КомментарийОбщество

USDT всегда бросит тебя, сынок

Как российские клиенты криптобиржи Garantex потеряли свои активы, и при чём тут «биткоины Кремля»

USDT всегда бросит тебя, сынок

Фото: Diamond Visuals / Alamy / Vida Press

6 марта российская криптобиржа Garantex опубликовала сообщение, обращенное к своим клиентам

«Уважаемые пользователи!

У нас плохие новости.
Tether вступил в войну против российского крипторынка и заблокировал наши кошельки на сумму более 2,5 млрд рублей.
Мы временно приостанавливаем оказание всех услуг, включая выводы криптовалют, на время, пока мы всей командой решаем эту проблему.
Мы боремся и не сдадимся!
Обращаем ваше внимание на то, что весь USDT, находящийся на российских кошельках, сейчас под угрозой.
Как всегда — мы первые, но не последние.
Команда Garantex»

«Борьба» пока успехом не увенчалась, потому что на момент написания текста не только заблокированы кошельки со стейблкоином USDT, но и конфискован домен https://garantex.org.

Здесь уже постаралась не компания Tether, а новые «друзья РФ» — американские Федеральное бюро расследований, Уголовный отдел Министерства юстиции и Секретная служба, получившие ордер на арест домена от прокуратуры США по Восточному округу штата Вирджиния.

Судя по веселым картинкам на заглушке сайта, правоохранителей из Америки поддержали блюстители порядка из Евросоюза: Европол, Национальная полиция Нидерландов, Федеральное ведомство уголовной полиции Германии, Генеральная прокуратура Франкфурта, Национальное бюро расследований Финляндии и Департамент полиции Эстонии.

Показательно, что русскоязычное IT-сообщество в Хабре поддержало «законодательную линию» захвата и, соответственно, осудило героический пафос руководства Garantex:

«Вызывают подозрения и странные фразы в сообщении из официального чата: «Мы боремся и не сдадимся», «Как всегда — мы первые, но не последние». Они похожи на лозунги коммунистов, которые жертвуют собой ради Родины. Вероятно, эти девизы должны вызвать у пользователей мысли о некоей «праведной борьбе», которую ведут владельцы биржи с силами мирового империализма. Пользователи в чате высказывают разные версии:

— Мошенничество со стороны владельцев криптобиржи;

— Взлом биржи и кража средств;

— Массовый вывод средств со стороны пользователей, из-за чего биржа обанкротилась;

— Санкции со стороны Tether;

— Санкции со стороны Евросоюза.

В реальности еще две недели назад сообщалось, что ЕС принял санкции конкретно пpoтив Garantex, которая «имeeт тecныe и длитeльныe cвязи c бaнкoвcкoй индуcтpии Poccии». Конкретной причиной для санкций стало то, что внecти и вывecти cpeдcтвa нa Garantex мoжнo былo c пoмoщью бaнкoвcкиx кapт Cбepбaнкa, «T-бaнкa» и «Aльфa-бaнкa», кoтopыe нaxoдятcя пoд caнкциями EC».

Сообщение о приостановке работы в канале Garantex

Сообщение о приостановке работы в канале Garantex

Нужно сказать, что Garantex целенаправленно преследуется международными государственными структурами уже не первый год. Всё началось в апреле 2022 года, когда биржу внесли в санкционный список США за «содействие финансовым операциям, связанным с преступными группами». Биржа-де обрабатывала транзакции, связанные с незаконной деятельностью, включая отмывание денег для группировок-вымогателей.

Сразу хочу подчеркнуть один важный момент для адекватного восприятия событий. Вопреки временному совпадению, между замораживанием компанией Tether денежных средств, принадлежащих клиентам Garantex, и блокировкой домена биржи нет ничего общего.

Блокировка домена восходит к обвинениям, которые американские власти выдвинули против Garantex еще в апреле 2022 года. Эти обвинения связаны с поддержкой биржей финансовых операций группировок, создающих программы-вымогатели (Ransomware) и работающих в даркнете — среди них Black Basta, Play и Conti. Кроме того, Garantex обвиняют в отмывании денег, связанных с северокорейской хакерской группировкой Lazarus Group, «Талибаном» и другими преступными организациями.

Всех, кого интересуют подробности, отсылаю к официальному обвинительному акту Окружного суда США по Восточному округу Виргинии, который и привел к блокировке домена.

Что касается замораживания средств клиентов Garantex компанией Tether, то оно вызвано в первую очередь включением этой российской криптобиржи в 16-й пакет санкций Евросоюза. Цитирую пресс-релиз Европейского Совета:

«Этот пакет продолжает преследование лиц, ответственных за обход санкций ЕС, в том числе через третьи страны. Впервые Совет также решил ввести санкции против расположенной в России

криптовалютной биржи Garantex, тесно связанной с российскими банками, находящимися под санкциями ЕС».

