СюжетыПолитика

Между добром и нейтралитетом

США пытаются смягчить позицию западных союзников Украины по отношению к Кремлю. Но Европа открыто сопротивляется Вашингтону — как на полях ООН, так и по вопросу поставок Киеву

Между добром и нейтралитетом

Президент США Дональд Трамп и президент Франции Эммануэль Макрон пожимают друг другу руки после совместной пресс-конференции в Белом доме, Вашингтон, США, 24 февраля 2025 года. Фото: Shawn Thew / EPA

Предпринятые за последнюю неделю попытки администрации Трампа добиться отказа международного сообщества от прежнего уровня поддержки Украины внесли серьезный разлад в коалицию поддержки Киева, но пока что не смогли ее полностью уничтожить. Наглядно это продемонстрировало состоявшееся в понедельник — в день третьей годовщины со дня начала полномасштабного вторжения России в Украину — заседание Генассамблеи ООН.

При голосовании по украинской резолюции с осуждением российского вторжения США оказались в явном меньшинстве, но зато по одну сторону с Россией, Беларусью, КНДР и Эритреей. Более того, западные союзники Украины пошли на своеобразный «рейдерский захват» альтернативного — американского проекта резолюции: приняли к нему поправки с критикой «агрессии России», что лишило изначально нейтральный документ того смысла, какой в него закладывала команда Трампа. Правда, позднее на заседании Совета Безопасности ООН Вашингтону всё же удалось протолкнуть свою резолюцию, принятую десятью голосами, в том числе США, Россией и Китаем.

Не без оговорок, но единство с Украиной продемонстрировали и европейские политики, в понедельник собравшиеся кто в Брюсселе, а кто в Киеве. На уровне всего ЕС непросто прийти к консенсусу по поводу военной помощи Киеву, но отдельным странам самим по себе ничего не мешает продолжать поддержку Украины.

«Новая-Европа» разбиралась, как совокупные действия европейских союзников Киева в последние дни показали, что идея «мира через силу», подразумевающая максимальную поддержку Украины накануне переговоров с Москвой, еще жива, несмотря на всё стремление Вашингтона ее похоронить.

Битва концепций

Заседание Генассамблеи ООН, посвященное третьей годовщине с момента начала полномасштабного вторжения России в Украину, стало самым ярким показателем того, насколько кардинально изменился мир за последние месяцы.

На голосование были вынесены сразу две резолюции, приуроченные к этой дате. Украина подготовила традиционный по своей тональности документ с требованием к России «немедленно, полностью и безоговорочно вывести все свои военные силы с территории Украины в пределах ее международно признанных границ». Соавторами проекта резолюции стали более полусотни стран, включая все государства ЕС. А вот США среди них — и это была настоящая сенсация — не оказалось.

Вашингтон подготовил свой документ, не похожий на всё то, что принималось по этой теме за последние три года. Обойдясь без обвинений в адрес Москвы, авторы проекта резолюции призвали к скорейшему «прекращению конфликта» и «прочному миру между Украиной и Россией».

Там же отмечалось, что Генассамблея скорбит о трагической гибели людей в ходе «российско-украинского конфликта».

Украинские чиновники сочли текст этой резолюции не призывом к миру, а «призывом к умиротворению с Путиным». Столь же сильно их возмутило то, что США потребовали от Украины отозвать свой вариант резолюции. По данным The Washington Post, это «шокировало» администрацию Владимира Зеленского и лично президента, приказавшего МИД Украины не идти на поводу у Вашингтона. В итоге в понедельник на голосование 193 членов ООН было вынесено сразу два проекта резолюции.

Заместитель министра иностранных дел Украины Марьяна Беца выступает перед голосованием Генеральной Ассамблеи ООН по резолюции по Украине, Нью-Йорк, 24 февраля 2025 года. Фото: Sarah Yenesel / EPA

Заместитель министра иностранных дел Украины Марьяна Беца выступает перед голосованием Генеральной Ассамблеи ООН по резолюции по Украине, Нью-Йорк, 24 февраля 2025 года. Фото: Sarah Yenesel / EPA

На дебатах, предваряющих голосование, замглавы МИД Украины Марьяна Беца призвала всех понять одну мысль: «Если агрессию оправдывают, а жертву обвиняют в том, что она проявляет стойкость и хочет выжить, ни одна страна не может чувствовать себя в безопасности». Однако вслед за ней выступила представительница США Дороти Ши, напомнив, что все предыдущие резолюции ни к чему не привели. Она заверила: американское предложение — это четкий «путь к миру».

Затем за трибуну встал постпред РФ при ООН Василий Небензя. Вначале он прочитал традиционную речь про историю конфликта по версии Москвы: возникновение «антироссийского проекта «Украина»», «антиконституционный госпереворот в феврале 2014 года» и т. д. Однако в конце своего выступления Небензя констатировал, что постепенно, к февралю 2025 года, ветер [настроений в мире] переменился и оформился четкий запрос на мир». «Не дайте себя обмануть. Проголосуйте против украинского проекта, примите верное решение», — призвал он.

