Независимый исследовательский проект OutRush опубликовал отчет «Остаться нельзя вернуться», в котором исследователи из European University Institute, Scuola Normale Superiore, Stanford University изучили статистику о мобильности, интеграции и динамике российской эмиграции.
Данные, насколько это возможно, дают ответы на вопросы: где живут люди, уехавшие из России после начала войны в Украине, насколько они интегрировались в новое общество, в каких отраслях работают, интересуются ли событиями на родине, счастливы ли они и собираются ли возвращаться назад. «Новая-Европа» пересказывает главное из исследования.
Глубокое несогласие с политикой
За период с лета 2023 по лето 2024 года в Россию вернулись 8% эмигрантов, еще 21% переехали в другие страны. На следующий год, согласно исследованию OutRush, планы такие: вернуться на родину собирается только 5% российских эмигрантов, а 28% планируют лишь сменить страну проживания за пределами России.
Исследователи считают, что данные по возвращению эмигрантов служат, в том числе, и политическим целям: это позволяет России «представить ситуацию в стране как стабилизировавшуюся после кризисных событий 2022 года».
Сегодня существуют разные оценки количества вернувшихся, цифры варьируются от 10 до 45%, однако многие из этих исследований ненадежны, отмечают в OutRush.
Исследование OutRush состоит из четырех волн опросов; в последней, с июля по ноябрь 2024 года, приняли участие 8590 российских эмигрантов из более чем 100 стран.
На основании данных официальной статистики принимающих стран в OutRush делают вывод, что
из России в 2022–2023 годах уехали 800 тысяч человек.
В краткосрочной перспективе авторам проекта «кажется маловероятным» повернуть вспять «утечку мозгов» из России.
54% тех, кто не планирует возвращение в ближайший год, допускают такую возможность «однажды в будущем», но это зависит от политических изменений в России.
Выяснилось, что только для 32% россиян одной из ключевых причин отъезда были риски военной мобилизации. Для большинства же эмиграция связана «не только с опасением мобилизации, но и с глубоким несогласием с политикой российского правительства», то есть возможное возвращение в будущем «требует не только гарантий безопасности, но и долгосрочных политических и социальных изменений в стране».

Россияне в аэропорту имени Вацлава Гавела в Праге, Чешская Республика, 31 мая 2021 года. Фото: Martin Divisek / EPA-EFE
«Возвращение в Россию — это значит всё начинать сначала. Нет, не хочу. Может быть, если политический строй изменится, начнут строиться демократические институты и т. д. Но я к этому времени уже на пенсии буду. Может быть, доживать приеду, но это не точно».
Уже стало фактом, что масштабная российская эмиграция оказывает экономическое влияние и на принимающие страны: «Сообщается о буме IT-сектора в Армении и сферы сервиса в Грузии и других странах СНГ, открытии многочисленных и разнообразных предприятий в Сербии, сферы общепита в Аргентине, а также о влиянии на цены и рынок аренды жилья в Бразилии, Армении, Грузии и некоторых других странах».
Куда едут
Страны, в которых проживают уехавшие после 2022 года россияне, в проекте OutRush условно поделены на три группы:
- страны, из которых россияне не уезжают / не хотят уехать в ближайший год;
- страны, из которых россияне скорее не уезжают / скорее не планируют отъезд в ближайший год;
- страны, из которых уезжают / планируют уехать в ближайший год.
Германия, Испания, Нидерланды и США — это страны, из которых за прошедший год уехало минимальное число россиян: только около 1%
Российские эмигранты стремятся задержаться в странах с развитой экономикой и демократическим режимом управления, несмотря на то, что легализация тут требует больших усилий и ресурсов, а интеграция не всегда происходит быстро и успешно.
Более 80% российских эмигрантов в этих странах в 2023 году сообщили, что доверяют местным правительствам и почти никто из находящихся в этих странах не опасался политических преследований с их стороны.
