1 марта в Абхазии проходит второй тур досрочных президентских выборов. Противостояние между Бадрой Гунбой и Адгуром Ардзинбой привлекает пристальное внимание России. Стороны вот уже несколько месяцев клеймят друг друга «пророссийскими» или «протурецкими» кандидатами, а кремлевская пропаганда активно призывает к усилению контроля за непризнанной республикой и ее жителями.
«Новая газета Европа» рассказывает, как Абхазия готовилась к финальной борьбе за власть, как на ситуацию влияет Россия и почему именно голос армян может стать решающим.
Под крылом самолета Москва — Сухум
31 января, за две недели до выборов в Абхазию, из Москвы прибыл замруководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко. Рожденный в абхазской столице Сухум, новый куратор сразу же объявил, что строительство республиканской детской больницы будет закончено, а сухумский аэропорт начнет свою работу уже в мае. Приезд Кириенко встретила позитивно даже оппозиция, которая активно продвигает идею независимости от России.
— Кириенко, когда приехал, сказал одну важную вещь: Россия примет любой выбор абхазского народа. Это сняло часть напряжения вокруг выборов, — рассказывает «Новой-Европа» оппозиционер и экс-депутат абхазского парламента Тенгиз Агрба.
С ним согласна и местная журналистка Изида Чания. В разговоре с «Новой-Европа» она уточнила, что особенно позитивно были восприняты слова Кириенко о том, что инвестиционное соглашение, которое спровоцировало протесты в республике, было подписано на невыгодных для Абхазии условиях.
Перед приездом Кириенко Кремль в течение нескольких месяцев после ноябрьских протестов и отставки пророссийского президента Аслана Бжании пытался взять ситуацию под контроль. Новый куратор должен продолжить политику задабривания, в рамках которой в Абхазию наладили поставки электричества, которое ранее отключали по несколько часов в день, а местным бюджетникам выделили 416 млн рублей из российского бюджета, чтобы закрыть долги по зарплатам. Не забыл Кириенко и одобрительно кивнуть в сторону одного из кандидатов в президенты Абхазии, в ходе своей недолгой поездки он успел встретиться с Бадрой Гунбой.
Спустя неделю после отъезда Кириенко именно Бадра Гунба прилетел в строящийся аэропорт на тестовом рейсе Москва — Сухум. Симпатии к Гунбе со стороны Москвы стали очевидны еще с момента ноябрьских протестов в Абхазии. Бадра принадлежит к команде ушедшего в отставку президента Аслана Бжании, и в рамках временного правительства именно он занял пост исполняющего обязанности президента. Абхазский юрист Саид Гезердава в разговоре с «Новой-Европа» утверждает, что московская политика задабривания напрямую связана с тем, что именно Гунба находится сейчас у власти.
— Это никакое не совпадение. Идет активная работа над имиджем. Надо было вытянуть Гунбу, потому что пять лет он где-то находился в тени и его было не видно и не слышно. Сейчас надо его имидж вытянуть, показать его самостоятельной фигурой, что он умеет общаться с российским истеблишментом и что они доверяют ему, — добавляет Гезердава.

Сергей Кириенко. Фото: premier.gov.ru
Армянская победа Кремля
Кремль поставил на Гунбу и угадал: тот выиграл первый тур с почти 46 тысячами голосов (46% от общего числа). Его главный оппонент и лидер протестов против правительства Бжании Адгур Ардзинба набрал 37%. Выборы проходили в атмосфере общего недоверия, изначально власти должны были открыть три участка для абхазских диаспор за рубежом, однако турецкий участок в городе Сакарья был закрыт без объяснения причин (в Турции живет крупнейшая община абхазов), а на участке в Черкесске были выявлены нарушения.
При объявлении результатов оппозиция выяснила, что за «пророссийского» кандидата Бадру Гунбу проголосовала почти вся армянская община. По данным местного СМИ «Республика», около 20 тысяч армян выбрали в президенты именно кандидата от действующей власти.
Юрист Саид Гезердава говорит о том, что такие данные необходимо дополнительно проверять, однако общий паттерн о том, что на этих выборах неожиданно для всех армянская община проголосовала за одного кандидата, действительно имеется.
На этом фоне в Абхазии обострился национальный вопрос. Один из оппозиционеров и племянник действующего премьер-министра Энвер Бганба попал в скандал из-за угроз армянскому меньшинству республики.
— Я так вижу, что это связано с беспрецедентным вмешательством извне в наши выборы. У армян большая диаспора по миру, в том числе в России. Единодушие в голосах армян связано с тем, что люди из московской диаспоры сказали им голосовать за Гунбу. Это очень опасное дело, получается, что у нас в Абхазии живет сейчас группа людей, которая готова делать что-либо по указке извне, — говорит Агрба.

