шифровальщиком английского посольства. Эту информацию ЦРУ передали МИ-5. Под подозрение попали несколько человек, в разное время работавшие в Польше.

Михал Голеневский, 1965 год. Фото: Wikimedia
В конце 1960 года англичане вычислили «крота» — Гарри Хаутона. И вскоре установили его взаимодействие с Лонсдейлом и супругами Крогер, которых сразу заподозрили в связях с русской разведкой. За Лонсдейлом планировалось установить наблюдение и постепенно выявить все его контакты. Но англичане торопились: информация о том, что перебежчик Голеневский «сдал» Хаутона, могла дойти до русских, и вся сеть моментально бы исчезла. 7 января 1961 года неподалеку от станции метро Ватерлоо Лонсдейл и Хаутон были арестованы во время передачи документов. В тот же день были арестованы Этель Джи и супруги Крогеры. У последних во время обыска был обнаружен мощный радиопередатчик.
Лонсдейл признался, что покупал у Хаутона секретные документы для последующей перепродажи. Но отрицал свою причастность к советской разведке. И даже пытался выгородить Крогеров, заявляя, что использовал их втемную. Но английской разведке, которая находилась в те времена в глубокой депрессии, требовалась хоть какая-то реабилитация. Напомним, в 1954 году выяснилось, что под носом контрразведки несколько высокопоставленных чиновников МИДа и военной разведки долгие годы работали на СССР («кембриджская пятерка»). А разоблачили их американцы. Так что англичане поспешили объявить арест группы Лонсдейла как колоссальный успех в поединке с советской разведкой. На суде доказать причастность Крогеров и Лонсдейла к советской разведке не удалось. Что не помешало обвинить их в шпионаже в пользу неустановленной страны и приговорить к солидным тюремным срокам.
Лонсдейл получил 25 лет, Крогеры-Коэны — по 20, Этель Джи и Хаутон — по 15. Остальные разведсети, с которыми Гордон Лонсдейл имел связь или финансировал, так и не были выявлены.
В тюрьме Лонсдейл познакомился с Джорджем Блейком, также работавшим на СССР. Они встречались на прогулках. Позже Блейк вспоминал, как однажды Лонсдейл сказал, что они обязательно еще встретятся на Красной площади во время празднования 50-летия Октябрьской революции.
Блейк был приговорен к 42 годам, Лонсдейл — к 25, и звучали слова шпиона неубедительно. Но всё так и вышло! Они действительно встретились 7 ноября 1967 года на трибуне для почетных гостей на Красной площади. Лонсдейла-Молодого обменяли в 1964 году на английского разведчика Гревилла Винна, связного полковника ГРУ Олега Пеньковского, работавшего на МИ-6 и ЦРУ. Именно тогда англичане и узнали настоящее имя миллионера Лонсдейла. Ну а Блейку был организован побег из тюрьмы.

Конан Молодый, 1961 год. Фото: Daily Herald / Mirrorpix / Vida Press
В 1967 году начались съемки фильма «Мертвый сезон» об операции советской разведки по предотвращению разработки бактериологического оружия. Конон Молодый был главным консультантом на съемках. В титрах он указан как полковник К. Т. Панфилов. На главную роль в том фильме просматривали многих известных актеров, в том числе и Вячеслава Тихонова. Но Молодый настоял на том, чтобы эту роль сыграл Донатас Банионис, чем-то похожий на него самого.
Супруги Коэн осенью 1969 года были обменяны на трех англичан, арестованных в СССР за уголовные преступления. В 1995 и 1996 годах им посмертно были присвоены звания Героев России. Гарри Хаутон и Этель Джи отсидели свои сроки, а после выхода на свободу некоторое время были «звездами», раздавая интервью на телевидении.
Невероятная жизнь миллионера-разведчика внезапно оборвалась в 48 лет, через шесть лет после возвращения. 11 сентября 1970 года во время прогулки в лесу у него случился инфаркт.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».