Планируют переезд в ближайший год: из США — 4%, из Германии — 6%, из Испании — 10%.
«Германия — сложная для интеграции страна, но я уже достаточно много усилий вложил в изучение языка, и будет жалко своих усилий, потраченных на это. Так что готов переехать, только если будет что-то радикально несовместимое со мной».
Вторая группа стран, в которой россияне скорее хотят задержаться, это Израиль, Аргентина и Сербия
Из Израиля в 2023–2024 годах уехали 13% россиян, из Сербии — 16%. Планируют в ближайший год переезд из Израиля (16%) и Аргентины (15%), больше — из Сербии (20%).
В страны этой группы россиянам легко въехать, поэтому зачастую они рассматриваются только как «транзитные». Однако Аргентина и Сербия стали примером того, как из временного пристанища можно стать местом для длительного проживания «благодаря возможностям легализации и другим благоприятным для жизни условиям».
«Я выбрала Израиль, потому что могла в нём получить гражданство и чувствую сильную связь со страной. Но мне нелегко дается иврит, есть момент исполненности давней мечты: галочка уже поставлена, в стране много сложностей. Поэтому если я буду чувствовать, что Израиль перестает быть страной, в которой я могу видеть свое будущее, именно из-за того, что в нём я снова становлюсь молчаливым меньшинством, я, вероятно, рассмотрю вариант переезда».
«В Аргентине нет сложностей с документами и много конституционных законов, защищающих мигрантов, а учитывая климат, несмотря на инфляцию, покидать эту страну в ближайшие пять лет я не планирую».

Молодые люди в районе Бока, Буэнос-Айрес, Аргентина, 17 января 2024 года. Фото: Juan Ignacio Roncoroni / EPA-EFE
Сербия оказалась самой популярной страной для вторичной эмиграции среди российских эмигрантов: в Сербию переезжают около 22% всех, сменивших страну.
Причины: низкий уровень дискриминации, предсказуемое миграционное законодательство, а также развивающиеся русскоязычные сервисы и сообщества.
«Я долго искал хорошую европейскую работу под свои навыки и нашел ее в Сербии. Я вложил много сил в свою эмиграцию, и в Россию я вернусь, только если меня уволят и кончатся все деньги и легальные возможности пребывания здесь».
Третья группа, или страны, из которых россияне уезжали в прошлом году и планируют уезжать в будущем: здесь на первом месте Турция, за ней следуют Грузия, Армения, Казахстан и Черногория
Из Казахстана хотят уехать 40% эмигрантов, из Турции и Армении — 47%, из Грузии хотят переехать более половины — 58%.
С чем это связано: более 80% эмигрантов в Турции и Грузии сообщали в 2023 году о своем неустойчивом правовом положении. Также россияне часто жалуются на опасения политических преследований со стороны правительств. При этом проживающие в этих странах эмигранты относительно часто решаются вернуться обратно в Россию: 10–15% вернувшихся в Россию находились в этих странах.
«Уже переехали из Грузии, поняв, что шансов на гражданство нет, а политическая обстановка ухудшается».

Мурал в старом городе Тбилиси, Грузия, 22 мая 2023 года. Фото: Zurab Kurtsikidze / EPA-EFE
«Люблю Турцию, но после начала войны возможность получить гражданство для меня испарилась…Так что сейчас в прострации. Думаю про переезд в Сербию, которую совершенно не люблю, зато там хорошие перспективы гражданства».
Тем не менее, в Грузию и Армению всё еще приезжают много россиян, как и непосредственно из России, так и из других стран: из всех сменивших страну респондентов около 11% переехали либо в Грузию, либо в Армению.
Россия лишилась почти 40% айтишников
Профессия в IT — в топе специальностей среди переехавших россиян: это 41% или примерно 344 тысячи из 800 тысяч уехавших. Проект OutRush отмечает, что их оценка числа уехавших сотрудников IT-сферы в три раза больше, чем данные Минцифры РФ.
