В марте в Португалии разразился политический кризис после того, как премьер-министр страны Луиш Монтенегру пошел ва-банк и вынес на голосование вотум доверия самому себе. Этот шаг стал ответом на обвинения в конфликте интересов между премьером и консалтинговой фирмой, которая официально записана на его семью. Голосов в парламенте у правительственной коалиции было меньше половины, что привело к закономерному результату — роспуску Ассамблеи Республики.
Таким образом, страна готовится в этом мае уже в третий раз за последние четыре года отправиться на избирательные участки, чтобы попробовать сформировать более устойчивое правительство.
Однако тренд последних лет показывает, что задача эта будет непростая. Традиционная для Португалии конкуренция консерваторов из «Демократического альянса» и левоцентристов из Социалистической партии теперь осложняется ростом уровня поддержки малых партий и в особенности ультраправой Chega («Хватит!»). На последних выборах она смогла набрать почти 20% голосов, получив свой самый высокий результат в истории страны.
Что привело к краху правительства Монтенегру, как изменится расклад сил в парламенте Португалии и смогут ли ультраправые улучшить свое положение на выборах в мае — специально для «Новой-Европа» разбирался независимый журналист Александр Горский.
Опять на участки
Португалии к скандалам в политической жизни не привыкать. В последние несколько лет уже произошло, казалось бы, всё что можно. В 2023 году премьер-министр страны, а сегодня председатель Европейского совета Антониу Кошта подал в отставку на фоне подозрений в коррупции, позднее, правда, полностью снятых. За последние два года депутаты Ассамблеи Республики попадались на краже чемоданов, пьяном вождении, интимной связи с несовершеннолетним, а у следствия возникали вопросы по госконтрактам и другим подозрительным сделкам с участием чиновников. Поэтому неудивительно, что за нынешним политическим кризисом в стране стоит как раз очередной скандал, и снова с участием премьер-министра, только на этот раз Луиша Монтенегру.
В начале 2025 года Монтенегру попал на первые полосы газет в связи с обвинениями в конфликте интересов и протекции консалтинговой фирме Spinumviva, связанной с его семьей. Согласно сообщениям СМИ, Spinumviva продолжала получать платежи от клиентов, включая оператора казино Solverde, даже после того, как Монтенегру вступил в должность премьер-министра и официально переписал фирму, которую сам же и основал в 2021 году, на жену и детей. У журналистов, португальского общества, а теперь и следствия возникли вопросы, не получал ли политик персональную выгоду от взаимодействия с Spinumviva, особенно учитывая, что среди ее клиентов были победители тендеров и обладатели госконтрактов.
Обвинения в конфликте интересов, злоупотреблениях серыми зонами законодательства и нарушениях политической этики привели к неожиданному ходу: Монтенегру вынес вотум доверия своему кабинету на голосование парламента Португалии. «Стране нужны политические разъяснения, чтобы положить конец атмосфере инсинуаций и интриг», — заявил глава страны депутатам.
Учитывая то, что его правительство не обладало большинством в Ассамблее Республики, исход легко можно было предугадать: доверия к правящей коалиции у парламента не нашлось.
В этой ситуации у президента страны Марселу Ребелу де Соуза не осталось выбора, кроме как объявить очередные внеочередные выборы, третьи за неполные четыре года. 18 мая португальцы отправятся на избирательные участки, чтобы выразить теперь уже свой вотум (не)доверия Монтенегру.

