Суд в Екатеринбурге 14 апреля ликвидировал благотворительный «Фонд Ройзмана» — организацию, которая помогала детям с редкими заболеваниями. Таким образом судья Жанна Стекольникова удовлетворила иск управления Минюста по Свердловской области. Ведомство обвинило фонд в нецелевых тратах, при этом в самой организации обвинения отрицают.
«Фонд Ройзмана», основанный оппозиционным политиком Евгением Ройзманом, собирал деньги в том числе и на самое дорогое лекарство в мире — «Золгенсма». Его используют для лечения детей, больных спинальной мышечной атрофией.
Чем еще известен фонд, как прошло заседание суда о его ликвидации и в чём обвиняют благотворителей — в материале «Новой-Европа».
Что сегодня было в суде
Дело рассматривали в Октябрьском районном суде Екатеринбурга. Интересы фонда представлял адвокат Калой Ахильгов. Как заявил защитник, представители Минюста признали, что фонд выполнил почти половину их требований, передает местное издание It’s My City. В итоге, по словам Ахильгова, у Минюста остаются три жалобы на фонд, и даже если суд признает это нарушениями, их можно устранить.
— Для меня удивительно, что государство пытается ликвидировать фонд, являющийся его помощником, при том, какую социальную задачу он выполняет. Как правило, государство в других регионах такие фонды поддерживает, — заявил Ахильгов журналистам.
При этом адвокат добавил, что не считает преследование «Фонда Ройзмана» политическим, так как в деле, по его словам, нет политического решения высшего руководства страны или «заинтересованных лиц из Москвы». Как сказал Ахильгов, «речь идет о местечковой возне», и поэтому фонду, возможно, удастся отстоять свою позицию в том числе и в вышестоящих судах.
Адвокат в начале заседания ходатайствовал, чтобы иск оставили без рассмотрения, однако судья Жанна Стекольникова отказала ему. Гендиректор фонда Светлана Косолапова предлагала завершить спор примирением сторон, но Минюст был против.
В итоге суд в Екатеринбурге рассматривал иск целый рабочий день — с 9:30 утра до 18:00 вечера по местному времени — и постановил ликвидировать «Фонд Ройзмана», передает «Медиазона».
Директор фонда заявила, что организация, вероятно, обжалует решение суда:
— Наше отношение к решению крайне негативное, мы же понимаем к чему оно приведет. Шансы всегда есть, мы будем пытаться [обжаловать], скорее всего. Мы проработаем позицию с нашим адвокатом, — сказала Косолапова.

Рассмотрение дела по ликвидации фонда. Фото: «Медиазона»
В чём суть претензий
О том, что региональное управление министерства юстиции хочет ликвидировать фонд, стало известно 4 марта. Представители ведомства обвинили организацию в нецелевых тратах. В самом фонде обвинения отрицают и подчеркивают, что проверка, прошедшая осенью 2024 года, прошла с нарушениями.
Поводом для внеплановой проверки фонда стало письмо, где говорилось о нарушении закона со стороны организации, рассказывает It’s My City. Изначально в Минюсте отказались показать обращение или сообщить, кто был отправителем, сославшись на то, что письмо носит гриф «для служебного пользования», однако затем выяснилось, что отправителем оказался свердловский главк МВД.
Директор фонда Светлана Косолапова предполагала, что на самом деле письмо было «мифическим» и служило лишь поводом для проведения безосновательной проверки.
После этого фонд обжаловал итоги проверки и действия сотрудников Минюста в суде. Уже после подачи иска стало известно, что Минюст подал собственный иск о ликвидации организации.
— Нам не предоставили документы, на основании которых началась проверка. Затягивали с выдачей акта, не отвечали на звонки, не дали предписаний. У СМИ в распоряжении появился тот самый акт с несправедливыми обвинениями, который тут же расхватали на цитаты про алкоголь, рестораны и растраты, не интересуясь нашими документальными опровержениями. Это дает нам основание полагать, что фонд изначально хотели ликвидировать.
Фонд существует уже почти 10 лет только на пожертвования частных лиц. Не участвует в грантах, не имеет недвижимости, автомобилей, работает в съемном помещении в составе всего семи человек,
— подчеркивали в организации.
Первая претензия Минюста связана с тем, что фонд, по уверению ведомства, не вернул деньги родителям ребенка, которому собирали на «Золгенсму», — самый дорогой препарат в мире, применяемый для лечения спинальной мышечной атрофии (СМА). В 2021 году фонд собрал 222 миллионов рублей для на тот момент трехлетнего Марка Угрехелидзе из Краснодара и двухлетнего Кости Каткова из Лесного Свердловской области. Однако вскоре правительство запретило собирать деньги на лекарство от СМА всем фондам, кроме государственного «Круга добра», — организации, созданной в начале 2021 года по указу Владимира Путина, которая обеспечивает дорогостоящими лекарствами детей с редкими заболеваниями. «Фонд Ройзмана» пытался раздать средства жертвователям, которых удалось найти, однако большая сумма осталась на его счетах.
«По закону их нельзя использовать на иные нужды, кроме <нужд> этих конкретных детей. Мы даже хотели создать собственный реабилитационный центр для детей со СМА, но столкнулись с тем, что их невозможно использовать. Мы делали объявление, что готовы вернуть деньги тем, кто жертвовал в фонд, но почти никто не обратился», — говорил Ройзман.
Косолапова в суде рассказала, что сборы на самый дорогой препарат в мире были закрыты в апреле 2022 года, после чего жертвователи могли потребовать возврата средств. Фонд получил шесть заявлений на возврат, рассказывает «Медиазона»: так, мама одного из мальчиков, для которых проводился сбор, попросила перечислить собранные 88 млн рублей на строительство диспансера для долечивания онкопациентов при Первой детской больнице Екатеринбурга.
«Фонд собрал 222 миллиона на помощь двум детям так быстро! Такой фонд надо на руках носить: значит, к нему есть доверие»,
— сказал адвокат Ахильгов на заседании 14 апреля.
Помимо этого, фонду вменяют сбор денег на ремонт машины и помощь малоимущим, чей статус не подтверждается документами. Еще один эпизод связан с оплатой транспортировки врачей, арендой помещений под мероприятия и подарками врачам.
Как подчеркнул Ахильгов, эти нарушения не могут быть поводом для ликвидации благотворительной организации.

Фото: Фонд Ройзмана
Чем занимается фонд
Благотворительный «Фонд Ройзмана» был основан в 2015 году бывшим мэром Екатеринбурга и оппозиционным политиком Евгением Ройзманом. Фонд помогает людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, в том числе семьям с тяжелобольными детьми: со СМА, онкологическими заболеваниями и ВИЧ-инфицированным. В 2022 году организация участвовала в открытии первого хосписа в Екатеринбурге.
В 2021 году фонд впервые смог собрать более 150 млн рублей на дозу «Золгенсма» для тогда шестимесячного мальчика Миши Бахтина. На тот момент лекарство уже было зарегистрировано в России, и федеральный консилиум врачей одобрил его применение. Видеообращения с призывом помочь мальчику записывали известные артисты и музыканты, и деньги на препарат собрали за пять месяцев.
Самому Ройзману в 2023 году назначили 260 тысяч рублей штрафа по уголовному делу о «дискредитации» армии. Поводом для обвинений стал стрим на его ютуб-канале, в котором политик высказывался о войне в Украине. Помимо этого, Ройзмана трижды штрафовали на 50 тысяч рублей по аналогичной административной статье. В ноябре 2022 года Минюст внес Ройзмана в реестр «иноагентов».
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».