«Если принять во внимание общее число IT-специалистов в России (850 тысяч), то это около 40% всего числа “айтишников” в стране на 2023 год. Не удивительно, что настолько массовая эмиграция IT-специалистов привела к их дефициту в стране», отмечают авторы проекта.
Как оказалось, IT-специалисты уезжают из России совсем не в поисках лучших экономических условий. Около 80% всех IT-специалистов среди главных причин своей эмиграции указывают несогласие с политическим курсом страны, 37% говорят о рисках мобилизации, и только 19% сообщают о больших образовательных и карьерных возможностях.
«В этом смысле привлечь их обратно в Россию более хорошими условиям труда и даже обещанием брони от мобилизации гораздо сложнее, чем серьезными политическими изменениями», делают вывод социологи.
«Сегодня возможность избежать мобилизации есть, завтра ее может не быть. Пока есть силы и востребованная профессия, будем искать хорошую страну для детей».

IT-специалист за работой. Фото: Максим Мишин / Агентство Москва
Страны, которые российские айтишники чаще всего выбирают для проживания: Кипр (71%), Испания (59%), Португалия (58%), Сербия, Нидерланды и Великобритания (по 56%), Уругвай (52%), Черногория (49%) и Армения (48%).
Искусство, наука и журналисты
Почти каждый пятый в эмиграции — 21% — это представитель искусства и культуры, науки и образования, а также медиасферы. В выборке проекта OutRush оказалось около 9% представителей науки и образования, 7% искусства и культуры, и 5% журналистики и медиа. В пересчете это около 72 тысяч, 56 тысяч и 40 тысяч человек соответственно.
Как и IT-специалисты, 80% из них покинули страну из-за политических рисков. Потенциальное политическое преследование отправило в эмиграцию около 40% журналистов и сотрудников медиа.
Какие страны привлекают российских эмигрантов, занятых в научной сфере: Франции (24%), Израиль (16%), Германия (14%), Турция и Черногория (по 12%).
Эмигрантов из сферы искусства и культуры больше всего во Франции (21%) и Великобритании (13%). Обе страны предлагают специальные визовые программы для талантливых профессионалов.
Во Франции действует программа Passeport Talent, которая обеспечивает деятелям искусства и культуры долгосрочный вид на жительство. В 2023 году россияне получили 4 632 таких виз (на 11,9% больше, чем в 2022 году).
Великобритания также предлагает визу Global Talent, позволяющую работать в стране до пяти лет. В 2022 году россиянам было выдано 397 таких виз, что в 5,5 раза больше, чем в 2021 году.
Россияне, занимающиеся искусством и культурой, встречаются и в других странах, но меньше: Аргентина (11%), Польша (10%), Мексика и Грузия (по 9%), а также Казахстан (7%).
Бизнес
17% опрошенных российских эмигрантов до отъезда из страны владели бизнесом. Значительная часть из них столкнулась с потерей своего дела: 58% не удалось его сохранить, однако 42% продолжают успешно вести его за границей.
Только примерно 7% уехавших начали вести собственный бизнес после переезда, еще 28% планируют открыть свое дело в будущем, 30% совсем не рассматривают такую возможность.
Интересно, что владельцы собственного бизнеса реже стремились в эмиграцию в 2022 году, они эмигрировали в 2023 году и позже. Социологи объясняют это тем, что владельцам бизнеса потребовалось больше времени для его закрытия или перемещения.
В эмиграции россияне открывают бизнес в разных сферах: от ресторанов и торговли до сферы услуг и IT.
Считается, что Аргентина и Бразилия, вместе с Испанией и США, являются для российских эмигрантов наиболее привлекательными направлениями для открытия бизнеса. За ними следуют Черногория, Сербия, Грузия и Турция.
Что российским эмигрантам не нравится за границей?