Кандидат в президенты Бадра Гунба. Фото: соцсети / Telegram / Гунба-2025
В качестве человека, который мог повлиять на армянскую общину, эксперты «Новой-Европа» называют живущего в Сочи Рубена Татуляна, по прозвищу Робсон. Криминальный авторитет уже несколько лет имеет абхазский паспорт.
— В армянских селах проводились в выборный период всяческие работы. Им делали дороги, устанавливали трансформаторы — в общем, предлагали селам различные блага в обмен на голоса, — утверждает Чания.
Мимозный кризис
За неделю до второго тура в сети начали появляться видео с собирающимися на границе России и Абхазии недовольными продавцами мимозы. Предпринимателей с цветами перестали пускать в Краснодарский край в преддверии 8 марта. Абхазия — поставщик мимозы, в прошлом году экспортировано было более 200 тонн. Российские пограничники в ответ на протесты абхазских торговцев сказали «разбираться со своими».
Официальной причиной запрета на вывоз власти Абхазии называют карантин со стороны России. Якобы в одной из партий цветов был найден калифорнийский цветочный трипс, однако в новых партиях ничего найдено не было.
На этом фоне появились новости о том, что запрет на вывоз мимозы был введен в рамках ограничения перемещения для армянских избирателей. По словам оппозиции, многие члены армянской общины активно участвуют в продаже мимозы, что означает необходимость их отъезда из страны на время второго тура президентских выборов.
— Сейчас идет серьезная борьба за избирателей, так что эта версия может иметь под собой основания. Последние месяцы формируется очень позитивный имидж Российской Федерации — и тут вдруг такая ограничительная мера. Непонятно, чем она может быть вызвана, если только не желанием как-то собрать избирателей, — рассуждает Саид Гезердава.
По следам Анкары
Еще с ноябрьских протестов в Абхазии активно циркулировали слухи о «протурецкости» одного из кандидатов и лидера оппозиции — Адгура Ардзинбы. В республике, которая настолько зависима от России, а также густо населена армянами, такая риторика способна стать серьезной проблемой для политика.
— Это манипуляция сознанием, прежде всего, манипуляция сознанием армянского населения, которому пытались в виде вот этого кандидата создать такое пугало. В медиа циркулировали совершенно невероятные истории о завозе турков в Абхазию, которые устроят здесь резню. Совершенно необыкновенные рассказы, граничащие с безумием. Какая-то категория населения, конечно, в это верила, — говорит Чания.
Связь Ардзинбы с Турцией никто из его критиков так и не подтвердил. Адгур так и вовсе утверждал, что главный союзник Абхазии — это Россия, и активно показывал свою приверженность Москве.
— Протурецкость или прозападность Арздинбы — это смешно. То, что Адгур открыт миру, не означает того, что он против России, — добавляет Агрба.

Кандидат в президенты Адгур Ардзинба. Фото: соцсети / Telegram / Адгур Ардзинба
Все эксперты, с которыми поговорила «Новая-Европа», утверждают, что нападки на Ардзинбу — это скоординированная кампания. Еще до начала выборов «Ботнадзор» заметил, что российские боты начали активно призывать к открытию участков в России и позитивно высказываться за кандидатуру Бадры Гунбы. В Z-каналах, освещавших выборы в республике, когда речь заходила об Ардзинбе, активно использовали такие формулировки, как «османский ставленник» и «антироссийский кандидат». Телеграм-канал Readovka активно искал в действиях Ардзинбы «турецкий след» и вырывал его цитаты из контекста.
О ситуации в Абхазии высказался и российский пропагандист Владимир Соловьев. «То есть сдать сейчас свой суверенитет, свою независимость. Всё, что было достигнуто. Любовь русского народа! Гигантскую помощь от России. Сдать кому? Выпускнику одной из гюленовских структур (Ардзинба учился в одном из турецких колледжей)?» — возмущался телеведущий.
По словам местной журналистки Изиды Чании, российская пропаганда действительно влияет на выбор абхазов.
— Около 80% жителей получают информацию из российских медиа. И конечно, чаще всего это государственные каналы. Когда в России заявляют, что какое-либо действие чревато разрывом отношений, в Абхазии это вызывает серьезную обеспокоенность. Даже на таком простом народном уровне, — говорит Чания.
«Эти выборы про уважение»
Перед вторым туром шансы кандидатов примерно равны, утверждают опрошенные «Новой-Европа» эксперты. Ни один из кандидатов, выбывших в первом туре, не выразил открыто свою поддержку ни Ардзинбе, ни Гунбе.
Россия, по словам Саида Гезердавы, уже выбрала своего кандидата и ставит именно на фигуру исполняющего обязанности президента. При этом особой разницы между позициями кандидатов по отношению к своему большому соседу нет.
— Ардзинба выступает за более жесткий подход к инвестиционному соглашению с Россией, с вопросом о передаче ФСБ дачи в Пицунде, но межгосударственные отношения не уйдут, если выберут Ардзинбу, — добавляет Гезердава.
Оппозиционер Тенгиз Агрба называет эти выборы важнейшими за последние годы и говорит об опасности контроля России за абхазской политикой.
— Многим российским бизнесменам стало тяжелее вкладывать свои деньги за границей, а Абхазия — это близкий и понятный вариант. Поэтому нам так активно впихивали это инвестиционное соглашение. Аслан Бжания, а теперь и Бадра Гунба находятся в кармане у Кремля, и они будут продавливать интересы Москвы, даже если это будет вредить интересам Абхазии. Для меня эти выборы — про уважение к нашему народу, — говорит Агрба.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: contact@novayagazeta.eu
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».