Подмена резолюций 

Но результат оказался совсем не таким, на какой рассчитывал Небензя. Украинскую резолюцию поддержали 93 члена ООН. Против выступили 18 членов. Среди них — те, кого было привычно видеть в этом списке: Россия, Белоруссия, Корея, Эритрея, Никарагуа и одна страна ЕС — Венгрия; а также два государства, которые смотрелись в этом списке максимально странно: США и Израиль. 65 стран воздержались.

В предыдущие годы за подобные резолюции с осуждением российской агрессии голосовало обычно около 140 стран. Тем не менее, документ был принят, и это можно считать ключевым итогом.

Постпред России Василий Небензя выступает перед голосованием Генассамблеи ООН по резолюции по Украине, Нью-Йорк, 24 февраля 2025 года. Фото: Sarah Yenesel / EPA

Постпред России Василий Небензя выступает перед голосованием Генассамблеи ООН по резолюции по Украине, Нью-Йорк, 24 февраля 2025 года. Фото: Sarah Yenesel / EPA

А затем настал черед «более нейтральной» резолюции, подготовленной Вашингтоном. Правда, вначале состоялось голосование по поправкам к ней, подготовленным европейскими сторонниками поддержки Украины. И они полностью изменили тональность документа. К примеру, словосочетание «конфликт между РФ и Украиной» заменялось «полномасштабным вторжением». Кроме того, появился пункт о приверженности территориальной целостности Украины «в пределах международно признанных границ».

Поправки были приняты, и в итоге американская резолюция оказалась похожа до степени смешения с украинской. В таком виде резолюцию и одобрили: 93 голоса «за», 8 против, 73 воздержались. Среди воздержавшихся, например, были сами США, а также Израиль и Венгрия.

А Россия выступила против. На экранах показали украинских дипломатов, которые не смогли сдержать широких улыбок. Россияне же во главе с Василием Небензей были мрачны и задумчивы.

Принимаемые Генассамблеей ООН резолюции, в отличие от решений Совбеза ООН, не имеют обязательной юридической силы. Речь идет о барометре настроений в мире. И в этот раз он продемонстрировал: зародившийся в Вашингтоне ураган, несмотря на всю его мощь, радикальным образом политический климат на планете не изменил. До конца разрушить консенсус по Украине пока всё-таки не удается.

События понедельника имели во многом символическое значение, но у них могут быть и практические последствия. Как предположила газета Financial Times, сославшись на неназванные информированные источники, развернувшееся в Генассамблее противостояние способно дойти и до Совета Безопасности ООН, где США могут занять по украинскому вопросу сторону России и Китая.

Первый пример уже есть: в понедельник на заседании Совбеза была принята американская резолюция в ее изначальном виде. США, Россия и Китай ее поддержали, два оставшиеся члена Совбеза с правом вето — Великобритания и Франция — от голосования воздержались.

До сих пор все обсуждения в Совбезе украинской темы заходили в тупик: решения этого органа, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, попеременно ветировались то Россией с Китаем, то США. Теперь же теоретически может сложиться невиданная ранее ситуация: Москва, Вашингтон и Пекин в одном лагере против Великобритании и Франции, которые от поддержки Киева отказываться не собираются.

Глава дипломатии ЕС Кая Каллас, 24 февраля 2025 года. Фото: Olivier Hoslet / EPA

Глава дипломатии ЕС Кая Каллас, 24 февраля 2025 года. Фото: Olivier Hoslet / EPA

Обсудили, но решения нет

Пытаясь не допустить реализации такого экзотического, но вполне возможного в нынешних условиях сценария, президент Франции Эмманюэль Макрон и премьер-министр Великобритании Кир Стармер проводят переговоры с Трампом в Вашингтоне — 24 и 27 февраля соответственно. Цель, как сообщила газета Le Monde, донести до президента Трампа позицию европейских стран по поводу войны, а также убедить его в наличии «экзистенциальной угрозы» со стороны России.

Что такое «позиция европейских стран» — вопрос дискуссионный. Это показали состоявшиеся в понедельник в Европе обсуждения украинской темы в разных форматах.

Так, страны ЕС придерживаются разных позиций по поводу идеи конфискации замороженных в Европе российских активов — это, в общей сложности, около 219,62 млрд долларов. «За» выступают страны Балтии и Польша. «Против», среди прочих, — власти Германии, Франции, Бельгии. «У нас нет необходимой поддержки такого шага», — заявила на пресс-конференции после заседания министров иностранных дел стран ЕС глава европейской дипломатии Кая Каллас. После чего была вынуждена признать, что не надеется на достижение соглашения и в марте.

