Два с половиной месяца спустя после вступления Трампа в должность кажется, что у него плохо получается выполнять свои предвыборные обещания, — например, закончить войну или победить инфляцию. А некоторые политические решения нового президента вызывают сомнения даже у его сторонников.
«Новая газета Европа» поговорила с тремя гражданами США, которые поддерживали Трампа на последних выборах, а теперь испытывают разочарование.
Дебби Кобб, 43 года, бизнес-консультант, Штат Индиана
Дебби Кобб родилась в Индиане. Ее отец служил в Вооруженных силах США, поэтому в детстве они с родителями часто переезжали. В семье девочки всегда было много военных и поддерживать «красных» было нормой: за демократов если кто и голосовал, то очень редко.
— Я выросла в довольно консервативной среде на Среднем Западе. Это Индиана, сельская местность, Республиканская партия, — объясняет женщина.
Сейчас Кобб с мужем живут в Индианаполисе, крупнейшем городе штата, воспитывают дочь. По профессии Кобб — бизнес-консультант. Экономическое положение своей семьи она описывает как «средний класс».
Женщина говорит: она голосовала за Трампа не столько из-за большой симпатии к нему, сколько из желания проголосовать против политики демократов.
— Если бы я могла, я бы проголосовала за либертарианцев, но в этом особенного смысла нет, — говорит Кобб. — Так что для меня голос за Трампа — это голос против текущего курса, против бюрократии. Кроме того, я поддерживаю идею более слабого федерального правительства, скорее это было для меня решающим фактором, а не сама фигура Трампа.
В политике Кобб нравилась его решительность и тот факт, что он не был так сильно «погружен в коррумпированную систему», как кандидаты от Демократической партии.
— Мне больше хотелось проголосовать за «аутсайдера», чем за карьерного политика, который уже погряз в коррупции, — объясняет Кобб.

Сторонник Трампа в очереди, чтобы проголосовать в день выборов в Скоттсдейле, штат Аризона, 5 ноября 2024 года. Фото: Allison Dinner / EPA-EFE
Сомневаться в своем выборе женщина начала почти сразу после того, как Трамп вступил в должность президента и начал подписывать многочисленные указы. Кобб не нравилось, с какой злостью он говорит о своих оппонентах.
— Со многими идеями Трампа я согласна, но меня отталкивает его злой тон. Нашему поколению нужен свой Мартин Лютер Кинг. Как он говорил: «Ненависть никогда не победит ненависть — ее победит только любовь», — рассуждает Кобб.
Также сомнения у Кобб вызывают тесные отношения Трампа с бизнесменом Илоном Маском.
— Возможно, во мне сейчас говорит мое детство в религиозной среде, но я думаю, что у Илона Маска слишком много власти. В нем есть что-то настораживающее, что пугает меня, — признается женщина. — С одной стороны, слово «социопат» используется слишком часто, это действительно заезженный термин. Но всё же есть в Маске что-то неладное, что-то тревожное.
Кобб по-прежнему нравится, что Трамп стремится к эффективности в политике и то, как он перераспределяет бюджет. Так, Кобб поддерживает решение президента перестать финансировать ВОЗ. Кроме того, женщина уверена, что политика Трампа, направленная на уменьшение пособий для «нелегальных мигрантов», поможет более нуждающимся гражданам внутри страны.
— У сына моего коллеги инвалидность, он не может ничего делать сам, и ему нужна будет помощь до конца жизни. При этом его семья получает очень маленькое пособие от государства. Я считаю, что именно такие люди должны получать помощь. Но демократы тратят деньги на «проблемы первого мира», — рассуждает женщина.
Голос за Трампа Кобб по-прежнему считает «меньшим из двух зол».
Поддержать независимую журналистику
Чад Купер, 50 лет, музыкант и ремесленник, Штат Гавайи
Чад Купер родился и вырос в Бостоне, штат Массачусетс, на северо-востоке США. Мужчина много путешествовал и занимался музыкой: больше 25 лет он играет психоделический экспериментальный рок в группе Sunburned Hand of the Man.
