30-летний грузинский волонтер Кукури Барамидзе, в блогерской среде известный как Доменик Манго, на этой неделе был заочно осужден на семь лет лишения свободы судом на территории оккупированного Донецка.
Грузины, участвующие в боевых действиях на стороне Украины, не раз становились объектом преследования российских силовых структур, однако случай с Барамидзе отличается тем, что популярный в Грузии блогер в первые же дни войны выехал в Украину, чтобы заниматься исключительно гуманитарной помощью, о чём нередко рассказывал в сети.
«Сатанист» и сборы на пересадку сердца
«Моей целью не было кого-то убивать, это противоречит моим религиозным и личностным ценностям. Моей целью было помочь людям», — сказал Кукури Барамидзе в интервью грузинской телекомпании TV Pirveli сразу после того, как из России пришли известия о приговоре.
Эта новость застала Барамидзе в Западной Грузии, в шахтерском городе Чиатура, в доме 38-летнего Нико, для которого он проводит очередную благотворительную акцию: сбор средств для перевозки в Тбилиси на реанимобиле с целью обследования для пересадки сердца. Ранее благодаря организованным блогером сборам уже удалось оплатить дорогостоящие операции по трансплантации сердца двум жителям Грузии.
Доменик Манго — известный в Грузии блогер, у него более 200 тысяч подписчиков в соцсетях. Став уже довольно популярной персоной, он признался, что взял себе псевдоним, так как из-за имени Кукури его часто дразнили в школе. В Грузии все СМИ так и сообщали: в Донецке осужден Доменик Манго, иначе бы никто не понял, о ком речь.
Обвинение в наемничестве стало неожиданностью и для самого Барамидзе. В комментариях СМИ ему пришлось напоминать, что он отправился в Украину в первую же неделю после начала полномасштабного вторжения и пробыл там около месяца. В сети до сих пор можно найти записанные в марте 2022 года видеообращения блогера, в которых он призывает «богатых грузин» собрать деньги на автобусы, чтобы срочно вывезти несколько тысяч людей из зоны бомбежек в Украине.
«В чём вообще состоит «преступление»? Как может быть преступлением помощь людям на шестой день после начала войны — находившимся в шоке женщинам и детям, которые не знали, куда идти? Когда дети на велосипедах попадали под бомбежки?!»
— возмущается блогер.
Барамидзе говорит, что «для России вообще не существует справедливости», поэтому новость о приговоре «эмоционально его не задела»: «Если кто-то попадет в их списки и будет приговорен к семи годам по уголовному делу, то поздравляю таких людей, потому что пройдет время и всё будет названо своими именами».

Доменик Манго, фото с личной страницы в Facebook
Барамидзе также категорически отрицает, что получал какое-либо «вознаграждение за участие в боевых действиях». Он говорит, что был добровольцем, «не имел отношения к деньгам», и «если бы речь зашла о каком-то вознаграждении, то он бы обязательно отказался».
Накануне Барамидзе записал в Чиатура еще одно видео, в котором попросил не уделять слишком большого внимания новости о том, что его осудили в России. Он также предложил всем желающим пересмотреть свои видеоролики, которые выкладывал из Украины.
В новом видео Барамидзе рассказал, что в 2022 году поехал в Украину в тяжелое для него время, когда не прошло и 40 дней после того, как скончалась его мать. Блогер признался, что помощь женщинам и детям в Украине, нуждавшимся в срочной эвакуации из зоны бомбежек, помогла ему «не спиться» от горя: «Если понадобится, я и завтра поеду куда-нибудь помогать людям, и не испугаюсь бомб. Когда я занимаюсь волонтерством, то чувствую, что есть надежда на бога… И то, чем мы сейчас занимаемся, это очень большое дело».
Он напомнил, что уже дважды сумел собрать в Грузии средства для трансплантации сердца нуждающимся, причем в одном из случаев 200 тысяч долларов были собраны очень быстро — за две с половиной недели: «Я считаю, что всё это произошло с божьей помощью. В Евангелии сказано: «Там, где двое или трое соберутся вместе во имя Мое, и Я с ними буду».
Я горжусь тем, что поехал в Украину… Решения их сельского суда меня не интересуют — моя совесть чиста. Новость о моем суде в России не должна перекрыть то важное дело, что мы делаем».
Кстати, и в 2022 году приезд Доменика Манго в Украину не остался без внимания российских СМИ, которые в своих репортажах называли блогера «лидером сатанистов в Грузии». Трудно сказать, откуда взялся термин «сатанист»; возможно, из-за его публичной критики в адрес патриархии Грузии и отдельных священников, высказанной в то время, когда Барамидзе был активным членом либертарианской партии «Гирчи».
Сюжет российских СМИ, который начинается со слов «В Украину приехал лидер сатанистов Кукури Барамидзе», блогер тогда выставил в своих соцсетях, сопроводив его комментарием: «Если и этих заставил говорить о себе, значит, я уже чего-то достиг. Значит, я сделал важные шаги и побеспокоил даже Россию».
Между тем российская Генпрокуратура на своем сайте сообщает, что Кукури Барамидзе признан виновным в нарушении ч. 3 ст. 359 УК РФ (участие наемника в вооруженном конфликте) и приговорен к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
По версии прокуратуры РФ, «в период с марта по апрель 2022 года Барамидзе принимал участие в вооруженном конфликте в качестве наемника в составе Грузинского национального легиона», а до этого прошел «военную подготовку на территории тренировочных баз» в Киеве. Согласно судебному расследованию, Барамидзе «принимал участие в боевых действиях против представителей силовых структур ДНР и военнослужащих ВС Российской Федерации» и получил за это «вознаграждение в размере более 310 тыс. рублей».

