СюжетыПолитика

Пока еще не «Хватит!»

Альянс Луиша Монтенегру улучшил свой результат на внеочередных парламентских выборах в Португалии. Но ультраправые тоже получили больше и останавливаться не собираются

Пока еще не «Хватит!»

Лидер Демократического альянса Луиш Монтенегру приветствует сторонников в штабе кампании партии в ночь парламентских выборов, Лиссабон, 18 мая 2025 года. Фото: Miguel A. Lopes / EPA

18 мая в Португалии состоялись уже третьи за последние 3,5 года парламентские выборы. По их итогам действующему премьер-министру Луишу Монтенегру удалось удержаться у власти. Возглавляемый им Демократический альянс (AD) набрал около 33% голосов.

Однако наибольший рост вновь показала ультраправая партия «Хватит!» (Chega!), которая выступала против «коррумпированного истеблишмента» в лице AD и главной оппозиционной силы — Социалистической партии (PS). Сторонники радикальной политики получили 22,6% голосов, что лишь на один процентный пункт меньше, чем у социалистов, занявших второе место.

Хотя ультраправые остаются в оппозиции, им удается — и теперь это будет чувствоваться еще сильнее — влиять на политический курс Португалии. Правоцентристы Луиша Монтенегру по-прежнему категорически отказываются от работы с радикалами, но в действительности власти во многом уже переняли их риторику — по крайней мере, в том, что касается острой темы контроля над миграционными потоками. В разгар предвыборной кампании они анонсировали высылку 18 тыс. иностранцев, проживающих в стране без необходимых оснований, и пообещали еще целый ряд жестких мер по ограничению миграции. Однако удержаться от скорых внеочередных выборов им это едва ли поможет.

В том, как проходила избирательная кампания и почему де-факто она продолжится и после 18 мая, разбиралась «Новая-Европа».

Предвыборная партия

Воскресным утром 11 мая на пляже курортного португальского города Эшпинью появился премьер-министр страны Луиш Монтенегру. Шлепанцы и шорты — не самый привычный наряд для главы правительства, но приближение предвыборной гонки к кульминации вынуждало португальских политиков искать не самые очевидные способы привлечения внимания электората.

Своей цели политик достиг. Описывая партию пляжного волейбола, сыгранную Монтенегру, ведущие СМИ страны отмечали: «в свои 52 года премьер-министр все еще ловит мяч в экстремальных ситуациях» и в целом «держится в игре хорошо».

Ровно через неделю, 18 мая, Луиш Монтенегру доказал, что по-прежнему умеет выигрывать не только на песке, но и на политической арене.

Возглавляемые им правоцентристы — объединившиеся в коалицию социал-демократы (PSD) и христианские демократы (CDS) — стали победителями досрочных выборов, набрав 32,7% голосов.

Это на 3,2 п.п. больше, чем на прошлых выборах, состоявшихся в марте 2024-го.

На втором месте, как и год назад, финишировала Социалистическая партия во главе с Педру Нуну Сантушем. Она стала главной неудачницей: 23,4% сейчас, 28,7% — в 2024-м. А вот занявшие третье место крайне правые из партии «Хватит!» во главе с Андре Вентурой могут радоваться успехам: по предварительным данным, они набрали 22,6%, в то время как на прошлых выборах у них было 18,1%.

Таким образом, как и год назад, об устойчивом положении победителей говорить не приходится. В Португалии для перевода процентов, полученных партией на выборах, в количество мандатов в парламенте используется метод д’Ондта, который ставит в чуть более выгодное положение крупные партии. Соответственно, обычно политическая сила получает в парламенте большинство голосов, набрав не 50% плюс один голос, а, около 42–44%.

Португальские СМИ предсказывают, что партия Луиша Монтенегро попытается создать коалицию с занявшей четвертое место «Либеральной инициативой» (IL), получившей 5,5% голосов. Ее лидер Руй Роша, кстати, первым в ходе предвыборной кампании вышел на пляж и сыграл партию в волейбол.

Но даже объединившись в одну команду, правоцентристы и либералы смогут сформировать лишь правительство меньшинства. А значит, политическая система Португалии будет столь же нестабильной, какой была последние годы.

