На прошлой неделе в телеграм-канале одиозного российского подразделения ДШРГ «Русич» появился пост, автор которого хвалит пропагандистский ролик украинского производства. На видео актеры, наряженные в камуфляж «цифра», с видимым удовольствием расстреливают своих пленных противников, затем нападают на жилой дом, где избивают женщин и увозят с собой детей в «буханке», отмеченной буквой Z. «Join to the Russian army», — сообщается в финале видео (англоязычная формулировка некорректна, подразумевается призыв «Join the Russian army» или «Присоединяйся к российской армии». — Прим. ред.).
«Вот так должна выглядеть реклама службы по контракту в Вооруженных Силах», — прокомментировали видео на канале «Русича».
Брутальный ролик, очевидно, понравился представителям подразделения, ведь он буквально про их будни. Бойцы «Русича» обожают хвастаться своими кровавыми похождениями, это часть их публичного образа. Так, командир подразделения Алексей Мильчаков неоднократно публично называл себя нацистом, издевался над трупами убитых и раздавал рекомендации «по утилизации военнопленных ВСУ». Его бывший соратник Евгений «Топаз» Рассказов тоже неоднократно рассказывал о своих деяниях. Например, о том, как якобы изнасиловал и убил украинскую девушку. А один из командиров подразделения Ян Петровский уже отбывает пожизненное в Финляндии как военный преступник. По версии следствия, он вместе с однополчанами убил два десятка украинских военнопленных.
В околовоенной и Z-среде к «Русичу» сложилось неоднозначное отношение. В прошлом представители ДШРГ были тесно связаны с ЧВК «Вагнер», которым руководил Дмитрий Уткин, известный своим преклонением перед Третьим рейхом. Так что, с одной стороны, «Русичу» симпатизировали некоторые ультраправые из рядов российской армии и ЧВК «Вагнер». С другой стороны, системные «игроки» их пытались не замечать, слишком уж неудобные.
29 марта 2025 года на ту самую публикацию «Русича» неожиданно обратил внимание милитари-блогер Александр «Разведос» Арутюнов. Арутюнов, бывший боец спецназа, вещает на ютубе уже много лет и рассказывает своим подписчикам об оружии, экипировке и военной подготовке вообще. Все эти годы он никак не комментировал деятельность подразделения, но новый ролик его задел:
«Лично я считаю, что пост канала ДШРГ “Русич”, приведенный выше, дискредитирует образ нашего Солдата-Освободителя. Поэтому я смею полагать, что это повод для уголовного разбирательства. И я сделаю все возможное, чтобы его инициировать», — сообщил в своем телеграм-канале Арутюнов, но тут же смягчился: «Оказывается, чтобы высер ДШРГ “РУСИЧ” приняли за дискредитацию, нужно писать заявление. С моим графиком это очень сложно, но попробуем».
Волну негодования подхватили подписчики-военные, чьи рецензии Разведос начал немедленно репостить. Всего около десяти посланий в духе «мы в шоке» и «они ничем не лучше “Азова”». Общий вайб: «Мы боремся с неонацизмом, но сами они кто?»
Подключись и коллеги-блогеры. Небольшой Z-канал TRIPLEX поддержал Арутюнова и сообщил, что деятельность «“Русича” — это роспись на публику в собственных преступлениях, в понимании воинской службы в качестве сафари на людей и убийства, откровенной дискредитации России» (орфография и пунктуация авторские. — Прим. ред.). Авторы публикации призвали провести «жесточайшую проверку подразделения военной прокуратурой с последующим трибуналом, реальными сроками и расформированием подразделения».
В другом Z-канале, Hard blog, рассказали, что «сажать участников группировки за организацию экстремистского сообщества пока нецелесообразно», поскольку те все равно «заключат контракт с МО и соскочат с зоны». Как пишет Hard blog, было бы умнее после войны «просто разоружить выживших и отправить сидеть», ведь всю доказательную базу они подготовили и опубликовали сами.
Наконец, автор полумиллионного телеграм-канала «Fighterbomber» заявил, что всегда считал ДШРГ «Русич» проектом украинских спецслужб, созданным для «дискредитации армии России», поэтому не комментировал их заявления. «Оказывается, я ошибался», — написал блогер. И добавил:
«Я лично не собираюсь писать какие-то заявления в Спортлото и т. д, ибо я ж сообразительный, я ж понимаю что если это подразделение и этот канал существует, значит он полностью устраивает и МО и все надзорные органы. Значит так надо. Значит действительно таков образ русского солдата» (орфография и пунктуация авторские. — Прим. ред.).
Буря в стакане, вероятно, очень веселит бойцов «Русича». На выходных они написали в своем телеграм-канале, что «мнение тыловых “специалистов” их не интересует», и они полностью уверены в собственной безнаказанности: «Все равно ничего не выйдет — кишка тонка».
Ранее приструнить «Русич» неоднократно пытались разные представители патриотической общественности, более респектабельные, чем блогер-камуфляжник. Например, в июне 2022 года депутат Госдумы Анатолий Вассерман обратился в Следственный комитет, заявив, что боевики могут быть причастны к военным преступлениям. Эффект был нулевым.
В августе 2023 года на «Русич» обратила внимание главред прокремлевского издания «Regnum» Марина Ахмедова. Она посочувствовала арестованному в те дни Яну Петровскому из «Русича», но раскритиковала действия самого подразделения. Объявила их нацистами, шантажирующими власть. «Участие в боевых действиях на Донбассе с 14-го года вовсе тут не индульгенция нацизму», — написала она (стилистика автора сохранена). В ответ Мильчаков пригрозил ей уголовным делом за дискредитацию армии. Ахмедова промолчала.
В январе 2025 года бойцы подразделения повздорили с основателем Национально-освободительного движения (НОД) депутатом Госдумы Евгением Федоровым. Как-то единоросс заявил, что «националисты — враги многонационального российского государства», после чего бойцы ДРШГ публично уведомили о том, что могут «зарезать его (Федорова), как собаку, и им ничего не будет». Депутат обвинил нацистов в работе на США, но не стал отвечать на вопрос, собирается ли он обращаться в правоохранительные органы по поводу угроз в свой адрес.
Единственным, кому удалось дотянуться до «Русича», неожиданно стал командир «Ахмата» Апти Алаудинов, чье подразделение все время на передовой, но в решающий момент никак не может добраться до цели. 6 января Алаудинов лично встретился с Мильчаковым, пожал ему руку, назвал братом и, кажется, даже подарил ему сувенир — нож. Командиры договорились сотрудничать в общих интересах. «Мы нашли общий язык и все обсудили», — грустно сказал Мильчаков, глядя в камеру в руках Алаудинова.
Но, кажется, ему мало кто поверил.

Апти Алаудинов и Алексей Мильчаков. Фото: @dshrg2 / Telegram
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: contact@novayagazeta.eu
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».