Иными словами, американский кейс — это всё про голимый криминал, тогда как европейский кейс — это уже ставший привычным беспредел, который передается неприглядной формулой: «Гнобим рядовых российских граждан под видом борьбы с российскими банками, помещенными под санкции, а сами втихаря покупаем, покупаем и покупаем сырье в РФ, работая с другими российскими банками».

И да, «европейский кейс» — это про тех самых рядовых бедолаг, которые посмели покупать криптоактивы, спасаясь от рублевой инфляции, и расплачивались при этом карточками банков, в которых хранятся деньги 90% рядовых россиян: тех самых подсанкционных Cбepбaнкa, T-бaнкa и Aльфa-бaнкa.

Заглушка, появившаяся вместо сайта криптобиржи Garantex

Заглушка, появившаяся вместо сайта криптобиржи Garantex

Garantex была крупнейшей криптовалютной биржей в СНГ, ориентированной на внешнеэкономическую деятельность. При этом важно понимать, что речь идет о розничных клиентах и о ритейловом обороте. Бытует сказка о том, что якобы через Garantex проходят криптопотоки российского государства с серьезными оборотами. Можно только догадываться о том, кто распространяет подобную ерунду: ведь она так повышает в глазах обывателей эффективность работы радетелей санкционной чистоты.

Всё, что сподобилась заморозить Tether, — это 28 миллионов долларов, которые были на счетах Garantex в форме стейблкоина USDT. О каких «государственных криптопотоках» тут может идти речь? Это деньги, которые государство не разглядит под микроскопом.

Чтобы было легче представить масштабы событий и обороты, характерные сегодня для крипторынка: в феврале биржа ByBit была взломана хакерами, судя по всему, из пресловутой северокорейской банды Lazarus Group, которым удалось украсть 1 миллиард 530 миллионов долларов. И как на этом фоне смотрятся «утраченные» Garantex 28 миллионов?

Аналогичным образом «государственные криптопотоки» исчисляются миллиардами, а не миллионами, и по этой причине они не ходят не то что через Garantex, но и вообще через централизованные структуры. Банально потому, что

государственные мужи, гоняющие миллиарды долларов, прекрасно осведомлены о том, как любую централизованную криптоструктуру «партнеры» играючи могут вывести из игры в любой неподходящий момент.

«Государственные криптопотоки» ходят децентрализованно и через закрытые хабы и рампы, но это уже совсем другая история.

Что касается Garantex, то это ритейловая биржа со скромным оборотом. И пострадали там из-за слаженных и успешных действий правоохранителей ЕС, США и компании Tether те самые частные бедолаги, спасавшиеся в криптоактивах от рублевой инфляции, но ни разу ни Кремль.

Полагаю, на этом я «политическую» компоненту колонки сворачиваю, поскольку изначально не имел ни малейшего желания копаться во всех этих «кейсах». Я исходил из того, что читатели «Новой-Европа» вполне себе подкованы идеологически, чтобы самостоятельно разобраться в этих — вполне себе приземленных — мотивациях и действиях государственных структур и ведомств.

При этом у меня нет сомнений, что непосредственно сам криптоэкономический аспект событий, связанных со схлопыванием Garantex, благополучно ускользает и от большинства читателей, и от клиентов самой Garantex.

Причина: для подавляющего большинства людей, находящихся за пределами криптомира, понятие «USDT» — тот самый криптоактив, который заблокировала компания Tether, — целиком укладывается в обывательское представление о том, что это «стейблкоин», то есть криптоактив, привязанный 1 к 1 к доллару США. И больше ничего. Боюсь, сквозь такие же розовые очки глядели на мир и клиенты Garantex, раз уж они хранили свои сбережения в USDT.

Хранили, хранили, ну и поплатились, навсегда потеряв 2,5 млрд рублей.

Объяснению того, почему «криптоактив» и «стейлбкоин» USDT не является ни тем и ни другим, и почему от него (и не только от него!) нужно держаться всегда как можно дальше, я и посвящу заключительную часть текста.

Сегодня в криптоэкономике 186 (!) «стабильных» криптоактивов с капитализацией выше 100 тысяч долларов. Общая капитализация этого важнейшего сектора рынка — 227,45 млрд долларов. При этом капитализация USDT — 143,25 млрд, а капитализация второго самого распространенного стейблкоина (USDC) — 58,09 млрд.