Около 21% российских эмигрантов вынуждены были сменить страну в 2023–2024 годы из-за неблагоприятных социальных и юридических условий. Еще 28% планируют переезд в другие страны в течение следующего года.
Среди факторов переезда и возвращения: дискриминация в стране проживания и неопределенность возможностей легализации. Такими странами оказались Грузия и особенно Турция, ставшие в первое время после войны центрами притяжения. В 2023–2024 годы из этих стран уехало около половины российских эмигрантов. При этом доверие к правительствам принимающих стран снизилось с 63% в марте 2022 года до 52% в июле–ноябре 2024 года. Например, согласно последней волне опроса, 86% российских эмигрантов не доверяют властям Грузии.
Авторы опроса сделали вывод, что это может быть связано с бюрократическими сложностями, политикой этих стран в отношении России и Украины, а также опасениями преследований.
В то же время эмигранты из России сталкиваются с меньшим уровнем дискриминации: если в 2022 году на дискриминацию жаловались 24%, то в 2024 году об этом говорили только 14%, хотя в отдельных странах проблемы остаются.
Важным центром вторичной эмиграции стала Сербия:, сюда с 2023 по 2024 год переехали 22% эмигрантов, сменивших страну проживания. Считается, что в Сербии низкий уровень дискриминации, предсказуемое миграционное законодательство и растущее русскоязычное сообщество. За 2023–2024 год только 16% эмигрантов уехали из Сербии, и только 20% планируют переехать из Сербии в ближайшее время.
Счастье, покупки и интеграция
Больше половины участников опроса сказали, что ощущают себя в эмиграции счастливыми. В этом смысле наблюдается положительная динамика: уровень удовлетворенности жизнью в эмигрантской среде вырос с 41% в 2023 году до 46% в 2024 году, а доля тех, кто часто или регулярно чувствует себя счастливым, увеличилась с 48% до 53%.
Негативные эмоции, соответственно, снижаются: число тех, кто часто испытывает грусть, сократилось с 41% до 34%, также уменьшилась доля людей, постоянно ощущающих одиночество, — с 33% до 29%.
Доля российских эмигрантов, кто может позволить себе крупные покупки, выросла с лета 2023 года на 7% и достигла 62%.
Авторы опроса отмечают успехи российских эмигрантов в интеграции: большинство респондентов уже владеет английским в англоязычных странах, а 61% эмигрантов изучают язык страны проживания, особенно в Европе и странах Латинской Америки.
При этом уровень изучения языка значительно различается в зависимости от страны и местного языка. В Великобритании 80% опрошенных уже свободно говорят на английском, а остальные 20% продолжают его изучать, В США 60% респондентов владеют языком, еще 32% учат его. В Канаде — 57% уже говорят, а 43% учат. В Италии (64%) и Франции (67%) эмигранты учат местный язык, а в Германии этот показатель достигает 79%. В Латинской Америке: в Бразилии 65% эмигрантов учат португальский, испанский в Аргентине учат 80%, а в Уругвае — 85%.
В странах, где нет практической необходимости учить местный язык, так как русский понимает хотя бы часть населения, показатели обучающихся языку гораздо меньше. В итоге в Сербии на местном свободно говорят 10% эмигрантов, в Турции — 13%, в Армении — 2%, в Грузии — 1%, в Казахстане — 2%.
Неудивительно, что изучение местного языка не является для россиян приоритетом в странах, которые они рассматривают как временные. В Кыргызстане местный язык учат 28%, во Вьетнаме — 25%, в Узбекистане — 18%.
Россияне оказались довольно коммуникабельными эмигрантами. Среди опрошенных очень высокое — до 80% — доверие к местным жителям, а 46% отмечают укрепление социальных связей: в стране проживания у них появилось три и более близких знакомых.
При этом большинство российских эмигрантов — 77% — продолжает общаться преимущественно с русскоязычными.
