СюжетыОбщество

Завод в Крыму сжигает медицинские отходы, загрязняя воздух и воду

Владельцы заработали более миллиарда на госконтрактах, жители требуют закрыть предприятие

Завод в Крыму сжигает медицинские отходы, загрязняя воздух и воду

Мешки с отходами на территории «МедВейстКрым» во время проверки. Фото: Щелкино Official / VK

Жители населенных пунктов рядом с городом Щёлкино в аннексированном Крыму годами жалуются на выбросы токсичных отходов заводом «МедВейстКрым» (МВК). Несмотря на обещания властей разобраться и периодические проверки, предприятие продолжает работать.

«Новая газета Европа» подсчитала, что за последние восемь лет группа компаний, связанных с владельцем МВК, заработала более трех миллиардов рублей, из них более миллиарда — на госзакупках.

Экологический беспредел

В декабре 2024-го жители города Щёлкино и соседних населенных пунктов записали видеообращение к Бастрыкину и назначенному после аннексии главе Крыма Сергею Аксенову. Они заявили, что «МедВейстКрым» более четырех лет «круглосуточно» выбрасывает в атмосферу «зловонный черный сажевый дым на территории «Стройбазы» (бывшая Крымская АЭС).

По словам местных жителей, последствия выбросов ощущаются не только в Щелкино, но и в близлежащих СНТ — Мысовом, Семеновке, Калиновке и пгт Ленино. Загрязненный воздух проникает в жилые помещения, затрудняет дыхание, а также вызывают кашель и аллергические реакции на коже. Авторы обращения потребовали прекратить деятельность завода и провести независимую проверку почвы, воздуха и воды.

В том же месяце администрация города Щёлкино отреагировала на жалобы, заявив, что с 2021 по 2023 год «МедВейстКрым» работал с отходами на территории «Стройбазы» на основании выданной лицензии. Чиновники со ссылкой на документы заявили, что деятельность компании соответствует экологическим стандартам.

«Мнения некоторых граждан, размещенные в социальной сети “ВКонтакте”, в части выбросов, которые якобы затрудняют дыхание, вызывают кашель и аллергические реакции на коже, а также иные доводы о вреде, наносимом населению, являются личным мнением, которое не подтверждено никакими доказательствами», — заявили в администрации города Щёлкино.

Чиновники также отметили, что предприятие расположено более чем в 1,5 километрах от ближайших жилых построек и более чем в 4 км от города Щёлкино, при этом установленное законодательством расстояние для аналогичных предприятий составляет 500 метров.

Дым из труб над территорией предприятия «МедВейстКрым». Фото: Екатерина Селезнёва /  VK

Дым из труб над территорией предприятия «МедВейстКрым». Фото: Екатерина Селезнёва / VK

Местные жители в комментариях к посту с заявлением раскритиковали администрацию Щелкино.

«Город задыхался! Дети кашляли по три-четыре месяца, люди заработали аллергию и псориаз. За эти три года увеличилось количество онкозаболеваний легких и желудочно-кишечного тракта.

Это у вас на бумажках всё хорошо, а в реальности все видели, как лежат отходы на земле, какой черный зловонный дым шел, люди задыхались» — написала пользовательница «ВКонтакте» с ником Елена Прекрасная.

После 2023 года деятельность завода приостановили из-за документальных нарушений, связанных с использованием земельного участка. В декабре 2024 года, по данным городской администрации, прошли общественные обсуждения о разрешении на новое целевое использование этого участка. Сам «МедВейстКрым» утверждает, что работает на законных основаниях и располагает полным пакетом документов о праве на переработку отходов I-IV классов опасности, включая ртутьсодержащие.

21 марта 2025-го глава Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил повторно возбудить уголовное дело из-за новых жалоб. «Жители близлежащих населенных пунктов ощущают едкий запах химикатов и опасаются негативного воздействия на здоровье своих детей, а также отмечают рост числа заболеваний», — говорится в заявлении СК. По данным ведомства, токсичные отходы складируются рядом с озером Акташ, загрязняя воздух, почву и воду, в том числе питьевое водохранилище, Азовское море и Казантипский заповедник.

«Многочисленные обращения в различные инстанции результатов не принесли», — указал СК. И действительно, в апреле 2024-го Бастрыкин уже поручал управлению по Крыму и Севастополю провести такую проверку. О безрезультатных обращениях рассказывали и в комментариях под постом ведомства.

Территория завода «МедВейстКрым». Фото: Щелкино Official /  VK

Территория завода «МедВейстКрым». Фото: Щелкино Official / VK

«Я по этому поводу писал обращение в Генпрокуратуру РФ, так как это какое-то издевательство: чистейший регион превращается в помойку, и эти люди травят всю флору и фауну, включая людей», — писал пользователь «ВКонтакте» с ником Ефим Авдеев.

Также жители Крыма указывают, что объекты завода не прошли ввод в эксплуатацию как мусороперерабатывающие. «Это старые здания-сооружения, которые вводились в эксплуатацию для иных нужд еще при СССР. Один из них — станция по перемотке двигателей, вторая площадка вроде связана с размещением техники, но не для мусора, что требует 89-ФЗ и требования по выдаче лицензий подобным предприятиям», — написала в комментариях под тем же постом местная жительница Екатерина Селезнева.

