Галактическая Империя строит укрепления вокруг администрации планеты Горман. В городе вводят комендантский час, жителям запрещено выходить на улицы — но они все равно это делают. Тысячи храбрецов берут в руки флаг своей родины и скандируют: «Мы — Гор! Галактика все видит».
Мирную акцию протеста имперские пропагандисты называют восстанием, а в ее организации обвиняют вездесущих повстанцев. Юным курсантам, едва умеющим маршировать, дают в руки дубинки, шокеры и полицейские щиты, а затем отправляют подавлять митинг силой. Толпа кидает в силовиков предметы, а в это время снайпер на крыше целится в протестующего и попадает в курсанта. Военные открывают огонь по мирным жителям.
Еще несколько лет назад подобную сцену было трудно представить во франшизе, но в «Андоре» это даже далеко не самый трагичный и жестокий эпизод.
«Новая-Европа» рассказывает, чем так цепляет шоу о восстании в империи, за счет чего оно блестяще отражает реалии диктатур и почему его стоит посмотреть даже тем, кому совсем не по душе «Звездные войны».
«Андор» рассказывает предысторию Кассиана Андора — лидера повстанцев из фильма «Изгой-один: Звездные войны. Истории». В том спин-оффе основной саги повстанцы выкрали чертежи Звезды Смерти и отправили их Сопротивлению, чем помогли героям «Новой надежды» уничтожить планетарное оружие Империи. В шоу на протяжении двух сезонов рассказывают, как Кассиан присоединился к повстанцам и вел борьбу с Империей.
Андор в исполнении Диего Луны не был главным героем «Изгоя-один»: он оставался на втором плане и лишь помогал протагонистке Джин Эрсо, которую сыграла Фелисити Джонс. Персонаж в фильме не впечатлял ни характером, ни образом, поэтому анонс отдельного сериала про него фанаты «Звездных войн» встретили скорее с недоумением. Андора называли незначительным и неинтересным героем, а саму концепцию приквела для «Изгоя-один», который и так был приквелом классической трилогии, — как минимум странной.
Но в 2022 году сериал захватил внимание многих фанатов: уж слишком сильно он выделялся на фоне других проектов по франшизе.
- Во-первых, сезон состоял не из шести или восьми серий, как остальные сериалы по «Звездным войнам», а из целых двенадцати.
- Во-вторых, создатели «Андора» намеренно отказались от использования технологии гигантских проекторов Volume, которая позволяла снимать актеров в павильонах без зеленого экрана. В этом сериале много практических эффектов, натурных съемок и настоящих декораций.
- В-третьих, сериал с самого начала был нетипично мрачным по меркам «Звездных войн»: авторы не стеснялись показывать пытки, героев с неоднозначными поступками и жестокость Империи по отношению к обычным гражданам.
Своим высоким качеством шоу обязано создателю — сценаристу и режиссеру Тони Гилрою. До «Звездных войн» он прославился как автор оригинальной трилогии боевиков о Джейсоне Борне и драмы «Адвоката дьявола», а также номинировался на две премии «Оскар» за триллер «Майкл Клейтон» с Джорджем Клуни. Именно он был соавтором «Изгоя-один»: изначальная версия режиссера Гарета Эдвардса настолько не понравилась продюсерам Lucasfilm, что они наняли Гилроя переписать сценарий и руководить пересъемками вместо режиссера. Будучи опытным автором и постановщиком, Гилрой смог не просто исправить ошибки первой версии, но и сделал из спин-оффа отличную шпионскую драму.

Режиссер Тони Гилрой во время презентации телесериала «Андор» в театре «Эль Капитан» в Голливуде, Калифорния, США, 15 сентября 2022 года. Фото: Etienne Laurent / EPA-EFE
«Изгой-один» так хорошо вписывается в канон «Звездных войн», что Гилроя нетрудно счесть преданным поклонником франшизы. Вот только он признался, что никогда не фанател от серии. Это отличает его от других авторов «Звездных войн» вроде Дейва Филони, Джона Фавро и Джей Джей Абрамса. 69-летний Гилрой ненамного младше самого Джорджа Лукаса, потому не рос на его фильмах и не испытывает к ним никакого трепета. Но уважает вселенную и старается не нарушать ее устои, для чего внимательно изучает ее историю.
Свежий взгляд создателя позволил «Андору» стать самой необычной частью «Звездных войн». За весь сериал вы не увидите ни одного светового меча, а легендарные композиции Джона Уильямса зазвучат только в титрах финальной серии второго сезона. Нет здесь и Скайуокеров, и персонажей основной саги — даже Дарта Вейдера и императора Палпатина. Перестрелок и драк здесь совсем немного, куда больше внимания уделяется разговорам о политике, бюрократическим интригам и непростым разговорам о жизни. Персонажи занимаются сексом, предают друг друга за деньги, ходят в магазины за продуктами, мучаются от ночных кошмаров, принимают наркотики и алкоголь, организовывают заказные убийства, ссорятся по пустякам и танцуют под бодрое техно на свадебной вечеринке. Словом, ничем не отличаются от обычных людей и обладают своими достоинствами и недостатками.