Сейчас Чад Купер живет на Гавайях, в небольшом местечке Пахоа с населением в районе тысячи человек. Помимо музыки, мужчина занимается переработкой отходов: мастерит открывашки для консервных банок и ремешки для укулеле из ненужных велосипедных камер.

Чад Купер. Фото: его личный архив
По словам Купера, он проголосовал за Трампа, потому что тот обещал закончить войну.
— Вначале я правда так думал, — говорит мужчина. — Я верил речам Трампа о мире и о мирном подходе к каждой стране.
Купера привлекало, что Трамп говорит «всё, что у него на уме»: мужчина и сам любит «выражаться откровенно». А еще Купер был убежден, что Трамп поступает правильно, пытаясь найти общий язык с теми политическими лидерами, которые считались «нерукопожатным» в США.
— Он подружился с Ким Чен Ыном и в прошлый раз, когда был президентом, пошел на беспрецедентные шаги — лично встречался с такими лидерами и вел себя довольно откровенно, — объясняет Купер.
Поворотный момент для Купера наступил достаточно быстро, всего через две недели после того, как Трамп официально вступил в должность, когда новый президент США заговорил о ситуации в секторе Газа и, в частности, высказал идею построить «Ривьеру Ближнего Востока» на территории, где сейчас проживает около 2 млн палестинцев.
— Я и до этого очень переживал из-за геноцида палестинцев, но не знал про план Трампа превратить сектор Газа во «второй Мар-а-Лаго» (частная резиденция президента во Флориде. — Прим. ред.), — признается мужчина. — Иисус ведь был палестинским евреем, верно? Он не был сионистом, и тем более он не поддерживал геноцид.
Также Купера тревожит политика Трампа в отношении коренных народов США. По мнению мужчины, президент не уважает права этих людей на свою землю и на природные ресурсы.
— Трамп очевидно продолжает отменять любые правила и нормы, связанные с защитой природных ресурсов, даже если они находятся на священных землях коренных народов, независимо от личных убеждений самих племен. Почему мы всё еще нападаем на них и забираем их землю, почему мы всё еще это делаем? — возмущается мужчина.
Несмотря на свое недовольство политикой республиканского президента, Купер убежден, что голосовать за демократов на последних выборах было бы ошибкой. По словам музыканта, Камала Харрис, кандидатка от Демократической партии, вступившая в гонку после самоотстранения Джо Байдена, ему совершенно не нравится, и даже при желании он не успел бы о ней много узнать: «она появилась в самый последний момент».
Кроме того, в кандидатуре Харрис Купера смущал тот факт, что она «постоянно меняла идентичность, то есть вела себя то как белая женщина, то как черная женщина».
Сейчас Куперу не очень нравится жить в США: он не чувствует, что может расслабиться.
— Я думал, что следующие четыре года будут мирными и спокойными, но наша страна всё еще злая и странная, — говорит он.
Марк (имя заменено), 35 лет, программист, Штат Флорида
Марк не «коренной» американец: он родился и вырос в Москвe, а в США переехал около десяти лет назад. Марк — наполовину кубинец, у него есть гражданство России и Кубы. В 2016 году мужчина решил воспользоваться еще действующим на тот момент законом, неформально названным wet feet, dry feet policy, который гарантировал обладателям кубинского паспорта возможность получить гражданство США. Уже в 2017-м программа перестала действовать, так что Марк «успел запрыгнуть в последний вагон». В 2022 году ему выдали американский паспорт.
Марк — программист, и в США он продолжил работать в этой сфере. Свои взгляды до переезда мужчина описывает как «либеральные»: Марк поддерживал и продолжает поддерживать российскую оппозицию, а после переезда в Америку начал симпатизировать демократам.