Лидер «Либеральной инициативы» Руи Роша после выступления перед сторонниками в ночь парламентских выборов в штабе коалиции в Лиссабоне, 18 мая 2025 года. Фото: Antonio Pedro Santos / EPA

Лидер «Либеральной инициативы» Руи Роша после выступления перед сторонниками в ночь парламентских выборов в штабе коалиции в Лиссабоне, 18 мая 2025 года. Фото: Antonio Pedro Santos / EPA

Рискованная ставка 

Воскресные выборы были внеочередными и стали следствием разгоревшихся в начале года скандалов вокруг прошлого Луиша Монтенегру. В 2021 году, еще не будучи политиком, он создал консалтинговую компанию Spinumviva. Затем Монтенегру передал свои акции и руководство компанией жене и детям. Но учитывая, что речь идет о браке и совместной собственности, политик опосредованно продолжает получать прибыль от этой предпринимательской деятельности.

В феврале об этом рассказал близкий к крайне правым силам таблоид Correio da Manhã. Премьер-министра обвинили в том, что Spinumviva может извлечь выгоду из изменений в закон о недвижимости, которые обсуждались в то время в парламенте. Кроме того, еженедельник Expresso сообщил о договоре между Spinumviva и компанией Solverde, занимающейся гостиничным и игорным бизнесом. В этом тоже увидели конфликт интересов, учитывая, что Solverde должна получать в Минэкономики лицензии на свои казино и отели.

Оппозиционеры попытались воспользоваться скандалом и вынести премьер-министру вотум недоверия, но две предпринятые ими попытки оказались неуспешными. Однако затем, мотивируя такой шаг стремлением к политической стабильности, за организацию нового голосования — по вотуму доверия действующему правительству — выступил сам Монтенегру. И рискованная ставка не сработала: только 88 депутатов проголосовали за вотум доверия, в то время как 142 выступили против. Досрочные выборы стали неизбежными.

Впрочем, есть и другая версия: Луиш Монтенегру не мог не понимать, как повлияет такое голосование на доверие его кабинету, и специально организовал его, надеясь укрепить позиции по итогам выборов. В итоге ставка на это сработала.

Луиш Монтенегру играет в пляжный волейбол в Эшпинью, 11 мая 2025 года. Фото: Miguel A. Lopes / EPA

Луиш Монтенегру играет в пляжный волейбол в Эшпинью, 11 мая 2025 года. Фото: Miguel A. Lopes / EPA

Выехать на экономике 

Надеяться на положительный для себя результат Монтенегру мог благодаря неплохому экономическому положению Португалии. В этом году Банк Португалии прогнозирует рост ВВП на 2,3% — что выше, чем в большинстве стран ЕС. Инфляция, как ожидается, снизится тоже до 2,3%. В своих выступлениях Монтенегру делал упор на том, что за год его пребывания у власти зарплаты в госсекторе выросли, молодежь получила новые налоговые льготы, безработица упала до рекордно низких 6,2%. В феврале агентство S&P Ratings повысило рейтинг Португалии с A- до A с позитивным прогнозом.

Социалисты пытались играть на страхах избирателей по поводу перспектив нового экономического кризиса, но внятных альтернативных программ по развитию экономики на суд публики так и не предоставили. Впрочем, использовали они и темы, где есть крайне серьезные проблемы.

В первую очередь, неконтролируемый рост цен на жилье — в частности, вследствие наплыва в страну туристов и «цифровых кочевников». Жители Лиссабона давно возмущаются, что у них «зарплаты — как в Греции, а цены на аренду квартир — как в Берлине».

По данным журнала Fortune, цены на недвижимость португальской столице за пять лет действительно выросли на 30%. Однокомнатная квартира в среднем обойдется в 1400–1500 евро в месяц, и это при средней зарплате по стране в 1602 евро по итогам прошлого года.

Соцпартия в своей программе предлагала увеличение государственного жилищного фонда, ужесточение налога на прирост капитала при продаже той недвижимости, которая не использовалась для проживания, увеличение налоговых вычетов, поддержку молодых семей, прекращение выдачи новых лицензий на сдачу квартир и домов в краткосрочную аренду.

