«America will be woke no longer», — заявил Трамп на днях в обращении к Конгрессу, еще раз подчеркнув: его администрации отказывается от поддержки «воук-культуры», которая продвигает принципы инклюзивности и социальной справедливости.
Рустам Александер объясняет, почему последствия риторики Трампа касаются не только США и опасны для устройства нашего общества.
Что представляет собой «воук-культура»? Слово «воук» происходит от английского глагола «awake» — то есть «просыпаться». Имеется в виду бдительность общества по отношению к проблемам социального неравенства: например, расовой или гендерной дискриминации, а также любым формам дискриминации, которые легко «проспать» и о важности которых легко забыть. О «воук-культуре» активно заговорили с начала 2010-х, по мере роста популярности движения Black Lives Matter. Однако уже к концу 2010-х многие консервативные политики из США и других стран начали высказывать свое недовольство «чрезмерным» навязыванием принципов социальной справедливости и говорили, что сторонники таких принципов перегибают палку.
Заявление Трампа Конгрессу о том, что в США больше не будет места повестке «воук» — не гром среди ясного неба. Уже в январе 2025 года его администрация начала активно демонтировать один из самых важных принципов современного американского демократического общества — DEI (diversity, equality, and inclusion — разнообразие, равенство и инклюзивность).
В США принципы DEI начали закладываться в 1960-х годах: тогда в стране набирало обороты движение за гражданские права темнокожих людей. В 1961 году Джон Кеннеди специальным указом ввел принцип affirmative action (дословно — позитивное действие), целью которого было обеспечить подлинное равенство возможностей для каждого, вне зависимости от расы и убеждений. Указ Кеннеди не объяснял, какие именно действия должно предпринимать государство, но позднее понятие affirmative action стало ассоциироваться с «позитивной дискриминацией» — определенными привилегиями для представителей угнетаемых групп. По мере того как эти принципы стали укрепляться в американском обществе, под ними стала также подразумеваться защита прав ЛГБТ и другие практики инклюзивности. Однако в 2023 году в США началось общественное движение по их отмене: Верховный суд США отменил политику affirmative action при наборе студентов в американские университеты. Консерваторы поддержали это решение, Илон Маск во всеуслышание заявил, что принципы DEI «должны умереть», а после победы Трампа отмена DEI стала государственной политикой.

Активисты на акции протеста в США в Уэст-Палм-Бич, Флорида, США, 28 февраля 2025 года. Фото: Cristobal Herrera-Ulashkevich / EPA-EFE
Культура воук не беспроблемна — это действительно так. В ней есть вещи, способные раздражать, — особенно тех людей, которым выпала удача не быть носителем ни одной из черт, на основе которых их можно дискриминировать.
Но стоит признать, что в основе «воук-культуры» лежат благородные принципы — стремление к более справедливому обществу, где все люди имеют равные возможности и права, независимо от своего происхождения, пола или ориентации. Кроме того, исследования показывают, что общество только выигрывает от инклюзивности.
В чём опасность атаки на воук-культуру со стороны Дональда Трампа — американского президента? Отмена принципов инклюзивности становится удобным политическим инструментом. Попробуйте спросить любого политика, что такое культура «воук», — он вряд ли сможет дать вам четкое определение. При этом политики активно используют обвинения в воукизме как удобный лозунг для очернения идей, которые не соответствуют их повестке. Когда говорится «о, это всё воукизм», мы как бы сразу, заранее абстрагируемся от серьезного анализа совершенно конкретных проблем. Мобилизуя электорат на основе ненависти к воук-культуре, политики посылают негативный сигнал людям, которые действительно, объективно являются жертвами дискриминационных практик.
Политика Трампа по отмене DEI начала вдохновлять чиновников и бизнесменов по всему миру, а его четкое заявление в Конгрессе о том, что Америка больше не будет поддерживать воук-движение, посылает ясный сигнал людям, которым эта воук-культура просто «надоела». Даже в Австралии, где политика инклюзивности считается фундаментальной и способствующей богатству, процветанию и развитию страны, один из фаворитов предвыборной гонки за пост премьер-министра Питер Даттон активно обещает избирателям положить конец «воукизму». В своем недавнем интервью Даттон заявил, что воук-культура и политическая корректность надоела австралийцам, ведь многие жители страны не могут взять ипотеку, а также платить по счетам, которые продолжают расти. Вот такой пример подмены понятий. Австралийские миллионеры открыто восхищаются Трампом, публично выражая надежду, что его политика в отношении воук-культуры будет принята в случае победы Даттона.
Чем чреваты все эти высказывания? Еще большей поляризацией общества — любая попытка обсудить вопросы инклюзивности и равенства воспринимается как нечто раздражающее. Отмена культуры-воук рискует привести к тому, что те, кто подвергается дискриминации, снова будут проигнорированы. И вместо того, чтобы найти какой-то баланс между инклюзивностью без «навязывания», Трамп разжигает новые культурные войны, которые, без сомнения, будут разгораться и в других странах.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: contact@novayagazeta.eu
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».