Такими взрослыми и правдоподобными «Звездные войны» еще никогда не были.
И даже в отрыве от известной франшизы «Андор» — превосходно снятый, сыгранный и написанный сериал на уровне лучших сезонов «Игры престолов». За это стоит благодарить не только Тони Гилроя и Диего Луну. Так, значительную роль в сюжете играет Лютен — персонаж в исполнении шведского актера Стеллана Скарсгарда, известного по «Чернобылю» и фильмам Ларса фон Триера. Сценарии к разным эпизодам, кроме самого шоураннера, писали режиссер «Стрингера» Дэн Гилрой и создатель «Карточного домика» Бо Уиллимон. А саундтрек создавал композитор «Наследников» Николас Брителл.
Так «Андор» неожиданно стал хитом и удивил тех, кто устал от беззубых и излишне несерьезных фильмов и сериалов Disney по «Звездным войнам».
Как в «Андоре» показывают диктатуру
Империя в «Звездных войнах» ассоциируется с тремя элементами: знаменитым маршем Джона Уильямса, черной маской Дарта Вейдера и неуклюжими штурмовиками в сияющей белой броне. Джордж Лукас создавал Империю как смесь нацистской Германии и США времен Вьетнамской войны, а потому изобразил ее гротескно злой, на грани карикатуры. Позднее Империя, Палпатин и сам Дарт Вейдер окончательно перестали выглядеть угрожающими, так как с ней на раз-два справлялись и джедаи-одиночки, и небольшие группы повстанцев. Даже в «Изгое-один» многочисленные штурмовики и офицеры не были каким-то особенным препятствием для героев.
Гилрой же не только возвращает Империи ее былой злодейский образ, но и развивает задумку Лукаса. Диктатура Палпатина изображена максимально приземленно:
основную опасность представляют даже не штурмовики с лазерными автоматами, а сотрудники спецслужб. Они подавляют протесты, устанавливают прослушку, следят друг за другом и сдают коллег начальству.
Офицеры сажают простых граждан в тюрьмы по надуманным причинам ради отчетности, проводят обыски и с особой жестокостью допрашивают всех подозреваемых. В «Андоре» даже показали попытку изнасилования — впервые в истории франшизы.

Кадр из телесериала «Андор». Фото: disneystudios.com
Зло от Империи осязаемо, ее повсеместное присутствие ощущается в каждом кадре сериала. Лукас напирал на милитаризм и нацистскую эстетику, а Гилрой показывает авторитарный режим, в котором куда более четко виднеются знакомые современные реалии. Многомиллионная государственная машина работает на подавление инакомыслия, вселяет в обычных людей отчаяние и всячески демонстрирует, что ей подвластно все.
Спецслужбы настолько могущественны, что всего за день могут составить и довести до принятия репрессивный закон, увеличивающий тюремное заключение до максимального срока даже за мелкие преступления.
Чекисты беспрекословно выполняют приказы начальства и боятся наказания свыше, пугая друг друга недовольством всесильного вождя. Сбежать и спрятаться практически невозможно:
на карандаш берут каждого подозрительного гражданина, проявившего хоть какое-то инакомыслие.
«Андор» идет дальше, позволяя зрителям увидеть зло изнутри. Протагонистами в сюжетной линии Империи выступают неприметный бюрократ Сирил Карн и жесткая сотрудница тайной полиции Дедра Миро. Оба — винтики системы, которые под нее подстроились и полностью разделяют идеологию Империи. Они помогают режиму функционировать и ведут охоту за Кассианом Андором и другими повстанцами, параллельно продвигаясь по карьерной лестнице. И Сирил, и Дедра чересчур исполнительные, лояльные и компетентные. В расследовании они замечают неочевидные нюансы и выстраивают логические цепочки, посвящают работе всю жизнь и жертвуют личными интересами. За это их ненавидят менее ответственные коллеги, а начальники относятся к ним с подозрением.
В «Андоре» Империя зиждется на плечах профессионалов, а среди сотрудников спецслужб сплошь мастера своего дела. Они представляют серьезную угрозу для главных героев и никогда не кажутся мелким препятствием. Повстанцев могут уничтожить вовсе не штурмовики и даже не передовая военная техника, а сдержанные и дисциплинированные люди, которые внимательно читают большие отчеты и составляют запросы в разные ведомства.
Тем не менее, Империя в «Андоре» вовсе не безупречна. Работу умелых специалистов могут легко зарубить начальники-самодуры, а улыбающиеся в лицо коллеги за спиной плетут против них интриги. Дело может дойти даже до увольнения по надуманным причинам или ареста. Государственная машина с легкостью пожирает и выплевывает людей, без которых не могла бы существовать. Зло в «Андоре» настолько обыденное, что напоминает о нашей реальности и реальных государственных репрессиях.

Кадр из телесериала «Андор». Фото: disneystudios.com
Что создатели «Андора» привнесли в образ повстанцев
Бравые партизаны в фильмах Джорджа Лукаса были образцом морали и храбрости, стойко выдерживали самые суровые испытания и выгодно отличались от своих противников. Раньше «Звездные войны», подобно ситхам, возводили все в абсолют. Неизменно добрыми повстанцы оставались и в трилогии сиквелов.