Иными словами, 89 % всего рынка стабильных криптоактивов контролируется двумя продуктами — USDT и USDC.

Оба этих стабильных актива объединяются тем, что они вопиюще не соответствуют ни одному из трех ключевых принципов, лежащих в основе самой идеи крипторынка и криптоэкономики:

  • USDT и USDC даже отдаленно не децентрализованы, а напротив — централизованы до предела, поскольку полностью контролируются частными компаниями;
  • USDT и USDC фидуциарны, то есть изначально предполагают доверительные отношения с пользователями, которые целиком полагаются на «добрую волю» эмитентов данных стейблкоинов;
  • USDT и USDC неинклюзивны, то есть предоставление доступа к ним зависит от эмитента, который волен на свое усмотрение вводить ограничения, исходя из социально-экономического статуса пользователя, его географического положения, а также множества других факторов, вроде тех, которые привели к замораживанию активов пользователей Garantex.

Фото: Volodymyr Kalyniuk / Alamy / Vida Press

Фото: Volodymyr Kalyniuk / Alamy / Vida Press

Иными словами, USDT и USDC — это форменный кошмар и позор криптомира, который только усиливается от наличия множества полноценных альтернатив (об этом — чуть позже). Тем не менее, львиная доля участников крипторынка работает именно с этими ущербными стейблкоинами: USDT и USDC. Не то чтобы предпочитает, но просто работает. Де-факто. Почему?

Причин три:

  1. USDT и USDC были первыми стейблкоинами, созданными финтеховскими компаниями задолго до того, как на свет появился полноценный DeFi (децентрализованные финансы), в рамках которого впоследствии были разработаны качественные альтернативы, лишенные перечисленных изъянов. USDT был создан компанией Tether Limited и запущен 6 октября 2014 года под названием Realcoin. В 2015 году проект был доработан и переименован в Tether. Первичное размещение монет (ICO) Tether произошло в январе 2015 года на бирже Bitfinex. USDC был анонсирован в мае 2018 года и запущен в сентябре того же года компанией Circle в партнерстве с американской централизованной криптобиржей Coinbase через консорциум Centre.
  2. Поскольку USDT и USDC были первыми на рынке, они сразу же захватили 100% оборота на централизованных криптобиржах, которые также работали задолго до появления децентрализованных площадок обмена в рамках DeFi. Сегодня централизованные криптобиржи по-прежнему доминируют в роли главной «рампы», через которую приходят в криптомир новые пользователи. Одно утешает: рампы DeFi в 2024 году уже сравнялись по объему новых финансовых вливаний с централизованными криптобиржами и, с учетом динамики обозначенного тренда, могут выйти на первое место уже в текущем году.
  3. Подавляющее (более 90%) число пользователей, взаимодействующих сегодня с криптоактивами, разбираются в их сути чуть больше, чем… никак! И это не преувеличение, а отражение реальности: эти самые 90% приходят в «крипту» не ради изучения уникальных технологий, обладающих потенциалом раз и навсегда освободить человечество от финансового рабства, а ради молниеносного сказочного обогащения. Паттерн всегда один и универсален: вложил 20 долларов, через неделю получил 100 тысяч! Купил, например, подержанную Lamborghini и всё — жизнь удалась. Ничто другое 90% публики в крипте не интересует — поверьте человеку, который круглосуточно и профессионально погружен в этот мир последние восемь лет.

Теперь я добавлю к ложке дегтя, которую вылил на читателя выше, еще одну бочку того же пачкающего вещества.

Даже если все без исключения участники крипторынка разом станут образованными и осознают, что USDT и USDC (которые они считают «своими собственными») в любой момент могут быть заморожены (читай — отняты!) компаниями-эмитентами, это ничего не изменит. На рынке по-прежнему будут доминировать суррогаты-пародии на криптоактивы.

Фото: Formatoriginal / Alamy / Vida Press

Фото: Formatoriginal / Alamy / Vida Press

И ситуация не изменится до тех пор, пока сами централизованные криптобиржи не откажутся от USDT и USDC. Боюсь, однако, что этого никогда не случится, потому что централизованные криптобиржи являются полноценными участниками традиционной финансовой системы: оперируют в заданных юрисдикциях, подчиняются местным законодательствам, выполняют требования AML / KYC и т. п.

Единственный шанс изменить ситуацию — это полностью заместить функционал централизованных криптобирж полноценными децентрализованными, нефидуциарными и инклюзивными смарт-контрактами DeFi. 

Ключевое слово здесь — «полноценными», потому что сегодня внутри самого DeFi приходится противостоять совсем уж неприглядному тренду: множество финтех-компаний бесстыдно эксплуатирует идеалы «децентрализации», используя их в реальности лишь для ухода от всякой ответственности и оставаясь при этом в своем функционале жалким подобием централизованных криптобирж. Не все такие, но их много.