Пассажиры добираются пешком до зоны вылета в аэропорту Лиссабона во время блэкаута, 28 апреля 2025 года. Фото: Tiago Petinga / EPA

Пассажиры добираются пешком до зоны вылета в аэропорту Лиссабона во время блэкаута, 28 апреля 2025 года. Фото: Tiago Petinga / EPA

Активно развивала оппозиция и тему с произошедшим 28 апреля на всем Пиренейском полуострове отключением электричества. Лидер социалистов Педру Нуну Сантуш обвинял правительство в том, что оно плохо реагировало на кризис и не доносило до населения столь нужную в тот момент информацию. Об «абсолютной некомпетентности» и необъяснимом молчании властей о причинах произошедшего говорил и лидер «Хватит!» Андре Вентура.

У всех свои проблемы

Между тем, сосредоточившись на критике правительства, социалисты и крайне правые так и не смогли избавиться от своих недостатков.

Так, Соцпартия не сумела восстановить доверие части избирателей, которые были разочарованы сотрудничеством по целому ряду вопросов социалистов с правоцентристскими властями. В первую очередь, речь про то, что партия воздержалась при голосовании по бюджету на 2025 год. Это позволило принять документ, очень плохо воспринятый левым электоратом.

Еще хуже обстояли дела у «Хватит!». Андре Вентура еще в 2024 году назвал себя следующим премьер-министром Португалии. Но сбыться мечте было не суждено.

Помешал, в частности, целый ряд скандалов с участием членов «Хватит!»: один депутат был уличен в принуждении несовершеннолетнего к сексу, другой — в краже багажа в аэропорту, третий — в вождении в пьяном виде. По данным Jornal de Noticias, проблемы с законом есть у 12 членов партии.

Среди них и сам Андре Вентура, которого обвиняют в клевете и разжигании ненависти.

В этом политик действительно был замечен не раз. Так, в 2020 году он советовал депутатке африканского происхождения «вернуться туда, откуда она пришла», а также обвинял цыган в эксплуатировании социальной системы. В ходе этой предвыборной кампании он также вступал в перепалки с представителями цыганского населения, которые называли его расистом и фашистом.

Хватит с этим мириться

Так или иначе, «Хватит!» продолжает укреплять позиции. На выборах 2022 года партия набрала 7,2% голосов, в 2024-м — 18%. Теперь рост продолжился. Причем рост как электората, так и степени влиятельности партии. Голосование показало, что идеи, которые продвигают крайне правые, импонируют очень многим португальцам.

Идеология партии выражена в ее лозунге «Бог, страна, семья и работа» — явная отсылка к лозунгу «Бог, страна, семья» времен диктатора Антониу Салазара. В ходе кампании Андре Вентура много говорил о традиционных ценностях. О необходимости защиты местной промышленности примерно теми же методами, которые использует в США идеологически близкий партии «Хватит!» Дональд Трамп. О борьбе с коррупцией и коррумпированными элитами, к которым Вентура причисляет две ведущие партии. О том, что пора уже прекратить жить в нищете. О необходимости глубоких политической, административной, судебной и фискальной реформ в Португалии, если она хочет войти в число успешных экономик Европы, а не стать «европейским Бангладеш».

Лидер партии «Хватит» Андре Вентура выступает перед сторонниками в штабе партии в Лиссабоне, 18 мая 2025 года. Фото: Tiago Petinga / EPA

Лидер партии «Хватит» Андре Вентура выступает перед сторонниками в штабе партии в Лиссабоне, 18 мая 2025 года. Фото: Tiago Petinga / EPA

Естественно, что в этом разрезе Вентура много внимания уделял коронной теме всех крайне правых — борьбе с неконтролируемой миграцией. «О, они насилуют женщин! Мы должны с этим мириться. О, у них нет работы! Мы должны за них платить», — пересказывал он мнение властей по поводу мигрантов. И отмечал: «Одно дело — быть христианином и придерживаться христианских ценностей. И другое — сделать из страны проходной двор с распахнутыми настежь дверями и окнами без какого-либо контроля, в то время как международные преступные группировки набирают силу в Европе».

В предвыборной программе «Хватит!» содержались предложения установить лимиты по выдаче ВНЖ и иммиграционные квоты, запретить въезд в страну людям с уголовным прошлым, а также гарантировать, что в случае совершения ими преступлений их немедленно депортируют на родину.

