Минобороны РФ не разрывает контракты со срочниками из воинских частей в Чебаркуле, которые ранее были признаны незаконными. Об этом пишет издание «Вот так» со ссылкой на родственников военных.
В октябре 2024 года солдаты воинской части в Чебаркуле рассказали, что руководство подделало их подписи в контрактах, а других обманом и угрозами заставило подписать документы. Родственники военнослужащих отправили жалобы командованию, прокуратуре, в суды и Владимиру Путину.
В середине февраля 2025 года военная прокуратура признала, что подписи в военных контрактах срочников были подделаны, и потребовала расторжения контрактов с 13 срочниками.
«Прокуратура ни слова не обронила о нарушении прав срочников. Но сказали, что имеет место общественный резонанс и недовольство, родители пишут жалобы в прокуратуру и президенту. Это, по мнению прокуратуры, подрывает авторитет Вооруженных сил», — рассказал юрист «Школы призывника» Тимофей Васькин.
В начале марта Центральная военная прокуратура в ответ на запрос челябинского издания 74.ru заявила, что в Чебарульском гарнизоне «нарушения закона» с заключениями контрактов «были устранены». Однако, как выяснило издание «Вот Так», ничего не изменилось.
Четверо родственников срочников, которых принудили заключить контракт, рассказали «Вот Так», что документы так и не были отозваны. Все они отмечают, что другим срочникам, с семьями которых они общаются, также не расторгли контракты.
«Что-то изменилось [после постановлений военной прокуратуры]? Ответ — нет. Надеюсь на чудо», — отмечает мать одного из военных в беседе с журналистами.
Военные части не принимают документы от них, а семьи боятся давления. В некоторых случаях срочников отправляют на войну быстрее, если их семьи борются за их права. Мать одного из пострадавших рассказала, что после ее обращения к командованию сыну начали угрожать отправкой на фронт:
«Боюсь лишний шаг сделать. После последнего визита в часть командиры накинулись на сына, что будто я устроила в штабе разборки, [говорят], что пора отправить его «куда подальше». Боюсь за сына. Теперь надеюсь на то, что суд примет нашу сторону», — сказала она.
Мать другого военного, Матвея, рассказала изданию, что суд не удовлетворил иск и контракт ее сына не стали отменять.
Известно лишь об одном достоверном случае, когда срочнику из Чебаркуля удалось аннулировать незаконно заключенный контракт. Военнослужащий по имени Максим сообщил журналистам «Вот Так», что ему удалось расторгнуть договор, по которому он должен был отправиться на фронт.
По словам Максима, добиться этого ему удалось без суда. Сначала он подал в суд, но «потом все решилось само» — контракт отозвали и так, поэтому новобранец забрал свой иск. Военный считает, что добиться расторжения ему помог общественный резонанс.
Известно и о других предположительно успешных случаях разрыва контракта. Однако подтверждающих это документов журналистам представлено не было.
Накануне Владимир Путин сообщил, что «ребят со срочной службы мы не направляем в зону боевых действий». Заявление он сделал во время общения с сотрудницами и подопечными фонда поддержки участников войны «Защитники Отечества» перед 8 марта.
При этом в конце февраля было известно о как минимум 25 погибших срочниках только в ходе вторжения ВСУ в Курскую область. Всего за время полномасштабной войны погибли не менее 159 срочников, выясняли журналисты «Русской службы Би-би-си» и «Медиазоны».