Премьер-министр Португалии Луиш Монтенегро беседует с прессой после отклонения предложения о доверии правительству в парламенте Португалии в Лиссабоне, Португалия, 11 марта 2025 года. Фото: Jose Sena Goulao / EPA-EFE
Победа о двух концах
Однако не только обвинения в коррупции и конфликте интересов послужили причиной провала португальского правительства правоцентристов, но и в целом сложившаяся ситуация в политической системе страны. Трудно руководить правительством, когда твоя партия контролирует только около трети мест в парламенте. Особенно на фоне политической поляризации общества и попыток оппонентов заработать политические очки на твоей слабости.
На выборах 2024 года правоцентристский консервативный «Демократический альянс» Монтенегру вырвал минимальную победу у социалистов (28,8% против 28%), что стало ответом «революции гвоздик» на почти десятилетие левоцентристов у власти в Португалии. Победа хоть и была триумфальной, но и принесла свои проблемы: новому премьеру необходимо было сформировать правительство в условиях, когда Партия социалистов и крайне правые популисты из партии Chega («Хватит!») контролировали 128 из 230 мест в парламенте. Коалицию с Chega Монтенегру решительно отмел, а серьезных переговоров с социалистами не проводилось. В результате новый премьер решил управлять страной, оставаясь правительством меньшинства, то есть и не пытаясь сформировать коалицию из достаточного количества парламентских партий. Другого выбора у Монтенегру просто не оставалось.
К концу 2024 года эта миссия стала казаться обреченной на провал в связи с тем, что встал вопрос о принятии бюджета на будущий год. Голосов под этот важный законопроект у Монтенегру не хватало, а другие партии не спешили поддерживать внесенное правительством предложение. Однако помощь пришла с неожиданной стороны: социалисты, опасавшиеся назначения внеочередных выборов, в полном составе воздержались при голосовании, что позволило правительству победоносно одобрить проект бюджета, даже несмотря на сопротивление остальных политических сил.
Лидер Партии социалистов Педру Нуну Сантуш тогда заявил, что этот ход не являлся «поддержкой правительства», а всего лишь признанием, что «страна должна функционировать», — таким образом проблему с бюджетом Монтенегру удалось решить.
Однако коррупционные беды Португалии настигли премьера в начале этого года и вынудили еще раз рискнуть и объявить голосование по вотуму доверия. Монтенегру пошел на этот шаг, понимая, что с высокой вероятностью провалит голосование. Но этот вариант его вполне устраивал.
Дело в том, что, несмотря на очередной скандал, поддержка правоцентристского «Демократического альянса» Монтенегру держится сейчас в районе 31–32% голосов, даже немного опережая свой результат 2024 года.
Избиратели, недовольные низкими зарплатами и ростом стоимости жизни, усугубившимися в прошлом году инфляцией и кризисом в сфере жилья, продолжают считать, что правоцентристы еще не исчерпали свой мандат на реформы, и готовы снова доверить им возможность прийти первыми в выборах в мае. Социалисты, правившие в Португалии многие годы до этого, в рейтингах снова отстают.
Крайне правые провалы
Однако не одними сторонниками Монтенегру богата правая сторона политического спектра Португалии. Партия Chega также в последнее время демонстрирует рекордные уровни поддержки, а на выборах 2024 года смогла набрать почти 20% голосов, что в сравнении с их результатом в 1,3% в 2019 году стало триумфальной победой. Традиционная для популистов антимиграционная риторика вкупе с призывами очистить страну от коррумпированных элит добавляет веса этой политической силе в преддверии голосования в этом мае.
Казалось бы, что на фоне желаний перемен, скандала с фирмой семьи нынешнего премьера Португалии и общего европейского разворота вправо Chega должна представлять собой угрозу традиционным партиям на предстоящих выборах. Однако избиратели судят не только по громким слоганам, но и по репутации политиков. А с этим у португальских ультраправых дела в последнее время идут не очень.

Сторонники ультраправой партии Chega поют национальный гимн во время демонстрации, организованной партией «Против неконтролируемой иммиграции и отсутствия безопасности на улицах Португалии», в Лиссабоне, 29 сентября 2024 года. Фото: Jose Sena Goulao / EPA-EFE
Chega оказалась в центре трех громких скандалов, связанных с поведением некоторых из ее представителей. Сначала страну потрясло поведение чемоданного воришки Мигеля Арруды, депутата Chega в национальном парламенте, которого поймали с поличным за кражей чужого багажа из аэропорта Лиссабона.
Затем Жозе Паулу Соуза, депутат регионального законодательного собрания от ультраправых на Азорских островах, попался на пьяном вождении. Содержание алкоголя в его крови было в два раза выше установленного законом предела, после которого наступает уголовная ответственность.
Наконец, последним отличился Нуно Пардала Рибейру, вице-президент Chega по Лиссабонскому округу. Прокуратура предъявила ему обвинение за интимную связь с 15-летним мальчиком. Политику теперь грозит до пяти лет лишения свободы.
При каждом новом скандале лидер Chega Андре Вентура обрушивался с критикой на своих соратников, исключал их из партии, а в случае с Рибейру даже выступал за введение химической кастрации для педофилов. «Chega не может говорить одно, а делать другое», — заявил Вентура в попытке выправить подпорченную репутацию партии.
Но успеха эти усилия не принесли. Опросы общественного мнения сейчас дают ультраправым 16–17%, а 42% респондентов заявляют, что их мнение о Вентуре в последнее время ухудшилось.
Электоральные надежды
В этой ситуации премьер Португалии Монтенегру пошел ва-банк и сделал ставку на переформатирование парламента на новых выборах. Хаос в рядах Chega дают ему основание надеяться, что поддержка ультраправых останется на том же уровне, если не снизится. При этом малые партии пока не могут похвастаться значительными успехами, а провальные итоги декады правления социалистов всё еще свежи в памяти избирателей.

Лидер Chega Андре Вентура выступает во время представления предложения о доверии правительству в португальском парламенте в Лиссабоне, 11 марта 2025 года. Фото: Jose Sena Goulao / EPA-EFE
Однако даже если смотреть на самые оптимистичные прогнозы для консерваторов, их уровень поддержки достигает максимально 37,7%, что недостаточно для формирования правительства без привлечения другой крупной силы или нескольких малых партий.
Таким образом, Португалия может опять оказаться в ситуации правительства меньшинства под руководством правоцентристов. И после этого останется только один вопрос: когда случится следующий скандал, который снова ввергнет страну в политический кризис.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: contact@novayagazeta.eu
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».