В начале года оборвалась еще одна нить, которая связывала Калининградскую область не только с «большой Россией», но и с соседями. Это общее энергетическое пространство, до сих пор объединявшее балтийский полуэксклав с Литвой, Латвией, Эстонией, Беларусью и Северо-Западной частью «материковой» РФ. По первым буквам в названиях стран-участниц его было принято называть БРЭЛЛ. Российские власти стали готовиться к распаду «энергокольца» заранее — и калининградцы вряд ли бы его заметили. Однако на население решили переложить часть возникших расходов, и оно неожиданно возмутилось. О том, к чему это привело, — в материале «Новой газеты Европа».
БРЭЛЛ — рудимент, оставшийся со времен, когда нынешние страны Балтии были включены в единую советскую энергосистему. Она являлась общей и после распада СССР (одномоментно выйти из нее было нельзя), а для того, чтобы регламентировать работу «энергокольца», в 2001 году был подписан договор, больше известный по этой аббревиатуре. Он позволял решать и проблемы калининградской энергетики: в дни пиковых нагрузок, когда по каким-то причинам электроэнергии в российском полуэксклаве не хватало (так, например, случилось во время блэкаутов 2011 и 2013 годов), методом «перетока» она поступала из Литвы; когда же, напротив, образовывались излишки — их переправляли по обратной схеме.
В 2018 году было заключено соглашение, которое фактически объявило о грядущем распаде БРЭЛЛ. Подписи поставили руководители стран Балтии, Польши (на границе с ней в итоге построили «энергосмычку» с остальной частью Евросоюза — она называется LitPol Link) и Еврокомиссия. Три четверти работ, оцененных в 1,6 млрд евро, финансировал Евросоюз. Тогда стало известно, что присоединиться к европейской энергосистеме Литва, Латвия и Эстония намерены в 2025 году.
Так в итоге и получилось: БРЭЛЛ прекратил свое существование 8 февраля этого года, а калининградская энергетика перешла в автономный режим.
Еще в конце 2015-го российские власти объявили о планах построить в Калининградской области четыре новые электростанции (одну угольную и три газовых) — проект оценили в 150 млрд рублей. Все вместе они рассчитаны на выработку 966,55 МВт, строительство завершилось в 2020 году. С учетом уже действовавшей в регионе Калининградской ТЭЦ-2 суммарная мощность пяти имеющихся станций составляет чуть более 1,9 ГВт. Как сообщил в середине февраля губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных, это вдвое превышает нынешние потребности Калининградской области в электроэнергии. То есть, другими словами, четыре новые станции на данный момент можно безболезненно выключить.
ТЭЦ-2 в Калининграде, 2010 год. Фото: Gl0ck / Alamy / Vida Press
В 2015 году планы появления новой генерации многие расценили как один из этапов подготовки к матчам чемпионата мира по футболу 2018 года, которые проходили в том числе в Калининграде. Однако довольно быстро стало понятно, что дело не в ЧМ, а в обеспечении «энергетической самодостаточности» региона — иными словами, власти начали готовиться к его возможной блокаде. Почему вопрос в принципе может стать подобным образом, стало понятно в феврале 2022 года.
В рамках этой подготовки (напомним, 4 из 5 местных электростанций — газовые, а это топливо традиционно поступало в Калининградскую область по «трубе» через территорию Литвы) у калининградского побережья построили также терминал регазификации. Такие нужны для того, чтобы принимать сжиженный газ, который в данном случае можно доставить морем, — а потом переводить его в более привычное для потребителей состояние. Пока (впрочем, как и угольную ТЭС) терминал по прямому назначению не использовали вовсе — только в рамках учений и испытаний. Параллельно в Калининградской области построили дополнительное газовое хранилище. Однако газопровод «Минск — Вильнюс — Каунас — Калининград» продолжает исправно работать, «у нас с ним нет никаких проблем», заявил недавно в эфире российского телевидения калининградский губернатор Алексей Беспрозванных.
Еще в 2015 году тогдашний российский вице-премьер Александр Новак недвусмысленно дал понять, что деньги, выделенные на строительство новых объектов генерации для Калининграда, придется отдавать. «Это инвестиционные средства “Интер РАО” и Роснефтегаза, Газпрома, которые должны быть окупаемы и возвратны. Еще раз замечу, здесь нет бюджетных средств, это частные инвестиции», — сказал он. Однако тогда на эти слова внимание обратили немногие. Зато о них вспомнили в 2020 году, когда, несмотря на пандемию коронавируса и последовавший удар по экономике, тариф на электроэнергию для калининградского бизнеса вырос более чем на треть. Увеличение продолжилось и в последующие годы.
Нетрудно догадаться, что в конечном счете за все это заплатило население, которому пришлось отдавать больше денег за производимые предпринимателями товары и услуги.
Однако мало построить новые (и фактически незадействованные — напомним, мощности построенной еще в начале 2000-х Калининградской ТЭЦ-2 хватает для полного удовлетворения потребностей региона) электростанции. Их нужно содержать. И вот это бремя областные власти решили возложить на жителей напрямую. Однако попытались рост тарифа для населения максимально закамуфлировать.
Летом 2024 года в Калининградской области ввели дифференцированный тариф на электроэнергию для населения. Его поделили на три диапазона — в зависимости от объема потребления. Те, кто укладывался в первый диапазон, могли платить «за свет» по самому маленькому, «льготному», тарифу — 3 рубля 86 копеек за кВт (для домов с электроплитами и сельской местности; для тех, у кого в квартирах газовые плиты, — чуть больше). Проблема в том, что «уложиться» можно было только при условии жесточайшей экономии, потому что это всего 130 кВт в месяц (в среднем российская семья ежемесячно тогда потребляла 206 кВт, калининградская — 189 кВт).