Но если этот вопрос изначально считался максимально сложным, то по другому — о новом пакете военной помощи — с министерской встречи ждали новостей. Как отмечал накануне еврокомиссар по обороне Андрюс Кубилюс,

Брюссель намерен послать Украине и миру внятный сигнал: ЕС от поддержки Киева не отказывается. Он подчеркивал, что в Европе по-прежнему придерживаются формулы «мира через силу», которая подразумевает необходимость максимального усиления Украины

на фоне возможного приближения переговоров с РФ.

СМИ со ссылкой на источники называли разные оценки того, насколько мощным будет пакет помощи из ЕС: от 6 млрд евро до 20 млрд. Сообщалось, что деньги пойдут на артиллерийские снаряды, системы ПВО, ударные ракеты высокой точности, беспилотники, оснащение и обучение двух украинских бригад. В любом случае, речь шла об очень крупном транше: с февраля 2022-го ЕС потратил на военную помощь Украине — «наравне с США» — $52 млрд (всего же европейская экономическая, гуманитарная и военная помощь составила 134 млрд евро).

Однако на пресс-конференции Кая Каллас заявила: тему обсудили, но решения нет. И теперь его можно ожидать только по итогам экстренного саммита ЕС, который был назначен на 6 марта в связи с наступлением «решающего момента для Украины и европейской безопасности».

До заседания Каллас выражала надежду, что несогласные на продолжение военных поставок Киеву страны «конструктивно воздержатся» при голосовании. В первую очередь, речь шла о Венгрии, лидеры которой ранее постоянно высказывали недовольство общеевропейской политикой на европейском направлении, но в каждый раз в последний момент снимали возражения. Но сейчас Будапешт, где ранее называли новые пакеты военной помощи Киеву затратами «на продолжение войны» за счет европейских налогоплательщиков, на такой маневр не согласился.

До 16 и дальше

Тем не менее, говорить о том, что политическая поддержка ЕС существенно ослабла — даже несмотря на кардинальный разворот американской политики — не приходится. Это доказал десант в Киеве высокопоставленных европейцев, приуроченный к третьей годовщине вторжения. В понедельник украинскую столицу посетили глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, председатель Евросовета Антониу Кошта, еврокомиссары, а также главы государств и правительств 13 стран. Они приняли участие в саммите Support Ukraine. Еще 24 лидера подключились по видеосвязи.

В ходе визита Урсула фон дер Ляйен рассказала, что в марте Киеву поступит новый транш помощи в размере 3,5 млрд евро. И это оказалась далеко не единственная позитивная для Киева новость. 

Например, Дания объявила о новом пакете военной помощи на сумму около 2 млрд крон (около 268 млн евро). Средства пойдут на поставку боеприпасов для украинских военных и создание украинской бригады совместно с северными и балтийскими странами. Швеция пообещала передать Украине системы противовоздушной обороны на 1,2 млрд шведских крон (около $113 млн). Норвегия выделит 3,5 млрд крон (314 млн долларов) на закупку военной техники для Украины.

Премьер Эстонии Кристен Михал анонсировал закупку и передачу Киеву в этом году 10 тысяч минометных снарядов за дополнительные 25 млн евро. Латвия пообещала бронетранспортеры, дроны и другое оборудование. А испанский премьер-министр Педро Санчес объявил о пакете военной помощи на 2025 год в общей сумме 1 млрд евро.

Президент Украины Владимир Зеленский и Елена Зеленская с европейскими лидерами на площади Независимости в Киеве, Украина, 24 февраля 2025 года. Фото: Javad Parsa / EPA

Президент Украины Владимир Зеленский и Елена Зеленская с европейскими лидерами на площади Независимости в Киеве, Украина, 24 февраля 2025 года. Фото: Javad Parsa / EPA

Позитивным сигналом Киеву стало и согласование ЕС нового, 16-го по счету пакета санкций против РФ. Среди мер: расширение черного списка физических лиц, компаний и танкеров из российского теневого флота, введение запрета для 13 банков на доступ к системе SWIFT, санкции против портов и аэропортов.

Введены и запретительные меры в отношении российского алюминия — правда, речь идет о поэтапном сокращении поставок, полностью запрет вступит в силу только в конце 2026 года. Помимо прочего, Брюссель запретил ввозить в Россию и джойстики для игровых приставок, посчитав, что их компоненты могут использоваться для управления дронами.

Свои санкции в тот же день расширили Великобритания, Австралия, Новая Зеландия и Канада. При этом и в Лондоне, и в Канберре назвали эти новые пакеты ограничительных мер самыми масштабными за три года войны. 

При администрации Джо Байдена в такой день последовали бы и американские санкции, но в нынешних условиях об этом не могло идти и речи. Тем не менее, как заявила в понедельник Кая Каллас, европейские страны уже начали готовить новый, 17-й по счету пакет санкций.

В видеообращении по случаю 24 февраля Антониу Кошта подчеркнул, что ЕС поддерживает Украину с первого дня и продолжит стоять на ее стороне. «Сегодня мы все — украинцы», — заявил он. Судя по голосованию в Генассамблее ООН, так же могли бы сказать и многие другие представители международного сообщества. Многие, но не США.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.