Президент США Дональд Трамп жестко высказался о Владимире Зеленском, назвав его «диктатором без выборов» и фактически обвинив в развязывании войны. По данным аналитиков, украинский президент понимает, что не может рассчитывать на поддержку Вашингтона, пока Трамп находится в Белом доме, и говорит, что «старые времена, когда Америка поддерживала Европу, прошли».
Достаточно ли одной европейской помощи для ведения войны и можно ли прогнозировать, насколько долго Украина может противостоять России без поддержки США, «Новая-Европа» спросила у экспертов.
США прекращают оказывать военную помощь Украине. Приведет ли это к быстрому коллапсу обороны ВСУ и в результате к проигрышу в войне?
СМИ сообщают, что президент США Дональд Трамп распорядился приостановить оказание военной помощи Украине, пока руководство страны не продемонстрирует «приверженность миру». Это произошло через несколько дней после перепалки Трампа с украинским президентом Владимиром Зеленским в Овальном кабинете Белого дома.
Важная, но не решающая
«Президент ясно дал понять, что он нацелен на мир, — заявил официальный представитель Белого дома. — Нам нужно, чтобы наши партнеры также были привержены этой цели. Мы приостанавливаем и пересматриваем нашу помощь, чтобы убедиться, что она способствует решению проблемы».
«По большинству пунктов американская помощь ВСУ является важной, но не решающей, — говорит “Новой-Европа” военный исследователь Кирилл Михайлов. — Если европейские государства увеличат свои поставки и выделение финансирования на увеличение производства вооружений на территории самой Украины, то ситуация может быть даже менее угрожающей, чем в 2023–2024 годах во время того, как в сенате США были заблокированы очередные пакеты помощи. Украинцы значительно нарастили собственное производство артиллерийских снарядов и дронов, на которые приходится большая часть российских потерь в последнее время. А Евросоюз наладил закупки снарядов в третьих странах за своими пределами. Таким образом Европа сможет заместить большую часть американских поставок».
По словам Кирилла Михайлова, основные проблемы с нехваткой вооружений будут связаны с прекращением поставок американских ракет для ЗРК Patriot и боекомплекта для РСЗО HIMARS. Европейских систем ПВО SAMP/T, аналогичных комплексам Patriot, в Украине всего два, тогда как батарей американских ЗРК минимум пять и они играют важнейшую роль в обеспечении безопасности крупных украинских городов в том числе от баллистических ракет. Истощение запасов корректируемых реактивных снарядов GMLRS для установок HIMARS отрицательно скажется на боеспособности ВСУ и снизит возможности поражения важных российских целей в ближнем тылу на расстоянии примерно в 50 километров от линии фронта. Нехватка американских снарядов скажется на снижении плотности артиллерийского огня. Все это приведет к гибели украинских военных и мирных жителей. Но не станет причиной быстрого коллапса всей обороны ВСУ.
«Пока неизвестно, какая именно помощь заблокирована Трампом, — рассказывает военный аналитик, бывший сотрудник СБУ Иван Ступак. — По слухам, остановятся даже поставки вооружений, уже загруженных на корабли и самолеты, а также то, что находится на складах в Польше. К примеру, непонятно, продолжатся ли поставки запасных частей для американских танков и БМП, сотни которых стоят на вооружении ВСУ. Без них сложно будет ремонтировать эту военную технику. Еще одним спорным моментом является обновление программного обеспечения для сложных систем вооружений, таких как ЗРК Patriot, РСЗО HIMARS и самолетов F-16. Без нового софта использовать это оружие станет гораздо сложнее. При загрузке полетных заданий в ракеты ATACMS также может быть необходима помощь американских специалистов». Иван Ступак утверждает, что из-за паузы в предоставлении американской помощи в 2024 году ВСУ терпели поражения на фронте и даже потеряли несколько населенных пунктов, включая город Авдеевку.
Иван Ступак, ссылаясь на западные источники, говорит, что Украина в настоящее время производит около 55 процентов от всех используемых на фронте артиллерийских снарядов. Еще 25 процентов предоставляет Европа и только 20 процентов США. При этом качество украинской продукции не всегда соответствует ожидаемому. В некоторых партиях поражала цель лишь одна из пяти запущенных минометных мин.
При этом, по словам Ивана Ступака, уже несколько месяцев практически не поступает информация о применении РСЗО HIMARS в боях. Поэтому не очевидно, что нехватка этого оружия критически отразится на боевых действиях.
Самая серьезная проблема, по мнению Ивана Ступака, это дефицит ракет для ЗРК Patriot. Тылы, гражданские объекты, инфраструктура и мирные населенные пункты будут страдать от российских ракет.