Полагаю, мы разобрались в причине, по которой пользователи российской централизованной криптобиржи Garantex лишились своих активов, хранимых в USDT. Эмитент этого стейблкоина, компания Tether, просто заморозила токены на адресах, принадлежащих бирже Garantex.

Зачем Tether это сделала? В Евросоюзе в начале 2025 года вступил в силу закон MiCA (Markets in Crypto Assets), направленный на регулирование криптовалют. Закон этот несуразный, потому как невежественный, а главное — беспомощный. В частности, в сфере стейблкоинов MiCA вводит стандарты лицензирования и регулирования для «усиления борьбы с отмыванием денег». Всё, конечно, пафосно и замечательно, но MiCA работает только на уровне централизованных криптобирж и вообще не работает на уровне DeFi.

С учетом сложившегося тренда через год-два все деньги чуть меньше чем полностью уйдут из централизованных криптобирж на DEXs (децентрализованные обменные площадки), и MiCA окажется полностью бесполезен.

Поддержать независимую журналистикуexpand

Забавно, как законотворцы в ЕС осознали свое бессилие перед DeFi и предпочли сделать вид, что децентрализованных финансов не существуют, оставив их за скобками MiCA до лучших времен.

Так вот, главный конкурент Tether и его стейблкоина USDT — другая американская компания Circle — успела заранее пролоббировать свой стабильный токен (USDC). Поэтому сегодня европейцам пользоваться им (USDC) можно, а вот USDT оказался как бы вне закона.

Смешная подробность: централизованная криптобиржа Binance, смертельно запуганная прошлогодней символической отсидкой в американской тюрьме своего демиурга Чжао Чангпэна, решила пробежаться впереди паровоза и произвела ускоренный делистинг USDT для пользователей из Евросоюза. Прогиб этот выглядел до того неприлично, что вмешалось руководство самого ЕС, упрекнув Binance в излишнем рвении: пользоваться европейским людям USDT-де можно. Но только втихую, где-нибудь на своих аккаунтах, а вот централизованным биржам его предлагать — ни-ни!

Короче говоря, Tether, похоже, решил выслужиться перед ЕС и, возможно, ускорить лицензирование в рамках MiCA собственного стейблкоина, поэтому подсуетился: добровольно подключился к санкциям 16-го пакета и отнял 28 миллионов долларов в USDT у пользователей Garantex.

Все эти неприглядные детали, впрочем, не имеют уже никакого значения. Теперь, когда есть понимание опасности, которая подстерегает каждого, кто держит на своем криптосчете стейблкоины USDT и USDC, важно знать здоровые альтернативы.

Полагаю, читатель догадывается, что среди 186 стейблкоинов несложно будет отыскать такие, которые полностью соответствуют критериям криптокошерности: децентрализации, отсутствию доверительных отношений и инклюзивности.

Навскидку могу назвать лучшие, на мой взгляд, альтернативы: это стейблкоины DAI и USDS (оба чеканятся децентрализованной автономной организацией Sky, известной до ребрендинга 18 сентября 2024 года как MakerDAO), frxUSD (стейблкоин DeFi проекта Frax Protocol), crvUSD (стейблкоин DeFi проекта Curve), GHO (стейблкоин DeFi проекта Aave), LUSD и BOLD (практически идеальные децентрализованные стейблкоины от Liquity Protocol), DJED (уникальный алгоритмический стейблкоин, развернутый в сети Cardano).

Единственная проблема, с которой может столкнуться сегодня пользователь, работающий с перечисленными стейблкоинами, — это относительно малая ликвидность.

Так, капитализация DAI составляет лишь 4,4 млрд долларов, USDS — 4,7 млрд, frxUSD — 196 млн, crvUSD — 60 млн, GHO — 203 млн, LUSD — 50 млн, BOLD — 7 млн, DJED — 4 млн.

Если кому-то этих денег не хватает, то в арсенале DeFi всегда найдется множество магических фокусов, которые позволяют оставаться в экосистеме фидуциарных стейблкоинов (USDT, USDC) и при этом вырвать жало у эмитента, лишив его возможности замораживать активы.

Надеюсь, что мне-таки удалось сегодня донести главный урок из истории с Garantex:

  • не нужно, пожалуйста, пользоваться псевдо-стейблкоинами, какими бы популярными они ни были;
  • существует море полноценных альтернатив, которые исключают возможность для каких-то корпораций и государств воровать финансовые активы ни в чём не повинных пользователей.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.