19 марта Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект, согласно которому регионы получат право усыплять бездомных собак и кошек после истечения установленного срока в приюте. Обсуждение поправок вызвало бурную реакцию не только со стороны зоозащитников и активистов, но и со стороны представителей обеих палат российского парламента.
Против закона протестуют по всей России. Пока самая масштабная акция прошла 15 марта в Москве: не менее тысячи ее участников целый день стояли у администрации президента, чтобы передать обращение с протестом.
Что не так с законопроектом и что о нем думают активисты и чиновники — в материале «Новой-Европа».
Как россияне пытаются защитить бездомных животных
Против законопроекта открыто выступают зоозащитники и волонтеры по всей России. В частности, митинги в течение недели прошли в Южно-Сахалинске, Хабаровске, Ижевске и Иркутске.
Самая крупная акция прошла в Москве: 15 марта около тысячи человек собрались возле здания администрации президента, чтобы подать собственную жалобу на законопроект. Многие так и не успели подать обращение, хотя некоторые стояли в очереди с самого утра. Поддержать зоозащитников приходили актер Алексей Серебряков и ведущая Илона Броневицкая.
«Депутатами все события списаны на бездомных собак, и в этой связи создан бесчеловечный и антиконституционный законопроект по безвозвратному отлову и легализации массовых убийств всех бездомных животных страны, что будет означать откат нашей Родины к варварству и жестокости», — говорится в общем обращении, которое подписывали пришедшие.
Активистка Екатерина (имя изменено по соображениям безопасности. — Прим. ред.) рассказала «Новой-Европа», что на акцию в Москве пришли более трех тысяч человек, но заявление смогли подать только 300.
«Я пришла к зданию в 11 утра — и даже я не смогла в итоге подать обращение с протестом. А после меня был огромный “хвост”, толпа очень плотная. При этом складывалось впечатление, что чиновники устроили саботаж: никто не хотел принимать наши документы, работало только одно окно. Люди стояли, мерзли. Вокруг очереди ходили омоновцы — может быть, думали, что начнутся какие-то беспорядки. Но люди вели себя очень адекватно, никто ничего не кричал, все просто стояли до самого закрытия. Стояли даже те, кто знал, что его заявление уже не успеют принять», — рассказывает Екатерина.
Поддержать независимую журналистику
Независимая журналистика под запретом в России. В этих условиях наша работа становится не просто сложной, но и опасной. Нам важна ваша поддержка.
Почему депутаты хотят изменить закон?
Федеральный закон об обращении с животными, принятый в 2018 году, дает регионам право вводить правила их регистрации, разведения и содержания.
В 2023 году Госдума приняла закон, который позволил регионам регулировать отношение к бездомным собакам и кошкам «с учетом географической, климатической, социально-экономической и иной специфики». После этого в Бурятии и Якутии, а также в Тыве, Магаданской области, Забайкальском крае, республике Алтай, Астраханской области и на Чукотке власти приняли закон, разрешающий убивать безнадзорных животных.
Против законопроекта выступали зоозащитники — они опасались, что поправки позволят региональным властям легализовать убийство бездомных питомцев. Но летом 2024-го Конституционный суд РФ признал умерщвление бродячих собак и кошек «исключительной мерой», возможной только в случае опасности для человека.
Тем не менее в последние месяцы по всей стране произошло несколько резонансных случаев нападения собак на детей. Так, в октябре 2024 года в якутском поселке Чульман собаки загрызли 12-летнюю девочку, а в этом феврале в Сочи две домашние хаски напали на девятилетнего мальчика, нанеся ему тяжелые травмы. Кроме того, 23 февраля в Ставрополе собаки набросились на девятилетнюю девочку и убили ее. Их пытался отпугнуть сосед, но не вышло. Ребенка похоронили 25 февраля, а хозяйку собак отправили в СИЗО до 23 апреля — ей вменяют причинение смерти по неосторожности.
25 февраля спикер Госдумы Вячеслав Володин, обсуждая нападения бродячих собак, выразил недовольство: «Мы людей, детей защищать будем? Вдумайтесь: поставили на одну планку ребенка и животное!»
Володин предложил разработать отдельный законопроект, и уже через три дня группа из 25 депутатов во главе с председателем комитета по защите семьи Ниной Останиной предложила внести поправки в закон «Об ответственном обращении с животными». Предлагается установить:
- запрет на выпуск бездомных животных на улицу. Отловленных питомцев нельзя будет возвращать в прежнюю среду после стерилизации и вакцинации, что фактически упраздняет программу «отлов — стерилизация — вакцинация — выпуск»;
- предельные сроки содержания. Региональные власти смогут устанавливать предельные сроки содержания животных в приютах. По истечении этих сроков, если животное не пристроят к новым хозяевам, его усыпят;
- усиление ответственности. За выгул собак без присмотра введут повышенные штрафы, а владельцам, чьи питомцы стали причиной гибели человека, будет грозить уголовное наказание.
Сейчас животных можно усыплять только при наличии болезней, несовместимых с жизнью. Для этого необходимо заключение ветеринара. Согласно закону, по истечению срока в приюте оно теперь не понадобится.