Нехватка разведданных
Важнейшим пунктом американской помощи Иван Ступак называет предоставление Киеву разведывательной информации. ВСУ потеряет возможность своевременно выявлять пуски российских баллистических и крылатых ракет, а также беспилотников, направленных на украинские города. Сложнее станет отслеживать передвижение войск армии РФ и блокировать наступательные действия. Без спутниковых снимков гораздо труднее будет готовить к запуску украинские беспилотники, нацеленные на объекты в глубине России. В настоящее время ВСУ проводят контратаки под Покровском и Торецком. Прекращение системных поставок американских боеприпасов может привести к приостановке этих операций.
СМИ сообщают, что министр обороны США Пит Хегсет «не отменял и не откладывал никаких киберопераций, направленных против злонамеренных российских целей».
«Важнейшими элементами военной помощи США Украине на данный момент являются предоставление разведданных, как спутниковых, так и других, связь через Starlink, зенитные ракеты, прежде всего для ЗРК Patriot, боеприпасы для HIMARS и ствольной артиллерии, бронетехника и запчасти, — рассказывает “Новой-Европа” военный эксперт Давид Гендельман. — Об отключении связи и разведданных на данный момент решений не сказано, в случае прекращения поставок остального перечисленного это окажет немедленный эффект: в планировании боевых действий учитывается согласованный график будущих поставок по количествам и срокам, и прекращение поставок означает режим экономии того, что уже имеется. Разумеется, чем дальше, тем эффект будет сильнее, но помимо чисто военных расчетов, возможности или невозможности замены, диверсификации и т. д., основное воздействие в данном случае политическое: такой разворот главного союзника, если он будет последовательно проводиться в жизнь, должен привести к пересмотру всей дальнейшей стратегии ведения войны украинским руководством».
Президент США Дональд Трамп 18 февраля в своей резиденции Мар-а-Лаго вышел к прессе с комментариями по внутренней и внешней политике. Большая часть его речи была посвящена переговорам России и США по Украине, которые прошли в Эр-Рияде.
Трамп жестко высказался о президенте Украины Владимире Зеленском, фактически обвинив его в развязывании войны. Он заявил, что «разочарован» жалобами украинского лидера на то, что его исключили из переговоров между Вашингтоном и Москвой. По мнению Трампа, даже «малоопытный» переговорщик много лет назад мог добиться урегулирования конфликта «без потери значительной части земли».
Президент США также потребовал от Зеленского провести выборы в Украине: по словам американского лидера, у президента Украины «рейтинг одобрения составляет 4%». Никаких подтверждений своим словам он не привел, а Зеленский назвал эти заявления российской дезинформацией.
Американский лидер добавил, что у него «есть силы, чтобы закончить эту войну», и что он думает, что «всё идет очень хорошо». По его мнению, «хорошо» в том числе прошли и переговоры в Саудовской Аравии.
На следующий день, 19 февраля, Трамп в соцсети TruthSocial назвал Зеленского «диктатором без выборов».
«Задумайтесь, умеренно успешный комик Владимир Зеленский уговорил США потратить $350 млрд на войну, которую нельзя выиграть, которая не должна была начаться, но которую он не сможет завершить без США и Трампа», — написал американский лидер.
По мнению Трампа, Зеленскому «лучше поторопиться, иначе у него не останется страны». Республиканец отметил, что США успешно ведут переговоры с Россией и что он «любит Украину, но Зеленский ужасно справился со своей работой». Он также заявил, что Европа не справилась с разрешением российско-украинского конфликта.
Тем временем в Европе заявили, что ЕС готов вместе с США добиваться справедливого и прочного мира в Украине. Председательница Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен подчеркнула, что «любое решение должно уважать независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины, подкрепленные надежными гарантиями безопасности». Она также отметила, что Евросоюз выделил на поддержание финансовой стабильности и обороноспособности Украины в общей сложности 135 млрд евро — «больше, чем любой другой союзник», — и в Брюсселе готовы «сделать еще больше».
По данным Госдепартамента США, на 20 января 2025 года за всё время полномасштабного российского вторжения в Украину Вашингтон предоставил Киеву военную помощь примерно на 69,2 млрд долларов. При этом авторитетный американский аналитический Совет по международным отношениям (Council on Foreign Relations) оценивает общий объем американской помощи Украине с начала войны в 175 млрд долларов.
Решение Трампа начать переговоры с Россией в Саудовской Аравии без Украины вызвало опасения, что он нацелен на быстрое соглашение с Путиным, которое он затем навяжет Киеву, отмечает CNN: по данным аналитика Стивена Коллинза, Зеленский понимает, что не может рассчитывать на поддержку США, пока Трамп находится в Белом доме. Поэтому на прошлой неделе украинский президент заявил: пришло время сформировать европейскую армию, поскольку «старые времена, когда Америка поддерживала Европу, прошли».