Общий вид газовой электростанции «Прегольская» в Калининграде, 6 марта 2019 года. Фото: Анастасия Лирчикова / Reuters / Scanpix / LETA
И вот в начале этого года стало известно о планах резко увеличить тариф для населения. В ряде случаев он должен был с 1 июля вырасти вдвое, а в среднем (то есть если вывести среднее арифметическое) — на 55%. Но власти использовали другой «метод подсчета» — через манипуляции с лимитами и диапазонами, с помощью которых постарались этот рост скрыть. Следите за руками: лимит по первому диапазону увеличивается до 350 кВт, и под него, по данным региональной Службы по тарифам, попадает 92% населения. Для них рост должен был составить «всего» 12,5% (в случае с домами, оборудованными газовыми плитами) и 20% (для жителей домов с электроплитами и сельской местности). То есть в среднем это 16,25%. Для оставшихся 8% жителей рост разный — от 50% до увеличения в два раза, но в пресс-релизах и соцсетях можно писать, что абсолютное большинство населения рост тарифа затронет минимально.
Проблема возникла с оставшимися 8% жителей. Почему-то под основной удар областные власти решили бросить сельское население (и «официальных» пользователей электроплит). Для тех из них, у кого в месяц нагорает от 351 кВт, тарифы должны были вырасти вдвое. Однако неожиданно выяснилось, что значительная часть домов, в которых живут эти люди, отапливается именно с помощью электроэнергии (несмотря на победные реляции о том, что газифицировано 85% Калининградской области), и ее расход куда больше, чем искомые 351 кВт.
Местный сегмент соцсетей запестрел гневными комментариями. «Живу в поселке, газа нет, отапливаемся электричеством, и таких, как я, здесь 200 человек живет. Оплата сейчас 10 000 рублей, а будет 20 000. Что нам делать, куда деваться, когда не будет денег заплатить? Замерзнуть или печку делать?» — привел один из откликов портал «Новый Калининград». Или такой: «У меня дом 85 м кв., отапливаюсь только электричеством, как и соседи, газ обещают подвести к 2029-30 году. Зимой нагорает 2300–2500 кВт электроэнергии. Какие 350 кВт для первого ценового диапазона?»
При этом в начале 2025 года медианная предлагаемая зарплата в регионе составила почти 60 тысяч рублей, а прожиточный минимум — 17,4 тысячи (такие данные публикует портал «Калининград.ру» со ссылкой на рекрутинговый сервис hh.ru).
Для современной России это почти невозможно представить — но довольно быстро образовалась группа активистов, которая подала уведомление о проведении в Калининграде в начале февраля акции протеста. Особенное возмущение вызывал не рост тарифа как таковой, а тот самый лимит в 350 кВт. Оказалось, что в Калининградской области он один из самых маленьких в стране: в 61 регионе его размер — от 1000 кВт и выше. Ну а в 12 регионах, в том числе в Москве, тариф не дифференцирован вовсе.
Меньший лимит (до 150 кВт) для первого диапазона энергопотребления власти установили только в Крыму и Севастополе.
Фото: Сергей Карпухин / Reuters / Scanpix / LETA
Почему планировались именно такие размеры лимита и тарифов, в правительстве Калининградской области объяснили в ответе на информационный запрос интернет-портала «Клопс». На первое место среди причин они поставили «содержание генерирующих объектов». Тех самых, большинство из которых построено на случай полной блокады и фактически не используется. Еще одно (и наиболее частое) объяснение — необходимость снять непропорционально большую тарифную нагрузку с бизнеса. На пресс-конференции для калининградских журналистов директор местной Службы по тарифам Яна Бабкина сообщила, что для населения тарифы искусственно сдерживались, а разницу между экономически обоснованным и фактическим тарифом оплачивали предприятия. В 2024 году бизнес таким образом перечислил за население 2,7 млрд рублей. При этом о планах снизить тарифы для юрлиц (что было бы логично) власти не сообщили.
Однако угроза протестов заставила их пойти на куда большие уступки. Очевидно, что в оторванном от основной части России регионе, несмотря на весь его милитаризм (здесь расположена база Балтийского флота), подобное развитие событий могло привести к самым непредсказуемым последствиям. Особенно, если учесть и без того ощутимый рост цен на фоне мощного расширения турпотока, случившегося в России из-за закрытых границ. В итоге было объявлено, что «лимит раздора» резко увеличится — причем, задним числом, с 1 января 2025 года. Для жителей домов с газовыми плитами — почти в 3,5 раза, до 1200 кВт. Для тех, кто пользуется электроплитами и/или электроэнергией для обогрева, новый уровень и вовсе составит около 4200 кВт во время отопительного сезона и 2330 кВт вне его.
Случившееся позволяет провести параллели с событиями 15-летней давности. Тогда планы повысить транспортный налог привели к массовым протестам и отставке калининградского губернатора Георгия Бооса. В регионе происходившее называют «мандариновыми митингами» — их символом стали цитрусовые, которые держали в руках собравшиеся на Центральной площади в Калининграде. Так совпало, что нынешние возмущения тоже пришлись на сезон продаж мандаринов. Очевидно, что этот «оранжевый призрак» все еще не покинул Калининградскую область — даже слабого намека на новый протест оказалось достаточно. В 2010-м налог, кстати, тоже повышать в итоге не стали.