Иркутский областной суд вынес приговор 12 заключенным по делу о массовых беспорядках (ч.ч. 1, 2 ст. 212 УК) и дезорганизации работы (ч. 3 ст. 321 УК) ИК-15 в Ангарске. Об этом сообщила пресс-служба иркутского управления СК.
Подсудимые получили от 5,5 до 21 года лишения свободы. Трое из них будут отбывать первые от трех до пяти лет заключения в тюрьме, после чего осужденных переведут в колонию, добавили в ведомстве.
Самый длительный срок получил Антон Оленников — 21 год в колонии строгого режима, отметило издание «Ирсити». При назначении наказания суд учел, что в 2024 году заключенного приговорили к 14 годам колонии по делу о пытках и сексуализированном насилии в отношении заключенных из ИК-15 в иркутском СИЗО-1. В следственный изолятор мужчина попал после бунта в ангарской колонии.
Александра Панчихина, Степана Степанова и Дениса Саркисьяна приговорили к 5,5 года колонии строгого режима, Айыраша Сарыглара — к шести годам особого режима, Александра Эпова и Евгения Гавриша — к 14 годам лишения свободы, Олега Ващенко — к 14,5 годам, Виктора Алешина, Виталия Коренева, Семена Францева — к 15 годам, Хумайда Хайдаева — к 17 годам. Все назначенные судом сроки меньше, чем запрашивало обвинение, подчеркнуло «Ирсити».
Большинству заключенных к наказанию прибавили один день в колонии строгого режима. Это произошло, потому что осужденные не успели отбыть свои предыдущие сроки и их добавили к приговору по делу о бунте. Также суд взыскал с заключенных от 350 до 500 тысяч в пользу государства за расходы на адвокатские услуги.
В апреле 2020 года в исправительной колонии строгого режима № 15 по Иркутской области в Ангарске произошел бунт. Он начался после того, как один из заключенных сообщил об избиении сотрудником колонии. Около 20 человек из солидарности порезали вены. В знак протеста заключенные отказались выполнять требования и подожгли цех деревообработки.
Изначально в причастности к бунту в ангарской колонии обвиняли 19 человек. Шестеро из них, не дожидаясь приговора, в декабре 2024 года подписали контракт с Минобороны и отправились на войну в Украине, а еще один скончался в колонии.
Многих участников бунта в ангарской ИК-15 перевели в СИЗО №1 в Иркутске и СИЗО №6 в Ангарске. Некоторые заключенные позже рассказали о пытках. Один из них, Евгений Юрченко, зимой 2021 года сообщал «Новой газете» о многочисленных избиениях и изнасилованиях в изоляторе №6.
О применении насилия со стороны сотрудничающих с ФСИН заключенных заявлял также Ондар Кежик. В 2019 году его осудили за кражу лошади. Мужчина отбывал наказание в ангарской ИК-15. После бунта в колонии его перевели в СИЗО-1 Иркутска. Сотрудники изолятора требовали от Кежика признать, что он причастен к поджогу колонии и убийству человека. После его отказа сотрудники заставили других заключенных СИЗО пытать его.
В августе 2023 года Иркутский областной суд приговорил пятерых бывших сотрудников ФСИН к реальным срокам по делу о пытках Кежика. Экс-начальник по оперативной работе Максим Вольф получил пять лет колонии. Его подчиненных Андрея Мелентьева, Максима Данчинова, Евгения Шадаева и Андрея Москвитина осудили на четыре года. Всех пятерых признали виновными в превышении должностных полномочий.
В январе этого года суд апелляционной инстанции смягчил приговоры экс-сотрудникам ФСИН, после чего они вышли на свободу.
В мае 2024 года заключенных, причастных к пыткам Кежика, приговорили к срокам от 10 до 11 лет колонии. Сам пострадавший после произошедшего перенес несколько операций и получил статус инвалида, рассказывали «Люди Байкала». Он вышел из колонии осенью 2022 года и на заседания суда не приходил.