Эммануэль Макрон, Дональд Трамп и Владимир Зеленский у Елисейского дворца, Париж, Франция, 7 декабря 2024 года. Фото: Henri Szwarc / Starface / Imago Images / Scanpix / LETA
«Если США прекратят помощь, фронт не посыпется»
Украина может продержаться еще несколько месяцев без американской военной помощи, но потом ситуация с запасами снова станет критичной, заявил в комментарии «Новой-Европа» старший аналитик по Украине в International Crisis Group Люсьен Ким.
Однако аналитик Кирилл Михайлов в разговоре с «Новой-Европа» выразил мнение, что прогнозировать, сколько Украина может продержаться без помощи США, на данный момент практически невозможно. С ним согласен и независимый политический обозреватель Константин Скоркин. На это, как считает Михайлов, влияет несколько факторов:
- степень истощения российских людских и материальных ресурсов;
- уровень будущей поддержки от стран ЕС (и, с другой стороны, уровень будущей поддержки России от ее союзников, в первую очередь от КНДР);
- способность Украины решить проблемы с пополнением личного состава.
При этом эксперт отмечает, что у Украины уже есть опыт выживания без американской военной помощи в течение полугода — с осени 2023 по весну 2024 года, когда законопроект о выделении дополнительного финансирования застрял в Конгрессе. Джо Байден тогда просил выделить более 100 млрд долларов на военную помощь Украине, Израилю, Тайваню, а также укрепление южной границы США. Ключевым вопросом, по которому не могли договориться члены Конгресса, было обеспечение охраны южной границы, что требовало внести изменения в миграционную политику.
— Тогда ситуация с обеспечением теми же артиллерийскими боеприпасами стала критической, однако это не привело к коллапсу фронта или каким-либо российским стратегическим успехам, — отметил Михайлов.
В течение последних месяцев поставки из США ограничивались в основном боеприпасами для артиллерии, средств ПВО и РСЗО HIMARS, добавил эксперт.
— Что касается артиллерийских боеприпасов, то Европа способна в значительном количестве как сама их производить, так и закупать их в третьих странах или в тех же США — об этой возможности говорили в администрации Трампа. Точно так же можно организовать и закупки боеприпасов, например, для HIMARS и Patriot или наладить их производство на территории ЕС, — отмечает Михайлов.
Главный вопрос состоит в том, готовы ли в ЕС фактически удвоить расходы на помощь Украине, чтобы компенсировать потенциальное отсутствие американской военной помощи на фоне того, что европейцам теперь придется гораздо больше вкладываться и в собственную безопасность, подытожил аналитик.
Ситуацию сложно прогнозировать еще и потому, что все реальные сведения о поставках вооружений строго засекречены, а данные о производстве и наличии на складах оружия являются военной тайной, подчеркивает в разговоре с «Новой-Европа» военный аналитик, бывший сотрудник СБУ Иван Ступак.
— Я могу отметить на основании разговоров со знакомыми военными, находящимися на передовой, что сейчас на фронте нет дефицита боеприпасов, амуниции, пайков и других необходимых вещей. Год назад, к примеру, наблюдался снарядный голод. Артиллеристы жаловались на очень скудные нормы использования боекомплекта. Сейчас эта проблема не стоит. Возможно, что нехватка станет заметна спустя какое-то время. Однако ясно, что запасы сделаны. Джо Байден в конце своего срока передал Украине значительный пакет помощи. Это было сделано именно из опасений, что пришедший Дональд Трамп «задушит» поставки, — отмечает Ступак.
Поэтому в случае, если переговоры зайдут в тупик и американский президент лишит Украину военной помощи, она «сразу войну не проиграет и фронт не посыпется». Возможно, что в первые месяцы немного ускорится российское наступление, но «быстрой победы Россия не дождется», заявил военный аналитик.

Украинские военные на учениях в Донецкой области, 16 февраля 2025 года. Фото: Genya Savilov / AFP / Scanpix / LETA
При этом политолог Георгий Чижов в разговоре с «Новой-Европа» выразил мнение, что США, скорее всего, не смогут просто взять и прекратить военную помощь. Однако достоверно спрогнозировать действия Трампа нельзя, потому что он «действует за рамками каких либо красных линий и здравого смысла»:
— Если бы Трамп просто взял и перекрыл кран, он бы очень подорвал свое реноме, потому что, с одной стороны, я думаю, что большинство американцев не поддержали бы таких действий. А у Трампа большая легитимность и широкая поддержка. Он слышит чаяния простых американцев. С другой стороны, он бы очень плохо вошел в историю как человек, фактически проигравший холодную войну. Холодная война в XX веке считалась выигранной США. И вдруг происходит реинкарнация призрака этой холодной войны, и Штаты проигрывают. Это будет посильнее неудачного вывода войск из Афганистана, который очень тяжело сказался на популярности Джо Байдена, — отмечает политолог.