Фото: Дмитрий Цыганов
Как сенатор Клишас вступил в перепалку с депутатом Останиной
5 марта глава конституционного комитета Совета Федерации Андрей Клишас опубликовал выдержки из постановления Конституционного суда и подчеркнул, что вводить «бессрочное и распространяемое на всю территорию» России положение недопустимо.
«Умерщвление животных без владельцев в подобных случаях означало бы отступление от имеющих конституционный характер гуманистических начал в регулировании обращения с животными», — написал Клишас. К тому же, заявил он, решения КС пересмотру не подлежат.
13 марта комитет Совфеда по госстроительству рассмотрел законопроект и подготовил отрицательное заключение — о том, что предложенные поправки не решают проблему бродячих собак и что убийство животных противоречит нормам справедливости и гуманности. Комитет по законодательству петербургского Заксобрания также направил в Госдуму отрицательный отзыв на законопроект.
В ответ Останина предположила, что для сенатора Клишаса «люди <…> менее важны, чем одичалые собаки»: «Не желает ли он [Клишас] сохранить в стране, по сути дела, существующий сейчас на законодательном уровне режим убийства детей стаями смертельно опасных зверей? <…> Если нет, то какие у коллеги есть предложения, кроме попытки оскорбить, в том числе, Государственную думу?» — написала она.
Кроме того, Останина заявила RTVI, что вердикт по закону должен выносить комитет Госдумы по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, а «не комитет Клишаса» в Совфеде.
«Я не знала, что комитет по конституционному законодательству занимается собаками <…> Поэтому поживем — увидим», — сказала она.
При этом Клишас заявил, что «никакого конфликта» между ним и Останиной нет: по его словам, идет «профессиональное обсуждение постановления Конституционного суда от 18 июля 2024 года № 38 — по принятым в Думе стандартам дискуссии».
Что не так с законопроектом?
По мнению активистки Екатерины, поправки, предложенные Останиной и другими депутатами Госдумы, негуманны и бесполезны в борьбе с агрессивными бродячими животными.
«В основном собаки, совершающие нападения, домашние. Как правило, дикие собаки не нападают, они просто боятся. То есть, чтобы бороться с агрессивными животными, нужно изменить отношение самих людей к животным и объяснить хозяевам всю полноту их ответственности», — говорит она.
С Екатериной согласен зоозащитник и волонтер Дмитрий (имя изменено по соображениям безопасности. — Прим. ред.).

Фото: Дмитрий Цыганов
По его мнению, если законопроект примут в нынешнем виде, в первую очередь пострадают животные, которые максимально доверяют человеку.
Дмитрий предположил, что в итоге общество станет более жестоким, а разрешение на убийство животных приведет к появлению более опасных собак, которые будут распространять свою популяцию, что, в свою очередь, приведет к росту числа нападений.
Дмитрий также выразил недоумение тем, что Останиной доверили решать проблемы обращения с животными, хотя она занимается вопросами семьи, женщин и детей. «В этой тематике [Останина] не специалист и просто не погружена в проблему. Теперь, по сути, она стала убийцей животных. И очень страшно, что сама она этого не понимает», — подчеркнул зоозащитник.
«Этим законом власти хотят спихнуть проблему бездомных животных на волонтеров. Регионы будут вылавливать бесхозных собак, отправлять их в приюты, а дальше, если их не заберут волонтеры или другие люди, животных будут усыплять. Дело в том, что волонтеры были бы рады забрать хоть всех собак, по приток животных на улицах настолько огромен, что они просто не успевают. А приютов и другой инфраструктуры для содержания животных нет. Поэтому очень странно, что проблема бездомных собак и кошек никак не прорабатывается со стороны ответственного обращения с животными», — говорит Дмитрий.
Эвтаназия не решит проблему растущего числа бездомных животных, подчеркивает и член рабочей группы по безнадзорным животным Общественной палаты города Москвы Анна Фельдман. Один из аргументов — способность популяции к восстановлению: после уничтожения группы собак на определенной территории ее занимают другие собаки, при этом темпы размножения усиливаются, и в популяции рождается больше самок, объяснила она.
Какой законопроект на самом деле нужен и что будет дальше?
В разговоре с «Новой-Европа» активистка Екатерина разъясняет: по ее мнению, чтобы меры были эффективными, текущий законопроект нужно отклонить, а вместо него разработать новый, с такими пунктами:
- ввести обязательство регистрации собак владельцами и создать реестр животных;
- обязать владельцев чипировать или вешать на ошейник собаки жетон с регистрационным номером;
- ввести запрет на самовыгул домашних животных;
- ужесточить уголовную ответственность за жестокое обращение с животными, в том числе за их выбрасывание;
- регулировать деятельность заводчиков, например, сделать обязательным лицензирование разведения собак и кошек;
- побуждать людей стерилизовать домашних животных и объяснять, почему это необходимо.

Фото: Дмитрий Цыганов
По мнению другой активистки Ольги (имя изменено по соображениям безопасности. — Прим. ред.), решение комитета Совфеда по госстроительству не поддерживать законопроект в текущей редакции «еще ничего не значит», тогда как «люди думают, что они уже выиграли и делать ничего больше не надо».
«Многие [активисты, зоозащитники] вообще не понимают, что происходит, к кому обращаться. Противников этого законопроекта множество, а инициатива сторонников почему-то набирает голосов намного больше и быстрее. О том, что эвтаназия уже давным давно действует во многих регионах, тоже мало кто в курсе», — подчеркнула она.
Зооактивистка Екатерина надеется, что зоозащитникам все-таки удастся донести до депутатов, что закон вреден, и его хотя бы пересмотрят. Однако Дмитрий в этом сомневается: по его словам, поправки, скорее всего, примут.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: contact@novayagazeta.eu
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».