Тони Гилрой же не верит в абсолют. От него одинаково достается не только Империи, но и Сопротивлению. Партизаны в «Андоре» — жестокие и расчетливые революционеры, готовые пожертвовать всем ради победы. В сериале их представляют два центральных персонажа: тайный лидер Сопротивления Лютен Раэль и радикальный партизан Со Геррера, появлявшийся в «Изгое-один». Они представляют две стороны одной монеты: Лютен предпочитает действовать тайно, через посредников, и скрывается под личиной эксцентричного богача в столице врага, а Со Геррера хочет вести бои открыто, не жалея имперцев.
Оба персонажа в «Андоре» раскрываются как антигерои, а по ходу сюжета эволюционируют чуть ли не в злодеев. Их подходы разнятся, но ценности они разделяют общие: цель оправдывает средства. Лютен без зазрения совести убивает ненужных свидетелей, подставляет под удар Империи ни в чем не повинных партизан, шантажом и манипуляциями выбивает финансирование у политиков, следит за подчиненными и готов избавиться от каждого, кто встанет на пути. Со Геррера поддерживает паранойю среди своих бойцов, конфликтует с партизанами из других групп и не считается с потерями. Они, по сути, уподобились врагам и позволили тьме поглотить себя.
Сам Кассиан Андор находится на перепутье. По ходу сериала его характер серьезно меняется. Сначала его заботят только собственные интересы, а всеобщее благо для него — пустой звук. Дальше он работает с повстанцами за деньги, не доверяет напарникам и Лютену и вовсе не горит революцией. Быть вне политики, заниматься своими делами и не привлекать внимания Империи — вот его мечта. Затем он становится тем самым Андором и проникается ненавистью к врагам. Но до самого конца сомневается в методах Лютена и не верит в Сопротивление до конца. Ярким примером выступают первые три эпизода второго сезона, где главный герой по ряду обстоятельств попадает в плен повстанцев и становится причиной их раздора.

Кадр из телесериала «Андор». Фото: disneystudios.com
«Андор» показывает, что революция обязательно требует больших жертв. Одни теряют семью, вторые — моральный облик, третьи — жизнь. Невозможно противостоять диктатуре и не бояться ее, нельзя сражаться с режимом и не быть готовым к смерти. Далеко не все увидят новый мир, ради которого сражались. А многие люди, которые внесли бесценный вклад в восстание, так и останутся невоспетыми героями — забытыми и неизвестными.
Это максимально честное произведение, которое не боится говорить со зрителями на непростые темы. Однако Гилрой все же не стал менять суть Сопротивления, которую закладывал Лукас. Храбрые люди годами сражаются со всемогущим режимом и даже не думают сдаваться. Они знают, что отступать некуда, а восстание живет надеждой.
В чем значимость «Андора» для «Звездных войн»
Сериал завершился на втором сезоне и не получит продолжения. Это история, которая идеально дополняет глобальный сюжет вселенной. Теперь драма Кассиана Андора в «Изгое-один» вызывает сильные эмоции: благодаря сериалу мы знаем, что он пережил и как вырос в моральном плане. А победа над Империей в конце оригинальной трилогии может пробить на слезу: тысячи людей пожертвовали жизнью ради этого момента.
«Андор» — великолепный сериал и один из лучших приквелов в истории кино. Без этого шоу уже трудно представить «Звездные войны»: именно в нем у Сопротивления и Империи наконец появилась глубина, именно здесь показывают страдания обычных людей во время диктатуры. Франшиза после многих творческих провалов как раз в таком нуждалась. Можно сказать, что «Андор» возвращает «Звездным войнам» былое величие и реабилитирует их статус в популярной культуре.
Вот только, возможно, подобного больше не повторится. Создатели планировали пять сезонов, но получилось снять только два: никто не был уверен, что сериал получится снимать на протяжении еще многих лет. Тони Гилрой сказал, что ни одна студия уже не одобрит производство проекта таких масштабов и не позволит снимать их с практическими эффектами. Из-за этого многие сюжетные линии — апример, строительство базы на Явине — пришлось вырезать или сильно сократить.
Сам Гилрой не планирует возвращаться к франшизе и займется своими проектами. Дальше Disney готовит к релизу сплошь блокбастеры: среди них фильм-продолжение «Мандалорца» с Педро Паскалем, комедийный боевик «Звездный истребитель» с Райаном Гослингом и приквел «Звездных войн» про первых джедаев от режиссера «Логана» Джеймса Мэнголда.
«Андор», будучи политическим триллером с малым количеством экшена, стал одним из самых успешных сериалов на стриминговом сервисе Disney+. Вероятно, студия сделает из этого какие-то выводы и точно станет выпускать больше приземленных приквелов о второстепенных героях.
А вот появятся ли в будущем «Звездные войны» от авторов, которые не боятся расширять границы саги и не относятся к фильмам Лукаса с излишним трепетом, — большой вопрос. По крайней мере, у нас останется «Андор», где в фантастических декорациях далекой-далекой галактики легко заметить подозрительно знакомое отражение реальности.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».