По его мнению, жесткая критика в адрес Зеленского — это скорее эмоциональная реакция, досада на то, что планы разрешить сложную проблему «кавалерийской атакой» пока не сбываются, и ему проще в этом обвинять именно украинского президента. Помимо этого, как отмечает политолог, Трамп таким образом хочет Зеленского припугнуть:
— Я думаю, что эти сигналы тоже всерьез рассматриваются в Киеве. С одной стороны, президент Украины оказался «пацаном из Кривого Рога», и он понимает эту пацанскую этику, когда не надо отступать. Но в то же время, когда тебе грозит авторитарный и эксцентричный правитель самой влиятельной страны в мире, которая до сих пор была твоим основным союзником, тут не задуматься нельзя, — подытожил Чижов.

Реактивная система залпового огня HIMARS в Херсонской области, Украина, 29 октября 2022 года. Фото: Hannibal Hanschke / EPA
«Европа в одиночку вряд ли сможет легко продолжить поддержку Украины»
Несмотря на волнения и критику Трампа, украинская сторона «не должна впадать в панику», заявил в разговоре с «Новой-Европа» политолог Чижов: европейские лидеры декларировали готовность усилить военную помощь Киеву.
У Европы есть финансовые ресурсы, но у нее нет промышленной мощности, чтобы заменить США, отмечает старший аналитик по Украине в International Crisis Group Люсьен Ким. Для ведения войны одной европейской помощи недостаточно, согласен Ступак, кроме того, эта помощь часто приходит с большим опозданием: так, в феврале 2023 года ЕС обещал поставить Украине миллион артиллерийских снарядов в течение года, однако сделал это с опозданием на восемь месяцев.
К концу 2025 года Европа планирует нарастить мощности по производству боеприпасов до двух миллионов снарядов в год. Но далеко не все они будут направлены в Украину, подчеркивает Ступак:
— Немалая часть пойдет на пополнение складов европейских государств. А для ведения войны Украине требуется минимум полтора миллиона снарядов в год, — говорит он.
Также надо учитывать, что некоторые виды вооружений Европа, скорее всего, не сможет поставлять совсем: по словам Ступака, речь идет о боекомплекте к ЗРК Patriot, которые могут сбивать российские баллистические ракеты.
— Кроме того, США делится с Украиной разведывательной информацией, к примеру, спутниковыми снимками. Если эту помощь также обрежут, ВСУ воевать станет гораздо сложнее. А пуски российских ракет засекать вообще, вероятно, не получится.
По словам аналитика, европейские и американские снаряды очень хорошего качества, однако высокоточные снаряды, такие как знаменитый управляемый активно-реактивный снаряд Excalibur, стоят по 5 тысяч евро. При этом корейские некачественные боеприпасы идут по 500 долларов за штуку, зато «их можно выстреливать десятками и накрывать цели площадями»:
— При этом Россия при помощи средств радиоэлектронной борьбы научилась сбивать Excalibur с курса. Их точность упала с 70% до 6%. Эти снаряды потеряли всякий смысл. Надо учитывать, что Украина наладила производство собственных снарядов. Их количество держится в секрете. И есть нарекания к качеству. Но промышленный выпуск идет. Кроме того, в Украине производятся тысячи FPV-дронов. Сейчас налажен выпуск таких БПЛА на оптоволокне. Так что в некоторых сферах вооружений Киеву даже не нужна посторонняя помощь, — утверждает Ступак.

Немецкие военнослужащие загружают ракеты для системы ПВО Patriot, Жешув, Польша, 23 января 2025 года. Фото: Kay Nietfeld / dpa / picture-alliance / Scanpix / LETA
Как заявил независимый политический обозреватель Скоркин, Европа в одиночку вряд ли сможет легко продолжить поддержку Украины. Сейчас вопрос увеличения бюджетов на оборону и так находится в центре внимания, так как Трамп требует этого от европейских стран, подчеркнул исследователь: так, Германия в 2024 потратила на военные расходы 2,12% ВВП, это в два раза больше, чем в 2014-м, но меньше, чем тратила ФРГ на оборону в 1960-е, когда, несмотря на напряженность холодной войны, на континенте не было открытых войн.
— Правительства Европы столкнулись с отсутствием мощностей для массового производства оружия, которые были свернуты после холодной войны. Никто не ожидал столь стремительного возвращения в ситуацию новой гонки вооружений. А для увеличения помощи нужно повышать расходы на оборону, что не очень просто «продать» своим избирателям, — добавил Скоркин.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: contact@novayagazeta.eu
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».