Три патриарха — один призыв
Три христианских патриарха, возглавляющих Сирийские церкви, подписали 8 марта заявление с осуждением «массовых убийств невинных мирных жителей», начавшихся накануне в северо-западных регионах Сирии: Латакии и Тартусе. Примечательно, что руководство церквей, по-видимому, не имеет доступа к собственным официальным сайтам: заявление было размещено в фейсбук-аккаунте православного Антиохийского патриархата (с центром в Дамаске). Помимо православного патриарха Иоанна Х, известного своими тесными контактами с Москвой, подписи под документом поставили главы Сирийской яковитской церкви патриарх Игнатий Ефрем II и Мелькитской католической церкви патриарх Иосиф Абси.
От имени своих общин, которые, по разным данным, объединяют от двух до восьми процентов населения Сирии, патриархи призвали суннитское правительство Абу Мухаммада Аль-Джулани (псевдоним, принятый им после захвата власти; можно расценивать как акт смены идентичности) немедленно прекратить «ужасные действия, которые противоречат всем человеческим и моральным ценностям». Православный патриарх Иоанн Х 9 марта служил в Дамаске, но жить он предпочитает в своей «запасной» резиденции при Баламандском монастыре в Ливане, что позволяет ему чувствовать себя в относительной безопасности. Где находятся два других предстоятеля, подписавших заявление, достоверно неизвестно.
Оптимистическую тональность, звучавшую в декабрьских высказываниях христианских лидеров Сирии, в заявлении от 8 марта сменили сомнения в том, что новая власть сможет обеспечить «переход к государству, уважающему всех своих граждан», и построить общество, «основанное на равном гражданстве и подлинном партнерстве, свободное от логики мести и отчуждения». Это явный намек на то, что первые три месяца правления радикальных суннитов из группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ), итогом которых и стала резня в Латакии и Тартусе, обозначили курс на формирование в Сирии моноконфессионального (суннитского) государства по модели большинства арабских стран, где христиане — меньшинство, законодательно ограниченное в правах.
Заявление трех патриархов завершается молитвой и призывом к сохранению территориальной целостности Сирии, которую ставят под вопрос восставшие против ХТШ алавиты — последователи гностического прошиитского (а значит, и проиранского) течения,
населяющие Латакию и Тартус и ставшие главными жертвами резни.

Патриарх Иоанна Х в Мариамитском соборе, Дамаск, 25 декабря 2024 года. Фото: Ammar Abd Rabbo / Abaca / Sipa USA / Vida Press
Вечером 10 марта, на фоне практически полного молчания российских властей относительно происходящего в их бывшей вотчине, где до сих пор расположены военные базы РФ, с неофициальным заявлением об убийствах мирных жителей Сирии выступил Владимир Легойда — пресс-секретарь патриарха РПЦ и глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ. Он поставил акцент на религиозной мотивации боевиков ХТШ, использующих оружие массового поражения против населения северо-западных провинций Сирии: «Они <мирные жители. — Прим. авт.> были преданы смерти за то, что не разделяют религиозных убеждений тех людей, которые вооружены и готовы применять насилие. Среди убитых значительную часть составляют сирийские христиане».
Такой акцент контрастирует с риторикой российской пропаганды, которая продолжает называть ХТШ, вышедшую из недр ИГИЛ, «силами безопасности Сирии», а алавитов — «вооруженными сторонниками бывшего президента». Непривычно политкорректный язык официальных российских СМИ в данном случае обусловлен страхами Кремля насчет судьбы несметных арсеналов оружия, завезенных в Сирию при Асаде. Пока правительство ХТШ разрешает его понемногу вывозить из страны, но может в любой момент и запретить. Такое положение РФ (СССР) в ближневосточном регионе можно признать самым унизительным для нее за все десятилетия после Второй мировой войны…
Легойда призвал «остановить творящееся беззаконие, прекратить произвол боевиков, получивших власть, не ограниченную ни законом, ни совестью».
Не будучи священнослужителем, он «благословил» «усилия российских военнослужащих, благодаря которым военная база в Хмеймиме стала убежищем для мирных жителей Латакии и Тартуса», по его словам, находившихся под угрозой убийства.
Каких-либо официальных заявлений патриарха или органов управления РПЦ (типа «профильного» Отдела внешних церковных связей) о резне в Сирии на момент написания этой статьи не последовало.
Сколько-нибудь объективное представление о происходящем в Латакии и Тартусе в эти дни сформировать невозможно: авторитетные международные СМИ дают противоречивые оценки как числа жертв (от 200 до нескольких тысяч), так и причин случившегося (провокация оппозиции и ее зарубежных спонсоров либо политика геноцида со стороны режима ХТШ). Однако все источники сходятся в том, что среди убитых 6–10 марта на северо-западе Сирии преобладают гражданские лица, в том числе женщины и дети, а наиболее массовые расправы имели место в городах Джабла и Банияс. Несколько сотен алавитов и христиан, по данным российских властей, нашли приют на летном поле военной базы Хмеймим, которую все еще охраняют ВС РФ.

Владимир Легойда. Фото: Евгений Реутов / Росконгресс
По версии правительства ХТШ, беспорядки спровоцировали вооруженные отряды алавитов, якобы получившие помощь из Ирана и атаковавшие подразделения суннитов. Но при нынешнем положении алавитов, составляющих примерно десятую часть населения Сирии и проживающих довольно компактно, такие действия с их стороны выглядят абсурдно. Алавиты — естественные союзники сирийских христиан, которые в свое время основали партию «БААС», служившую опорой диктатуры Хафеза и Башира Асадов. «Учение алавитов, которого придерживалось семейство Асадов и его окружение, — рассказывала «Новая-Европа», — представляет собой причудливый микс ислама, христианства и доисламских сиро-арабских верований. Подобно христианам, они признают наличие трех ипостасей в едином Боге, а также боговоплощение.
Алавитские обряды проводятся тайно, в особых часовнях на вершинах гор, однако некоторые исследователи утверждают, что во время этих обрядов читается Евангелие и даже происходит причащение вином».
Сунниты, как правило, не признают принадлежность алавитов к исламу, однако в 1980-е гг. ее признали лидеры иранских шиитов (видимо, не столько из религиозных, сколько из политических соображений: ради усиления позиций Ирана в подбрюшье Израиля). Несмотря на это, израильское руководство, в отличие от многих западных лидеров, ведет себя в нынешней ситуации очень достойно: министр обороны Исраэль Кац назвал лидера нового руководства Сирии Аль-Джулани «террористом-джихадистом из школы Аль-Каиды, совершающим зверства против гражданского населения».

Тело погибшего на дороге после столкновений, Джабле, Латакия, 9 марта 2025 года. Фото: Mohamad Daboul / EPA
Как рассказал «Новой-Европе» источник в московском подворье Антиохийского патриархата, боевики ХТШ, в том числе наемники из стран Центральной Азии, разрушают в Латакии и Тартусе молитвенные здания («часовни») алавитов, а также оскверняют христианские храмы и публично оскверняют иконы. По предварительным данным, чиновники нового правительства в Дамаске такие «эксцессы» не одобряют и обещают провести расследование, показательно покарав виновных из числа наемников.
Происходящие в эти дни преступления против человечности на северо-западе Сирии должны привести к переоценке режима ХТШ международным сообществом. А дальнейшее сокращение доли христиан в населении страны лишь укрепит фундаменталистский суннитский пояс, растянувшийся уже от Саудовской Аравии до Ливии.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: contact@novayagazeta.eu
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».