Доменик Манго, фото с личной страницы в Facebook
Сотня грузин из Легиона
Тот же суд в оккупированном Донецке вместе с Барамидзе заочно осудил и двух грузинских военных, представителей Грузинского легиона: 34-летний Леван Пипия был приговорен к 24 годам, а 60-летний Надим Хмаладзе — к 14 годам лишения свободы. При этом Пипия еще год назад, в марте 2024 года, был заочно приговорен Московским Басманным судом к лишению свободы на два месяца и объявлен в розыск на территории РФ.
Леван Пипия — профессиональный военный, 10 лет прослужил в ВС Грузии. В ряды Грузинского легиона вступил в 2017 году, сначала в качестве снайпера. В 2018 году в звании старшего сержанта стал заместителем командира. В 2017–2023 годах принимал участие в операциях в Авдеевке, Лисичанске, Бахмуте, Орехово, Гуляйполе, Гостомеле, Буче, Ирпене, Борисполе. Участвовал в 38 штурмах, дважды был ранен. В 2015 году был удостоен ордена «Народный Герой Украины» — украинской негосударственной награды.
«Мне совершенно всё равно, что решит и скажет российский суд, это не имеет для меня никакого значения. Напротив, я с гордостью встречу всё это, если мой враг будет настолько запуган моими действиями»,
— заявил Пипия, комментируя свой первый приговор.
В июне 2024 года Грузинский легион был объявлен ФСБ России «террористической организацией».
В ноябре 2024 года к 23 годам лишения свободы был приговорен командир Грузинского легиона Мамука Мамулашвили. После этого Мамука Мамулашвили заявил, что в Легионе это «отпразднуют», поскольку «это указывает на нашу эффективную работу», которая «будет продолжена». По данным самих участников формирования, на сегодня в Грузинском легионе числится около полутора тысяч бойцов, и это не только граждане Грузии.
В прошлом году «Медиазона» изучила базу данных с сайта МВД России, в которой числятся разыскиваемые в качестве «иностранных наемников». Из идентифицированных 396 человек из 36 стран самая большая группа — 100 человек — это граждане Грузии. На втором месте — Великобритания (93), затем идет Беларусь (62), Израиль (23), США (21), Германия (14), Бразилия (10), Финляндия (6), Франция (5), и еще 65 человек из «других стран».

Символика Грузинского батальона на улице дома в Тбилиси, 3 декабря 2024 года. Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ / Sipa USA / Vida Press
Среди сотни грузин, объявленных Россией в розыск, — бывшие депутаты парламента Грузии Алеко Элисашвили и Коба Хабази, а также бывший министр обороны Грузии (в правительстве президента Саакашвили) Ираклий Окруашвили. В качестве добровольцев они воевали на стороне Украины в первые месяцы войны.
После начала войны в Украине Россия возбудила уголовные дела против десятков политиков и госслужащих из Европы. В этот список попала даже Кайя Каллас, которая на тот момент занимала пост премьер-министра Эстонии, а сейчас является верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности. Также Россия за решение о демонтаже советских памятников объявила в розыск две трети депутатского состава Сейма Латвии.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: contact@novayagazeta.eu
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».