— Но потом, когда я вышел на работу, мне стали постоянно повышать зарплату: у меня много опыта и знаний. И я начал больше ездить [по стране], больше начал видеть, — делится Марк. — Я по-прежнему поддерживал принципы Демократической партии, но у меня появились некие отклонения от их курса.

Избиратель с увеличительным стеклом заполняет бюллетень на избирательном участке в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Вашингтоне, округ Колумбия, 5 ноября 2024 года. Фото: Gamal Dia
Так, например, мужчина начал сомневаться, что его налоги расходуются правильно, в частности на поддержку безработных.
— Я не понимал, почему я работоспособный человек в здравом уме, а мои налоги уходят на людей, которые сидят и ничего не делают, — размышляет мужчина.
— Я видел и знал людей, которые просто не хотят ничего делать. У них нет инвалидности или проблем с ментальным здоровьем. Я понимаю, что жизнь — это сложная штука, но все же как-то живут.
Марк стал обращать больше внимания на риторику Демократической партии в отношении ЛГБТ: мужчина говорит, что среди его друзей есть геи и лесбиянки, но обсуждать сексуальную ориентацию так часто не нужно.
На этом фоне симпатии Марка стали смещаться в сторону Республиканской партии, однако он признает, что «не очень много знает о политике и может ошибаться».
— Буквально сегодня утром я смотрел заседание в Конгрессе, — говорит Марк. — И там вот представители конгрессменов спорят о том, как друг к другу обращаться. Начинается спор, нужно ли одного из людей называть «мистер» или «миссис». Реально два взрослых седых человека спорят об этом.
А потом я вечером смотрю в новостях, как Китай кладет на дно океана кучу компьютеров. И я не понимаю, почему, например, Китай, Япония и Сингапур делают какие-то эпичные вещи, пока мы обсуждаем, кто с кем спит.
Когда пришло время голосовать, Марк выбрал Трампа, помимо всего прочего, мужчине казалось, что это кандидат, который отвечает за свои слова. После голосования появились первые сомнения. Среди прочего Марку не понравилась политика нового президента в отношении «нелегальных» мигрантов.
— У меня есть некоторое предвзятое отношение к иммигрантам из латиноамериканских стран: я сам такой, — смеется мужчина. — И у меня есть сомнение, что все люди, которые сидят в этих автобусах на депортацию, в чем-то виновны. Кого-то из них по возвращении в родную страну могут покалечить или убить. Есть авторитарные латиноамериканские страны, это везде происходит.

Избиратели на участке муниципалитета Эйвондейл-Эстейтс округа Декалб в день выборов в Эйвондейл-Эстейтс, Джорджия, 5 ноября 2024 года. Фото: Erik S. Lesser / EPA-EFE
Также Марку не нравится, что Трамп — «женоненавистник».
— Можно быть жестким, но при этом вести себя нормально, воспитанно. Но он этого не делает. Плюс эти старые истории с порноактрисами не добавляли [уверенности], — признается мужчина.
Еще один аспект новой президентской политики, который вызывает у Марка сомнение, — вовлеченность Илона Маска в государственные дела.
— У меня и у многих есть ощущение, что страной руководит не Трамп, а Маск, — говорит Марк.
— Если бы у меня был выбор проголосовать за какого-то другого кандидата и он не был бы безумным стариком, как те двое, из кого мы выбирали, то я бы проголосовал за кого-то другого, — признается Марк.
Камалу Харрис мужчина не воспринял как достойную оппонентку Трампу, но признался, что скорее просто не очень много про нее знает.
— Вообще, было бы классно, если бы пришла какая-то женщина с сильной рукой, — рассуждает Марк. — Не хочу говорить, как Маргарет Тэтчер, потому что ничего не знаю о ее политике, но за ней закрепился вот этот образ железной леди. Это было бы неплохо. Но сейчас у нас пока что железный мужчина.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: contact@novayagazeta.eu
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».