Она же в октябре 2023 года публиковала кадры работы завода, замечая: «Когда появилось данное предприятие, никто не мог понять, откуда вонь идет. Сейчас знаем. Только вот учредители никак понять не могут, что доставляют неудобства жителям, возможно, вред здоровью, загрязняя атмосферный воздух».

В марте 2025-го Селезнева направила жалобу в прокуратуру Крыма. В заявлении она пояснила, что с 2014 по 2020 год на полуострове начали активно работать предприятия, представители которых имеют родственные связи с Андреем Валерьевичем Фоминым, занимавшим в тот период должность первого заместителя прокурора республики.

История претензий к «МедВейстКрым»

У властей не в первый раз возникают претензии к «МедВейстКрым». В 2020 году Минприроды Крыма провело внеплановую проверку и выявило нарушения условий выбросов вредных веществ в атмосферу. Тогда предприятие заплатило штраф в 81 тысячу рублей. В 2021 году ведомство высказало претензии к технологии сжигания отходов, но компании удалось оспорить предписания в суде. Штрафы выписывали и другие надзорные органы — местная прокуратура и Росприроднадзор.

Основной владелец «МедВейстКрым» Денис Фомин — один из крупнейших игроков на рынке утилизации медицинских отходов в Крыму. Связанный с ним бизнес за последние восемь лет получил от предприятий полуострова более трех миллиардов рублей.

Помимо переработки опасного мусора, его структуры занимаются поставками лекарств и медицинского оборудования в крымские больницы. Свой бизнес Фомин начал строить на полуострове уже после аннексии, но, похоже, успел наладить прочные связи с новой крымской элитой.

Нечистые закупки

Госзакупки составляют существенную долю выручки МВК: по данным СПАРК, за всё время существования компании эта доля ни разу не опускалась ниже 60%. С 2016 года фирма заработала на госконтрактах более миллиарда рублей.

МВК занимается прежде всего утилизацией медицинских отходов, но среди заказчиков числятся не только больницы, но и нефтегазовые компании, парки и даже лагерь «Артек».

Однако у Фомина не один бизнес. Например, «Экомед», еще один крупный оператор по обращению с медотходами в Крыму, до 2021 года принадлежал Елене Фоминой, предположительно его жене. В Подмосковье они вместе были прописаны по одному адресу и пользовались одними телефонами. Тем не менее компании супругов нередко конкурировали друг с другом на тендерах.

В некоторых конкурсах соперником МВК выступал её же директор Ильдар Рахматуллин. Он участвовал в одной и той же госзакупке в двух ролях: как глава компании и как индивидуальный предприниматель, который хочет оказать кому-либо — чаще всего больнице — те же услуги по вывозу отходов.

Подобную схему, когда в тендере участвуют формально не связанные компании, но фактически представляющие интересы одного бенефициара, использовал, например, Евгений Пригожин.

По данным сервиса «Картелескоп», как минимум в 15 закупках МВК пересекался с организациями, в контактных данных которых фигурировали те же номера телефонов и адреса электронной почты. Среди таких структур — ИП Елены Фоминой.

Рахматуллин и Фомина также имеют активы в сфере поставок лекарств и медоборудования. Эти компании получают значительную часть прибыли через госзакупки и нередко «соревнуются» между собой на конкурсах.

По подсчетам «Новой газеты Европа», за последние восемь лет группа компаний, связанных с Фоминым, получила от государства не менее трех миллиардов рублей.

Боксерские связи

Помимо бизнеса Фомин увлекается боксом и занимает пост председателя Федерации бокса Симферополя. Похоже, это хобби помогло ему завести нужные знакомства для успешного сотрудничества с госструктурами в Крыму.

Среди учредителей Симферопольской федерации бокса — депутаты крымского Госсовета Иван Шонус и Виталий Шатунов (оба представляют «Единую Россию»). Федерация тесно связана с республиканской: среди ее соучредителей числится главный тренер Федерации бокса Крыма Иван Вагнер, а также бывший замминистра связи Крыма Сергей Доценко, который в 2016–2017 годах провел восемь месяцев в колонии по делу о коррупции. Доценко также входит в число учредителей крымской Федерации бокса.

Крымскую федерацию бокса возглавляет Сергей Воронков. Его неоднократно награждало местное Министерство спорта за вклад в развитие этого вида спорта. Однако известен он не столько как спортивный организатор, сколько как бывший лидер одной из крупнейших преступных группировок Крыма 1990-х — «Сэйлем». В 1998 году Воронков был осужден и вышел на свободу в 2005 году.

Сергей Воронков. Фото:  Федерация бокса Крыма

Сергей Воронков. Фото: Федерация бокса Крыма

СМИ со ссылкой на милицейские сводки тех лет сообщали, что в «Сэйлем» входил и нынешний глава Крыма Сергей Аксенов, которого тогда знали по кличке «Гоблин». В документах, опубликованных первым главой Крыма после распада СССР Юрием Мешковым, упоминалась и возможная причастность Аксенова к заказным убийствам в интересах группировки.

Так или иначе, Воронков и Аксенов не раз пересекались и позже. В начале 2000-х Воронков создал политический проект «Гражданский актив Крыма», руководить которым стал как раз-таки Аксенов. Позже эта организация превратилась в движение «Русское единство», а затем — в партию под руководством Аксенова.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.