Третье место ультраправых на выборах не даст им возможности реализовать эту повестку.

Луиш Монтенегру со своей женой Карлой Монтенегру (справа) и бывшей председательницей Социал-демократической партии Мануэлой Феррейрой Лейте (слева) во время предвыборного обеда в Лиссабоне, 16 мая 2025 года. Фото: Miguel A. Lopes / EPA

Луиш Монтенегру со своей женой Карлой Монтенегру (справа) и бывшей председательницей Социал-демократической партии Мануэлой Феррейрой Лейте (слева) во время предвыборного обеда в Лиссабоне, 16 мая 2025 года. Фото: Miguel A. Lopes / EPA

Конвергенция правых

Между тем, перед нынешними выборами многие эксперты констатировали, что и Монтенегру сместил свой дискурс вправо, чтобы выбить почву из-под ног партии «Хватит!», с которой он, как и прежде, отказывается заключать пакт. Хотя к последнему его ранее активно призывал, например, соратник и бывший премьер-министр страны Педру Пассуш Коэлью.

Согласно данным, опубликованным 8 апреля Агентством по интеграции, миграции и убежищу (AIMA), к концу 2024 года число иммигрантов, легально проживающих в Португалии, выросло почти до 1,55 млн человек по сравнению с 1,29 млн на конец предыдущего года. При этом в агентстве отметили, что данные за 2024 год предварительные и, вероятно, еще будут пересмотрены в сторону увеличения. Для сравнения: в 2017 году этот показатель составлял 421 тыс. С тех пор доля иммигрантов в населении увеличилась с 4% до 15%.

Власти страны, тем не менее, не видят в этом лишь негатив. Например, в 2022 году мигранты в Португалии внесли в экономику страны вклад в размере 1,6 млрд евро, а на разного рода социальные пособия для них было потрачено всего 257 млн евро.

Между тем, в последние месяцы в правительстве обращали все больше внимания на минусы. Так, Монтенегру заявлял, что «в последние годы в иммиграционной политике допускалась безответственность», которая проявлялась в «отсутствии контроля» за происходящим. «Мы не собираемся ни перед кем закрывать двери, но и не будем продавать иллюзии. Там, где есть нарушения, где люди выходят за рамки правил, должны быть последствия», — отмечал он.

Известны и конкретные меры, которые может принять будущее правительство. Так,

министр-делегат при правительстве Португалии Антониу Лейтан Амару выступил за то, чтобы увеличить минимальный срок для получения гражданства: сейчас он составляет пять лет, тогда как, например, в соседней Испании — десять.

Кроме того, судя по планам властей, получить паспорт окажется сложнее: будут введены требования фактического проживания, культурной интеграции и налогового присутствия. Также задуманы ужесточение пограничного контроля и дополнительные усилия по адаптации мигрантов.

При этом прямо в разгар предвыборной кампании власти анонсировали высылку 18 тыс. иностранцев, проживающих в стране без необходимых оснований. И хотя сам Монтенегру отрицал любую связь этого решения с предвыборной борьбой, в этом есть немалые сомнения.

Участники предвыборного митинга партии «Хватит» в Лиссабоне, 16 мая 2025 года. Фото: Antonio Cotrim / EPA

Участники предвыборного митинга партии «Хватит» в Лиссабоне, 16 мая 2025 года. Фото: Antonio Cotrim / EPA

Таким образом, хотя «Хватит!» и не добилась победы 18 мая, она уже серьезно повлияла на происходящее в стране. И совершенно точно продолжит влиять. Португалия, которая долгое время была образцом политической стабильности, а теперь пережила три смены правительства за три с половиной года, явно вошла в период «перманентной политической кампании». На очереди — сентябрьские муниципальные выборы и гонка за пост президента, которая завершится в январе 2026-го.

При этом президент Португалии Марселу Ребелу де Соуза, голосуя на этих выборах досрочно, напомнил собравшимся на избирательном участке, что законодательство не позволит провести следующие парламентские выборы ранее чем через 12 месяцев. И это заявление свидетельствовало о многом. Получается, глава государства совсем не исключает того, что, скажем, через 13 месяцев его согражданам придется вновь заполнять бюллетени.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.