Связь с Россией
Подавляющее большинство российских эмигрантов — 90% — поддерживают регулярный контакт с родными в России. При этом количество обсуждающих политику во время таких разговоров снизилось на 11%.
Растет и число поездок в Россию: в 2024 году на родину наведывались 24% эмигрантов (в 2023 году эта цифра составляла 13%). Еще столько же планируют поездку в будущем. Из-за рисков мобилизации мужчины ездят в Россию значительно реже, чем женщины.
Согласно данным OutRush, чтобы быть в курсе событий в России, 82% уехавших активно потребляют информацию из российских независимых медиа («Медуза», «Новая газета Европа», и т. д.) и только 5% обращаются к российским государственным медиа («Первый канал», «Россия сегодня» и т. д.). Есть интерес к международной и местной повестке: 39% опрошенных читают медиа на английском языке (BBC, CNN и т. д.) а 24% — на языке страны пребывания. Не следят за новостями только 5% респондентов.

Российский специальный правительственный самолет Ил-96 приземляется в аэропорту Внуково в Москве, Россия, 31 мая 2021 года. Фото: Сергей Ильницкий / EPA-EFE
Интерес к российской политике проявляют 85% опрошенных, за два года этот показатель уменьшился на 7% (с 92% в 2022 году). Интерес к местной политике, напротив, вырос на 7%: с 61% до 68%.
Несмотря на высокую политическую активность среди эмигрантов, интенсивность протестной активности продолжает снижаться, хотя многие всё еще занимаются активизмом.
Причины: 71% опасаются преследований со стороны России, а 24% боятся давления в странах проживания.
41% эмигрантов проголосовали на выборах президента России в 2024 году, несмотря на логистические сложности и многочасовое ожидание.
Почему (не)возвращаются
Опрос OutRush выявил следующие причины, по которым эмигранты возвращаются в Россию: невозможность найти за границей хорошую работу (34%), неудовлетворенность страной пребывания (32%), тоска по России (34%).
При этом больше половины вернувшихся в последний год в Россию респондентов (52%) сказали, что вернулись по «комплексу индивидуальных причин, который сложно охарактеризовать каким-то единым фактором».
Авторы опроса отмечают, что не выявили практически никаких различий между эмигрантами, которые остаются за границей, и теми, кто планирует вернуться в Россию. На это не сильно влияет гендер, возраст, доход, образование, наличие детей, наличие друзей в эмиграции, типы трудоустройства или опыт дискриминации в странах пребывания.
«Одними из немногих значимых факторов для решения не возвращаться в Россию в ближайший год является страх репрессий и политическая активность. Только 4% тех, кто боится репрессий, собирается вернуться в Россию в следующем году, против 8% тех, кто не боится репрессий», отмечают авторы проекта.
Еще одним препятствием для возвращения является изначальная причина эмиграции: те, кто эмигрировал по политическим причинам, менее склонны планировать возвращение в сравнении с другими эмигрантами.
«Я испытываю резкое неприятие всего, что сейчас происходит в России. При выборе остаться во внутренней эмиграции в другой стране или переехать в третью и вернуться в Россию я практически гарантированно выберу первые варианты (внутренняя эмиграция в другой стране или переезд в третью)».
«Политическая обстановка в России на 90% повлияла на решение об отъезде. Без изменений в этой сфере о возвращении не может быть и речи».
Таким образом, среди кандидатов на возвращение больше тех, кто уехал из-за опасения мобилизации (5%), а также по семейным обстоятельствам (12%) или в поисках лучших возможностей (5%).
А вот уехавшие по политическим причинам склонны ожидать изменения политического режима, игнорируя другие факторы:
«Если в России продолжаются военные действия и власть осталась прежней, то никакой речи о профессиональных преимуществах быть не может. Это взаимосвязанные процессы. Если политическая ситуация в России останется без изменений, то в мире точно найдется хотя бы одна страна, условия жизни в которой будут лучше».
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: contact@novayagazeta.eu
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».